Современные социально-экономические изменения, сопровождаемые возрастанием требований к человеку, обуславливают необходимость формирования высокого уровня стрессоустойчивости, гибкости и адаптивности личности.
На сегодняшний день наличие работы имеет важное значение для большинства людей, поскольку трудовая деятельность не только обеспечивает материальную стабильность, но и способствует развитию личности, формированию самооценки, является средством самореализации и укрепления социального статуса.
В то время, как проведенные исследования показывают, что безработные намного чаще демонстрируют такие характеристики, как социальная дезадаптация, снижение уровня психологического благополучия, снижение уровня самоконтроля, самооценки и ответственности, повышение уровня тревожности и чувства беспомощности, что напрямую отражается на уровне стрессоустойчивости [12; 13; 18; 1].
И. В. Шагарова подчеркивает, что потеря работы вызывает не только экономическую, но и психологическую дестабилизацию, нарушая структуру «Я-концепции» человека и его способности к саморегуляции. Тем самым, безработица оказывает негативное влияние не только на успешность функционирования конкретной личности, но и на общество в целом [18].
Трудовая деятельность является обязательным этапом жизненного пути человека и связана со значительными умственными и физическими нагрузками, межличностными контактами, включая и конфликты. В настоящее время женщины и мужчины участвуют наравне в трудовой деятельности. Однако для женщин характерно сочетание нескольких социальных ролей — профессиональной, семейной и личностной, что создает дополнительные источники стресса. Несмотря на значительную нагрузку в быту и дефицит личного времени, большинство женщин стремятся совмещать карьеру и семейную жизнь. Невозможность полноценного сочетания этих сфер зачастую приводит к внутренним конфликтам, чувству вины и эмоциональному истощению. При доминировании профессиональной сферы женщина может испытывать напряжение из-за недостатка внимания к семье, а при сосредоточенности на домашних обязанностях — неудовлетворённость из-за отсутствия самореализации и снижения социального статуса [2].
Таким образом, многообразие социальных ролей, выполняемых женщиной, в сочетании с высокой интенсивностью трудовой деятельности и многозадачностью повседневных обязанностей создает предпосылки для возникновения перенапряжения и снижения адаптационных возможностей личности. При данных обстоятельствах ключевым фактором успешного функционирования личности становится стрессоустойчивость, обеспечивающая сохранение эмоционального равновесия, работоспособности и адаптивного поведения в ситуациях напряжения и неопределенности. В условиях быстрых изменений, высокой неопределенности и информационной нагрузки проблема стрессоустойчивости становится актуальной. В связи с чем, можно сказать, что исследование стрессоустойчивости женщин приобретает особую актуальность в рамках данной работы.
Цель данной статьи — проанализировать основные определения и подходы к «стрессоустойчивости», а также рассмотреть особенности стрессоустойчивости у работающих и не работающих женщин.
Прежде чем перейти к пониманию феномена стрессоустойчивости необходимо обратиться к определению базового понятия «стресс». Согласно «Психологическому словарю» Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко, стресс — это состояние психического напряжения, которое возникает в условиях повышенной сложности, как в повседневной жизни, так и в экстремальных условиях [5].
Изучение феномена стресса берет начало в зарубежных исследованиях в начале XX века. В работе О. А. Семиздраловой отмечается то, что одним из первых значимых шагов в этом направлении стали труды Уолтера Брэдфорда Кэннона, где он рассматривал стресс как реакцию организма на угрозу, обеспечивающую физиологическую готовность к действию. В дальнейшем концепцию стресса развил канадский физиолог Г. Селье [16]. Как отмечает Т. Д. Федорова он впервые ввел термин «стресс» в 1936 году при описании адаптационного синдрома. Он рассматривал стресс как неспецифическую реакцию организма на любые предъявляемые ему требования, выделяя два вида — эустресс (адаптивное напряжение, способствующее мобилизации ресурсов) и дистресс (дезорганизующее состояние, приводящее к снижению эффективности деятельности и заболеваниям) [17].
В дальнейшем развитие представлений о стрессе связано с переходом от физиологического к психологическому подходу, где центральное место занимает оценка индивидуального восприятия и интерпретации стрессовой ситуации. Так, подход Р. Лазаруса рассматривает стресс как результат субъективной оценки ситуации и способов ее преодоления. Он выделяет два типа совладания: активное решение проблем и эмоциональное регулирование, направленное на внутреннюю адаптацию [4].
Наряду с когнтивным направлением сформировались и другие подходы, например, психоаналитическая теория Левинсона рассматривает стресс как следствие внутреннего конфликта между идеализированным «я» и реальным образом самого себя, который вызывает внутреннее напряжение [4].
Кроме того, развитие социологических и конфликтологических теорий позволило рассматривать стресс в более широком контексте социальных взаимодействий. В рамках теории конфликтов подчеркивается роль общественных противоречий, неравенства и ограничения возможностей самореализации как факторов, способствующих формированию стрессовых состояний. М. Ю. Питкевич указывает, что для снижения стрессовых состояний важно обеспечить личную свободу и условия для самореализации, а также учитывать социальные и экономические факторы, такие как несправедливое распределение ресурсов и напряжённость во власти [14].
Таким образом, эволюция представлений о стрессе отражает постепенный переход от физиологического понимания реакций организма на стресс к комплексному психосоциальному подходу. Этот переход является основой для формирования понятия стрессоустойчивости — способности личности сохранять эффективность деятельности, равновесия и адаптационные ресурсы в условиях стресса.
О. В. Лозгачева отмечает, что стрессоустойчивость рассматривается как интегративное качество личности, отражающее способность человека адаптироваться к воздействию экстремальных или длительно действующих стрессовых факторов внешней и внутренней среды. Она определяется уровнем мобилизации физиологических и психических ресурсов организма и проявляется в сохранении оптимального функционального состояния, работоспособности и эффективности деятельности в условиях стресса [9].
По мнению В. М. Белова стрессоустойчивость представляет собой личностное свойство, обеспечивающее способность человека эффективно реализовывать профессиональные компетенции, выполнять служебные обязанности в условиях повышенного напряжения [3].
О. А. Семиздралова в своей работе показала, что изучение феномена стрессоустойчивости имеет широкую междисциплинарную основу. Среди иностранных исследователей значительный вклад в её изучение внесли Д. Амирхан, Д. Гринберг, У. Кэннон, Р. Лазарус, Л. Мерфи, Г. Селье, С. Фолькман и другие. В российской научной среде данное направление разрабатывалось такими учеными, как В. А. Абабков, Л. М. Аболин, А. А. Баранов, В. А. Бодров, Б. Х. Варданян, М. Ю. Денисов, Л. Г. Дикая, П. Б. Зильберман, О. А. Конопкин, Г. И. Косицкий, Л. В. Куликов, А. В. Либин, А. В. Либина, А. Ю. Маленова, К. И. Погодаев, А. А. Реан, С. В. Субботин, Ю. В. Щербатых, Л. А. Китаев-Смык, В. А. Бодров, А. А. Баранов, М. Ю. Денисов и др [16].
Как отмечает О. А. Семиздралова в психологической науке отсутствует единое определение стрессоустойчивости, что отражается в различных подходах к её пониманию. Согласно мнению О. А. Семиздраловой, некоторые исследователи, такие как Л. М. Аболин, Б. Х. Варданян, П. Б. Зильберман, рассматривают стрессоустойчивость через призму эмоциональной стабильности — способности сохранять работоспособность и душевное равновесие под воздействием негативных факторов. Такие исследователи как Л. Г. Дикая, О. А. Конопкин, В. И. Моросанова связывают стрессоустойчивость с саморегуляцией и её структурными компонентами. А зарубежные учёные, такие как Р. Лазарус и С. Фолькман, связывают стрессоустойчивость с механизмами копинг-стратегий и психологической защиты [16].
Стрессоустойчивость также отождествляют как психологическую устойчивость — характеристику личности, отражающую способность адаптироваться и гибко реагировать на изменения и стрессовые ситуации, или как нервно-психическую устойчивость, проявляющуюся в адекватных реакциях организма и психики в стрессовых условиях [6].
Кроме того, для описания стрессоустойчивости личности используют такие понятия как фрустрационная толерантность, которая характеризует способность откладывать реакцию на проблемные ситуации, и эмоционально-волевая устойчивость — способность успешно выполнять сложные задачи в стрессовых условиях [8].
Как отмечает Ф. Г. Самвелян, ссылаясь на исследования В. А. Бодрова и Л. М. Аболина, в современной литературе часто отождествляют «эмоциональную устойчивость» и «стрессоустойчивость», что связано с более развитой концепцией первого. Л. М. Аболин определяет эмоциональную устойчивость, как личностное качество, основанное на взаимодействии эмоциональных механизмов, позволяющее достигать целей в условиях напряжения, при этом оно связывается с результативностью деятельности, что ограничивает понимание стрессоустойчивости [15].
Ф. Г. Самвелян пишет также о том, что работы других исследователей расширяют понятие «стрессоустойчивость». Так, Б. Х. Варданян, стрессоустойчивость описывает как свойство, обеспечивающее гармонизацию психической деятельности в условиях стресса. Л. Мерфи связывает стрессоустойчивость с когнитивно обусловленными механизмами преодоления и защитными реакциями. М. И. Дьяченко, рассматривает стрессоустойчивость как компонент готовности к деятельности в сложных ситуациях, способствующий быстрому использованию знаний, поддержанию самоконтроля и адаптации [15].
Л. В. Декина, Н. Ю. Демченко отмечают, что стрессоустойчивость не является врожденным свойством личности и зависит от уровня сформированности навыков эмоциональной саморегуляции (саморегуляция — воздействие личности на саму себя с целью приведения собственного функционирования в нормальное состояния) [7; 11].
О. В. Лозгачева и Т. В. Маясова на основании проведенных исследований обращают внимание на то, что уровень стрессоустойчивости зависит от специфики профессии, а также от личностных качеств. Согласно мнению авторов, при овладении определенной профессией, в процессе освоения и выполнения деятельности, психологические качества постепенно профессионализируются, образуя самостоятельную подструктуру — профессиональную компетентность. Иными словами, чем больше опыта и рефлексивных попыток предпринимает человек, тем выше его профессиональное самосознание и уровень стрессоустойчивости [9; 10].
В. И. Шиловская показала, что процесс формирования стрессоустойчивости проявляется по-разному у женщин с разными карьерными ориентациями: женщины с доминирующей семейной карьерой чаще используют эмоционально-ориентированные и избегательные стратегии, что сопровождается более высоким уровнем дезадаптации и эмоционального дискомфорта. В то время как женщины с деловой карьерой демонстрируют больше самоконтроля, опоры на социальную поддержку и отличаются лучшей социально-психологической адаптированностью. Важно отметить, что женщины с доминирующей деловой карьерой не только стремятся к созданию семьи, но и вносят значительный вклад в семейный бюджет, демонстрируя более высокую социально-психологическую адаптированность. Женщины с семейной карьерой, напротив, чаще сталкиваются с тревогами, связанными с материальным положением, жилищными условиями и социальной незащищенностью [19].
Результаты зарубежных исследований также подтверждают различия в уровне стрессоустойчивости между работающими и неработающими женщинами. Авторы установили, что у работающих женщин отмечается более высокий уровень удовлетворённости жизнью, низкий уровень стресса и высокий уровень стрессоустойчивости по сравнению с неработающими [20].
Из вышесказанного можно предположить, что стрессоустойчивость представляет собой многокомпонентное качество личности, которое формируется под влиянием биологических, психологических и социальных факторов, а также как определяющую способность человека эффективно адаптироваться к изменениям. Важно учесть, что стрессоустойчивость не является врожденной и может развиваться в процессе личностного и профессионального роста, что особенно важно в условиях возрастающей требовательности современной социальной и трудовой среды. Анализ теоретических данных показал, что женщины, включенные в трудовую деятельность, обладают более высокой стрессоустойчивостью и адаптивностью, тогда как не работающие женщины чаще сталкиваются с дезадаптацией и эмоциональными затруднениями.
Литература:
- Артемихина Д. С. Психоэмоциональные последствия безработицы: как статус влияет на личностное благополучие. — Концепт, 2024.
- Белецкая А. А. Изучение психологических особенностей работающих и неработающих женщин. — Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета, 2016.
- Белов В. М. Психология здоровья. — СПб.: Алетейя, 2007.
- Бергис Т. А. Психология стресса. — Тольятти: Изд-во ТГУ, 2022.
- Большой психологический словарь. — Олма-пресс, 2004.
- Будук-оол Л. К. Нервно-психическая устойчивость и стратегия совладания со стрессом у студентов: гендерный анализ. — Вестник Тувинского государственного университета, 2020.
- Декина Л. В. Стрессоустойчивость в профессиональной деятельности, достигнутая в результате повышения квалификации педагогов ДОУ при переходе к новым образовательным стандартам. — Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум», 2025.
- Кислов В. Р. Особенности эмоционально-волевой устойчивости курсантов высших военных учебных. — Вестник Костромского государственного университета, 2018.
- Лозгачева О. В. Особенности формирования устойчивости к стрессу в процессе профессионального развития личности. — Педагогическое образование в России, 2012.
- Маясова Т. В. Влияние профессиональной деятельности на стрессоустойчивость. — Вестник Мининского университета, 2014.
- Павлова О. И. Взаимосвязь уровня субъективного благополучия и копингстратегий у студентов высших учебных заведений. — Москва, 2024.
- Петунова С. А. Влияние статуса безработного на психоэмоциональное благополучие личности. — Вестник психиатрии и психологии Чувашии, 2007.
- Петунова С. А. Оценка эмоционального благополучия безработных в процессе вторичной профессионализации. — Вестник психиатрии и психологии Чувашии, 2012.
- Питкевич М. Ю. Стрессовые состояния и стрессоустойчивость человека. — Журнал здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2015.
- Самвелян Ф. Г. Анализ подходов к определению сущности понятия «стрессоустойчивость» в психологии. — Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 2019.
- Семиздралова О. А. Развитие стрессоустойчивости: учебное пособие. — СПб.: Наукоемкие технологии, 2023.
- Федорова Т. Д. Актуальность теории стресса Ганса Селье в современных реалиях. — Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса, 2020.

