Очерк дисциплины «Окружающий мир». Глава 3 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №34 (324) август 2020 г.

Дата публикации: 17.08.2020

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Войцеховский, С. Н. Очерк дисциплины «Окружающий мир». Глава 3 / С. Н. Войцеховский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 34 (324). — С. 148-154. — URL: https://moluch.ru/archive/324/73199/ (дата обращения: 22.12.2024).



Во введении очерка дисциплины «Окружающий мир», опубликованном в журнале «Молодой ученый» № 31 (321) в июле 2020 года, было сказано, что данная дисциплина опирается на философский анализ положений естествознания, обществознания и технознания. Ранее была опубликована глава 1 данного очерка, опубликованной в журнале «Молодой ученый» № 32 (322) в августе 2020 года, и глава 2 данного очерка, опубликованная в журнале «Молодой ученый» № 33 (323) в августе 2020 года, а в данной главе представлен философский анализ роли техники в развитии общества, где осмысливается взаимосвязь технознания и обществознания. Для разработки положений обществознания можно использовать исторический подход и системный подход. Исторический подход используется в различных концепциях развития общества. В настоящее время разработаны следующие концепции развития общества, в которых описана роль технического фактора: концепция развития общества К.Маркса и Ф.Энгельса, концепции технологического развития общества Д.Белла, Г.Маркузе, Э.Тоффлера и концепции цивилизационного развития общества О.Шпенглера, А.Тойнби.

К.Маркс и Ф.Энгельс при разработке своей концепции развития общества стремились преодолеть недостатки представлений немецкой классической философии, французского социализма и английской политической экономии [2–3]. К.Маркс писал, что диалектико-материалистический метод противоположен идеалистическому диалектическому методу Г.Гегеля. Они придерживались положений диалектического и исторического материализма. Формирование человека, по их мнению, следует рассматривать в соответствии с учением Ч.Дарвина как естественноисторический процесс, в ходе которого происходит переход от использования естественной технологии животных к использованию исторически обусловленной технологии общественного производства. При разработке положений политической экономии К.Маркс критически оценивает взгляды А.Смита и Д.Рикардо. По его мнению, развитие рыночной экономики опирается на закон стоимости (закон ценности). Удовлетворения естественных и исторически сложившихся жизненных потребностей людей обуславливает необходимость развития технологии общественного производства. В технологии проявляется активное отношение человека к природе. Развитие общества опирается на материальные общественные отношения.

На ранних этапах общественного развития определяющую роль играют материальные отношения воспроизводства населения, а на более поздних этапах общественного развития определяющую роль играют материальные производственные отношения. Материальные общественные отношения рассматриваются как базис общества, т. е. основание общественного устройства. В теории общественного производства различается предмет труда, средства труда и трудящихся, которые называются производительными силами общественного производства. Машинные технологии рассматриваются как средства труда. Производственные отношения между людьми развиваются в соответствии с уровнем развития производительных сил. Формулируется закон соответствия характера производственных отношений уровню развития производительных сил. В случае возникновения противоречий между уровнем развития производительных сил и производственными отношениями происходит смена общественно-экономической формации. Различаются следующие общественно-экономические формации: первобытно-общинная общественно-экономическая формация, рабовладельческая общественно-экономическая формация, феодальная общественно-экономическая формация, буржуазная общественно-экономическая формация и коммунистическая общественно-экономическая формация. Развитие общественно-экономической формации рассматривалось как естественноисторический процесс, которым управляют объективные законы, независящие от воли и сознания людей, но направляющие их сознательные действия. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется в результате социальной революции. Поэтому кроме производственной практики различается практика революционных преобразований. Преобразования в обществе рассматриваются как результат борьбы между классом эксплуататоров и эксплуатируемым классом. Над экономическим базисом общества возвышается государственная надстройка.

К.Маркс особое внимание уделял изучению особенностей развития буржуазной общественно-экономической формации, в условиях которой осуществляется переход от ремесленного и мануфактурного производства к фабричному производству. Фабричное производство, по его мнению, основано на использовании системы машин. Развитие фабричного производства связано с уровнем развития науки, особенно естествознания и степенью применения достижений науки в технологии производства. Наука превращается в непосредственную производительную силу. Использование в технологии в виде системы машин уменьшает роль субъективного фактора в процессе производства. Машина используется как конкурент рабочей силы, т. к. способная заметить работника в выполнении различных производственных функций. В условиях фабричного производства происходит техническое подчинение работника механическому ритму использования машин и формируется казарменная дисциплина трудовой деятельности. Высокий уровень организации производства на предприятии в буржуазной общественно-экономической формации сочетается с анархией на рынке, где товаропроизводители действуют на свой страх и риск. Процесс совершенствования технологии производства и колебания рыночной конъюнктуры обуславливают действие закона перемены труда в условиях буржуазного способа производства. В результате этого возникают противоречия между наличием работников, которые способны выполнять только некоторые функции, и необходимостью формирования всесторонне развитой личности, способной выполнять различные функции. Буржуазное производство способствует концентрации населения в городах. Вместе с тем возникает ненадлежащее отношение к природным ресурсам. В противовес буржуазному обществу К.Маркс и Ф.Энгельс пишут о необходимости формирования коммунистического общества, предшественниками которого они называют социалистов-утопистов. В качестве одного из социалистов-утопистов они считают А.Сен-Симона, который был учителем О.Конта. Последний критически относился к взглядам коммунистов и социалистов.

В. Л. Иноземцев полагает, что Д.Белл в своей концепции формирования грядущего постиндустриального общества развивает идеи, которые лежат в русле позитивистской социально-философской концепции развития общества О.Конта. Последний различал доиндустриальную стадию и индустриальную стадию в развитии общества, а Д.Белл пишет о формировании грядущего постиндустриального общества. Д.Белл указывает на отличие своего осевого принципа от осевого принципа К.Маркса в осмыслении развития общества [1]. В качестве своего осевого он называет технологию, в осевым принципом К.Маркса считаются производственные отношения. Б.Белл пишет о трех исторических стадиях развития общества, которые завершаются формированием постиндустриального общества. На первой стадии развития общества существует доиндустриальное общество, затем возникает индустриальное общество, которое сменяется постиндустриальным обществом. Особое внимание уделяется вопросам социального прогнозирования. Своя концепция развития индустриального общества была разработана Г.Маркузе. По его мнению, развитие индустриального общества является результатом реализации технологического проекта [4–6]. Поэтому индустриальное общество он называет технологическим обществом. Использование машинных технологий в индустриальном обществе позволяет облегчить труд людей, создать более привлекательный образ жизни, чем тот, который был в доиндустриальном обществе. Технологический метод позволяется разрешать противоречия, которые возникают в обществе. Он пронизывает все сферы жизни общества: экономическую сферу, политическую сферу и духовную сферу. Индустриальное общество рассматривается как технологическое общество. Посредством технологии общество превращается в механическое целое. Для поддержания единства в обществе формируется образ врага, который используется как во время войны, так и в мирное время. Недостатки индустриального общества Г.Маркузе видит в том, что в нем сдерживаются качественные изменения, которые обусловлены развитием технического базиса. Для сдерживания качественных изменений используются технологии индустриального общества.

В технологическом обществе человек превращается в технологического человека. Технологический человек оказывается зависимым от технологической действительности и технологической рациональности. В основе развития технологической действительности лежит технология производства. В ходе реализации технологического проекта в производственной деятельности используется механизация и стандартизация. Технологическая организация общества способствует интеграции элементов социальной системы. Технологии позволяют сдерживать действие противоположных сил, которые существуют в индустриальном обществе. Механизм сдерживания не исключает наличие плюрализма в индустриальном обществе. В индустриальном обществе допускается наличие множества политических партий, плюрализм мнений, однако используемые технологии не позволяют выходить действующим силам за пределы дозволенного.

Для сдерживания изменения качества жизни используется сведение (редукция) качества к количеству. В интересах вышеуказанной редукции процесс производства ориентирован на выпуск большого количества продукции стандартного качества. В развитии данного способа производства особенно заинтересованы слаборазвитые страны. Таким образом, обеспечивается быстрое удовлетворение потребностей людей. Образ жизни людей в данном случае оценивается по уровню жизни, т. е. посредством количественных показателей. Устанавливается количественная мера качества жизни людей. Люди начинают оценивать качество своей жизни посредством количества вещей, которыми они располагают: машин, квартир, мебели и т. д. Увеличение количества вещей, которыми располагают люди, приводит к росту их благосостояния. Государство, которое обеспечивает рост благополучия, обладает притягательной силой, которая сдерживает действие противоборствующих сил. Данное государство обеспечивает управление трудом и отдыхом людей. Административно-управляемая жизнь становится стандартом благополучной жизни людей.

Технология производства в индустриальном обществе превращает труд людей в рутину, в набор машинальных операций. Труд людей оценивается с помощью установленных стандартов. Люди превращаются в элементы абстрактной рабочей силы, труд которых измеряется количеством рабочего времени. Индустриальная технология производства превращает человека в легко заменяемый элемент организации производства. В результате этого наблюдается определенное разочарование людей в индустриальной технологии производства. Для преодоления разочарования людей индустрия развлечений создает эстетически привлекательный образ реальности, а вместо труда предлагает игровые формы деятельности. Этим обеспечивается удовлетворение людей и создается ощущение счастливой жизни. Однако подконтрольное счастье людей оказывается неполным, а требование реального утверждения счастья в полной мере приводит к возникновению противоречий.

Вместе с тем развитие машинной технологии сокращает рабочее время на производство необходимых предметов и тем самым освобождается время для удовлетворения человеком потребностей за пределами царства необходимости. Г.Маркузе пишет, что в современном обществе использование технологий является результатом игры господствующих интересов, которые устанавливаю правила игры. Таким образом, признается, что в индустриальном обществе кроме технологического метода используется также игровой метод. В этих условиях свобода людей превращается в возможность играть предписанную роль в обществе и тем самым человек только разыгрывает свое бытие. Из общественных отношений изгоняется дух серьезности. На формирование господствующих интересов влияют не только рациональные соображения, но и воображение, фантазия. Наблюдаются злоупотребления фантазией. Под влиянием фантазии нарушаются требования логики и вопреки требованиям логики ведутся разрушительные игры посредством технологической власти над сознанием и материей. Неразумные формы игровой деятельности приводят к проявлениям варварства. Противоречия в отношениях между природой и обществом, внутри общества приводят к возникновению протестных движений, которые нарушают правила игры.

Осознанию возможностей преобразования индустриального общества в посттехнологическое общество, по мнению Г.Маркузе, мешает технологическое использование понятий. Технологии духовного производства индустриального общества позволяют устранять из сферы общественного сознания множество понятий, которые вызывают беспокойство в обществе. Эти понятия обозначают негативные свойства индустриального общества. Вместо них широко используются мифологизирующие понятия для описания общественной жизни. Мифологизирующие качества понятий непосредственно связаны с мифологизирующими качествами элементов бытия и попытками скрыть внутренние противоречия индустриального общества за обманчивой видимостью. Производство мистифицирующих элементов бытия, по мнению Г.Маркузе, налажено в рекламе, пропаганде и политике. Существенное изменение качества жизни, по его мнению, возможно посредством революционного преобразования индустриального общества в будущее посттехнологическое общество. В процессе революционного преобразования общества фантазия и воображение могут сыграть позитивную роль. Революция должна качественно преобразовать «вторую природу», т. е. техническую основу индустриального общества. Революционное преобразование трудовой жизни позволит перейти от труда по необходимости к труду для удовлетворения. В новых условиях посттехнологическая рациональность становиться органом «искусства жизни».

Точка зрения Э.Тоффлера на развитие доиндустриального общества, индустриального общества и перспективы развития постиндустриального общества отличается от точки зрения Г.Маркузе. По мнению Э.Тоффлера, развитые страны мира идут по пути формирования постиндустриального общества [8–10]. Однако он предпочитает называть постиндустриальное общество супериндустриальным обществом. По его мнению, общество развивается диалектически и волнообразно. Поэтому можно различать доиндустральное общество или общество Первой волны, индустриальное общество или общество Второй волны, супериндустриальное общество или общество Третьей волны. Супериндустриальное общество мыслится не как посттехнологическое, а как продукт новой технологической революции, использования новых высоких технологий и экотехнологий. Возникает потребность в устранении вредоносных технологий, которые используются в индустриальном обществе. В результате супериндустриальной революции происходит разрушение цельной власти, которая охватывала все мировое сообщество. В развитых странах мира основная политическая борьба разворачивается между сторонниками формации Второй волны и сторонниками формации Третьей волны. Волнообразное развитие общества ведет к преобразованию экономической системы и политической системы. В супериндустриальном обществе наряду с машинами используются супермашины. Трудности преобразования индустриального общества в супериндустриальное общества объясняются не препятствиями со стороны государства, а ограниченными возможностями людей в адаптации к существенным качественным изменениям их жизни. Критически оценивается развитие машинной цивилизации (индустриального общества), представление о функционировании социальной машины и механистическая модель мира.

По мнению Э.Тоффлера технологии являются не средством консервации качества жизни людей, а главной силой качественного преобразования их жизни. Технология рассматривается как двигатель социального развития, а топливом для этого двигателя являются знания. Современные технологии существенным образом видоизменяют окружающую среду и тем самым изменяют людей. Окружающая среда состоит из предметной среды и социальной среды. Предметная среда включает в себя естественные тела и искусственные тела. В жизни человека все большую роль играют искусственные тела. Они имеют не только большое функциональное значение в жизни человека, но и психологическое значение. Качественные изменения в жизни людей происходят в связи с появлением новых товаров и новых услуг. Темп обновления вещей ускоряется посредством приобретения товаров в кредит и получения вещей на прокат. Для осмысления данного процесса предлагается опираться на положения диалектики. В интересах удовлетворения запросов потребителя некоторые предприятия отказываются от производства стандартной продукции и предлагают потребителю широкий набор нестандартных товаров и услуг. Э.Тоффлер также как и Г.Маркузе признает использование в современном обществе не только технологического метода, но и игрового метода. Он пишет об использовании экономических игр, политических игр, административных игр, интеллектуальных игр, информационных игр, компьютерных игр на региональном и глобальном уровне. По его мнению, государственная власть в США представляет из себя законоделательную машину, а элита играет в представительство.

Роль техники в развитии общества и цивилизации была проанализирована в сочинениях О.Шпенглера [11]. В его сочинениях критически рассматриваются социальные, философские и естественнонаучные предпосылки формирования марксистской концепции развития общества и позитивистские концепции развития общества. Он опирается на традицию социальной критики, которая сложилась в немецкой философии XIX века, критически переосмысливаются положения механики И.Ньютона и учение о биологической эволюции Ч.Дарвина. На взгляды О.Шпенглера оказала влияние философия жизни Ф.Ницше и А.Шопенгауэра, а также идеалистическая диалектика немецкой классической философии. Мир рассматривается как отношение противоположных сторон: макрокосма и микрокосма, природы и истории, естественного и искусственного тела, организма и механизма, производящей экономики и завоевывающей экономики, растительного и животного существования, действия и созерцания, напряжения и расслабления, центра и провинции, культуры и цивилизации, капитализма и социализма, субъекта и объекта, руководителя и исполнителя, знатока и профана, силы и бессилия, внешнего и внутреннего, души и духа, прекрасного и безобразного, добра и зла, жизни и смерти, гомологии и аналогии, которые могут сходиться между собой. Все микрокосмическое полярно и характеризуется напряженных соотношением чувства и предмета, причины и следствия.

С точки зрения иррационалистического идеализма, который полагает первичной бессознательную воли, критически оцениваются положения рационалистического идеализма и материализма. Волей обладают представители живой природы и общества, которые противопоставляются неживой природе. Первичным проявлением бессознательной воли считается проявление воли к власти. В исследовании развитии общества и цивилизации используется социально-биологический подход и метод сравнительно-морфологического анализа. В сравнительном анализе используется шкала наименований, шкала порядка, шкала отношений и шкала интервалов. Первые две шкалы используются для качественных измерений, а вторые две шкалы используются для количественных измерений. Сравнивается соотношение сознательной жизни людей и бессознательной жизни людей. Переход от бессознательной жизни людей к сознательной жизни описывается посредством понятий сна и бодрствования. Спящий человек ведет растительное существование, а бодрствующий человек ведет животное существование. Люди обладают микрокосмически-животной стороной бодрствования, которая ощупывает макрокосм (природу) посредством органов чувств. Первоначальным чувством является осязание, которое в результате дифференциации органов чувств подразделяется на зрительные ощущения, слуховые ощущения, вкусовые ощущения и обонятельные ощущения. Кризисные явления в жизни человека и общества возникают в то время, когда они не хотят видеть очевидное или слышать то, что им говорят. Для познания окружающего нас мира необходим сравнительный анализ соотношения микрокосма и макрокосма. Все животные и человек рассматриваются как микрокосм по отношению к макрокосму. Бодрствующий человек стремиться ориентироваться в макрокосме посредством ощущений и понимания. Посредством зрительных ощущений формируется картина светомира. Человек осознает светомир посредством чувственных впечатлений и суждений чувств.

Различаются две картины светомира: мир как природа (первый макрокосм) и мир как история (второй макрокосм). Картина природы формируется в результате использования техники повседневности для разглядывания сначала ближайшего окружения, а затем и отдаленной природы. Животные обладают техническими навыками и инстинктивным праопытом. Опыт бодрствующего человека формируется в процессе повседневной технической деятельности. Опытное освоение людьми природы позволяет, с одной стороны, сформировать систему естественнонаучного знания, а с другой стороны, систему технического знания. Человек использует в своей деятельности кроме технических навыков еще технические средства в виде орудий труда и машин. Использование техники позволяет сберегать труд и даже ставить человека в подчиненное положение, например, посредством применения машин. Изобретательская деятельность направлена создание новых технических средств. Всякий технический метод представляет собой искусство, строительное искусство, военное искусство и т. д. Различается техника вождя и техника исполнителя, техника правления и техника войны. Техника рассматривается как тактика жизни в целом, которая обеспечивает успех в борьбе за власть. Тактике придается решающее значение в ведении боевых действий и войне. Тактика действий формируется у умных хищных животных, к которым относится также человек. Человек стал творцом своей тактики жизни, опираясь на достижения культуры. Посредством техники человеческая жизнь становится более искусственной. Человек создает искусственные тела, которые не только отличаются от природных тел, но и могут им противостоять. Техника может обеспечить создание противоестественной «культуры». Опираясь на свои творческие способности человек посредством техники изготавливает не только предметы потребления, но и оружие для борьбы с природой и человеко-животными.

Характер хищника может проявиться в поведении народов и рас, которые одним людям поручают вести борьбу против природы, а против других людей ведут войну. Воля к власти способна подчинять себе континенты, преодолевать границы пространства и времени, охватывая весь земной шар с помощью технических средств передвижения и коммуникации. Вначале представления о близкодействии и дальнодействии стали разрабатываться в механике, которые использовались для осмысления действия машин и механизмов. Затем эти представления стали использоваться для осмысления социальных процессов. Различаются такие технические средства дальнодействия, как печатная продукция и дальнобойное оружие. Продукт труда, который произведен на предприятии, становится средством дальнодействия с помощью процедуры измерения стоимости продукта труда. Стоимость продукта труда определяют посредством денег и это способствует развитию денежной экономики. Руководителю, который должен оказывать управленческое воздействие на многих людей, также необходимо использовать технические средства дальнодействия. Тактика дальнодействия используется в борьбе за власть. Техника служит достижению экономических, политических, военных и духовных целей.

Человек является связующим звеном между природой (первым макрокосмом) и историей (вторым макрокосмом). Его можно рассматривать, со одной стороны, как часть природы, а с другой стороны, как часть истории. Он способен творчески вмешиваться во взаимосвязи между микрокосмом и макрокосмом посредством мышления. Для обладания властью ему необходимо познать взаимосвязь между макрокосмом и микрокосмом. Под влиянием созерцания природы мир осмысливается в пространстве. Микрокосм обладает свободой движения в пространстве. Одни люди осмысливают мгновения, которые происходят «здесь и сейчас», о другие люди мыслят последовательностью установок, которые возникают вслед за последовательностью событий. Картина истории осмысливается по-разному отдельными людьми и социальными группами. Разные народы видят историю развития общества по своему, каждая партия видит историю своей страны по своему, а рабочий видит экономическую историю иначе, чем предприниматель. Западноевропейский человек осмысливал мир как историю по следующей схеме: Древний мир — Средние века — Новое время, а качестве ландшафтной основы этой схемы он использует ландшафт Западной Европы. Таким образом, упускался из виду ландшафт развития различных культур и цивилизаций всех частей света, а историческая картина мира представлялось в виде линейного поступательного развития человечества. Эта иллюзорная историческая картина мира является продуктом западноевропейско-американской культуры, которая должна быть преодолена в эпоху заката западной цивилизации. Допускается возможным объективное изучение истории людьми только в случае отсутствия соучастия в исследуемом историческом процессе и при большом отдалении от случившихся исторических событий. В противовес вышеуказанной схеме мира как истории предлагается описывать мир как историю в виде волновой линии развития различных культур и цивилизаций во времени.

Историческое развитие различных духовных эпох рассматривается с точки зрения возникновения и распространения кругов духовной культуры в связи с формированием, развитием и распадом народных организмом. Отмечается сходство циклической смены времен года в природе (весна, лето, осень, зима) и волновой смены духовных эпох в развитии различных культур и цивилизаций ( весна духовной эпохи : ландшафтно-интуитивное существование и сверхличностное единство в виде мифа большого стиля и схоластики; лето духовной эпохи : зреющее сознание и ранние городские импульсы в виде реформации, философской редакции мироощущения, формирования новой математики; осень духовной эпохи : зреющее сознание и ранние городские импульсы в виде просвещения, формирования философских систем; зима духовной эпохи : пробуждения цивилизации, распад народного организма и угасание душевной формообразующей силы в виде материализма, скептицизма, снижения абстрактного мышления и распространения последнего миронастроения). Считается, что бодрствующее сознание изменяется вместе с волновым изменением мира. Развитие мира осуществляется под влиянием борьбы закономерных сил. Различается действие математических законов, которые используются для описания явлений природы, и законов на словах, которые используются для описания общественных явлений.

Историческое развитие общественной жизни рассматривается как макрокосмический поток, который образуется из действий микрокосмических существ. В картине истории из микрокосмических существ формируются макрокосмические единства, которые проявляются в виде ограниченных кругов на исторической поверхности как роды, племена, народы и расы. Микрокосмические существа способны объединятся в одушевленные массовые единства. Сравнительно-морфологический метод позволяет различать народы и пранароды, которые состоят из человеко-животных. Животная сторона жизни людей описывается в виде родовой жизни и чувственной жизни. Пранароды переживают зоологические приливы и отливы, их деятельность лишена цели, их существование предшествуют появлению народов. Растительное и животное существование формируют признаки людей белой расы и цветной расы. Взаимоотношения между людьми описываются в виде борьбы за существование и борьбы за власть. Микрокосмические существа проявляют себя в технике. Например, общение между мужчиной и женщиной описывается в виде протовойны и борьбы за власть. В связи с этим различается женская растительная история и мужская история, истоки которой лежат в животном мире. Историческая картина мира содержит определенную политико-экономическую тенденцию. Базисом развития культуры людей является экономика. В примитивную эпоху господствует праэкономика в виде выращивания животных и растений, использования свойств неживой природы для нужд жизнеобеспечения посредством техники. Праэкономика сохраняет некоторое значение в жизни общества и в условиях развития высокой культуры. На ранней степени экономического развития существует экономическая атомизация, а также политическая атомизация. Вначале экономика развивается с опорой на крестьянство, а затем развивается городская экономика. Развитие городской экономики привело к созданию машинного производства, в том числе к созданию военных машин, и развитию товарно-денежного обращения. Начинается борьба между созидающей экономикой и завоевывающей экономикой. Завоевывающая экономика стремится пользоваться созидающей экономикой в своих интересах. Мировые столицы стремятся подчинить провинциальную экономику и распоряжаться малыми государствами.

Город как политический субъект рассматривает прилегающую территорию как объект своего управления. Под политикой понимается искусство поддержания общества в форме для осуществления необходимых действий за пределами политической организации. Политика — это война, которая ведется другими средствами. После победы в войне новые государственные руководители посредством законов требуют от проигравших в бою платить дать. Уже на ранних этапах общественного развития формируется биполярное устройство государства в виде противоборства патрициев и плебеев, сената и трибуната. Различается демократическое законодательство и олигархическое законодательство, также соответствующие формы государственного правления: демократия и олигархия. Политическая жизнь общества и экономическая жизнь общества связаны между собой и способны противодействовать друг другу. В исторической картине мира различаются периоды господства экономики, которые затем сменялись периодом господства политики. Просчеты в экономике могут породить голод, а просчеты в политике способны приводить к гибели людей. В экономике и политике существуют объекты и субъекты руководства, а это означает, что одни группы людей выполняют управленческие функции, а другие группы людей выполняют исполнительные функции. Частные силы в экономике стремятся влиять на политику посредством принятия законов в своих интересах. Для достижения своих интересов они способны финансировать партии, которые в условиях демократии могут прийти к власти. Успех политических партий зависит от политической одаренности ее членов и владения техническими средствами политической борьбы, например, владения дипломатической техникой. В качестве объекта партийной политики используются народные массы, а в качестве средства влияния на народные массы используется пресса. Цезаризм способен противодействовать влиянию денег и демократических сил. Проявление цезаризма возможно в условиях политического устройства поздних цивилизаций. Цезаризм опирается на технологию администрирования и вооруженные силы. Закат западной цивилизации О.Шпенглер связывает с угасанием душевной формообразующей силы в европейских странах и США, а также в связи с использованием техники и тактики борьбы за власть в мире такими странами как Индия, Китай, Южная Африка, Россия, которые во многом заимствовали технику и тактику борьбы у западных стран.

Воззрения О.Шпенглера о развитии культуры и цивилизации были критически переосмыслены А.Тойнби [7]. Он согласен с тем, что изучение всемирной истории не должно осуществляться только сквозь призму истории одного континента, но критически оценивает технику как критерий общественного развития и отказывается рассматривать общество как организм. По его мнению, уровень развития техники не может быть критерием развития общества, но изучение роли техники в обществе может способствовать поиску такого критерия. Западная цивилизация увлечена развитием науки и техники, которые проявляют склонность к эзотеризности. Использование техники может способствовать общественному прогрессу или тормозить его. Развитие техники рассматривается с точки зрения действия закона прогрессирующего упрощения (этерификации). А.Тойнби беспокоят кризисные явления в развитии западной цивилизации и поэтому анализируются явления роста и распада различных цивилизаций посредством использования положений диалектики. По его мнению, генезис цивилизаций находится под воздействием трех факторов: среды, расы и инерции. Цивилизация — это общество, в котором установлены отношения между человеком и государством. Цивилизации подразделяются на связанные цивилизации и независимые цивилизации. Изучаются следующие факторы развития цивилизаций: среда, раса и инерция. Различается природная среда и социальная среда. С точки зрения действия природных факторов развития общества критически рассматриваются искусственные учреждения в обществе.

Общественное развитие описывается с точки зрения действия двух законов: закона Вызова-и-Ответа и закона компенсации. Закон Вызова-и-Ответа гласит, что чем сильнее вызов, тем сильнее ответ. В случае чрезмерного вызова действует закон компенсации. В соответствии с этим законом в случае чрезмерного вызова в одной среде ответ может возникнуть в другой среде. Действие закона Вызова-и-Ответа осмысливается с точки зрения диалектики Инь и Ян. Диалектика Инь и Ян описывает циклическую смену противоположностей как своеобразный ритм общественного развития. Отмечается важная роль циклического чередования войны и мира в процессе общественного развития. Важнейшими сферами развития общества считаются экономика, политика и культура. Осмысливается взаимосвязь микросоциальных явлений и макросоциально-политических явлений в обществе. Для этой цели используются понятия микрокосма и макрокосма. Рассматривается сходство и различие микрокосма и макрокосма. Микрокосм отличается от макрокосма, но душа человека способна достичь тождества с макрокосмом, обеспечив единство макрокосма и микрокосма. Взаимодействие микрокосма и макрокосма описывается посредством диалектики Инь и Ян. Человек в качестве микрокосма может столкнуться с вызовом в макрокосме и замкнуться в пределах микрокосма для выработки творческого ответа на возникший вызов. После выработки творческого решения творческая личность пытается реализовать свой творческий ответ на вызов внешней среды. Если творческий ответ окажется удачным, то другие люди посредством подражания найденному ответу творческой личности начнут действовать аналогичным образом. Если творческий ответ окажется удачным, то личность снова может и замкнуться в пределах микрокосма для выработки творческого ответа на возникший вызов. Успешные творческие преобразования в обществе осуществляется прежде всего усилиями творческого меньшинства, а остальные люди подражают им.

А.Тойнби рассматривает границы распространения экономических, политических и культурных явлений. Рост цивилизаций сопровождается расширением политических границ, а упадок цивилизаций приводит к сужению политических границ. Границы рассматриваются не только как барьер в отношениях между народами, но и как канал связи между ними. Связь между народами сохраняется даже в условиях острых пограничных конфликтов, даже в условиях войны. В качестве источников генезиса цивилизаций рассматриваются творческие личности. Творческие личности действуют в условиях индивидуальных и институциональных ограничений. Чрезмерное ограничение действий людей порождает стремление преодолеть границы. Их действия осуществляются в ритме Ухода-и-Возврата. Правящее меньшинство должно уметь находить творческие ответы на вызовы внешней среды. Если правящее не может находить творческие ответы на вызовы внешней среды, то оно превращается в эфемерных руководителей, т. е. временных руководителей, которых с течением времени сменит у власти новое творческое меньшинство. Различаются три типа эфемерных личностей: расточитель, палач и завоеватель. Расточитель попусту растрачивает имеющиеся в обществе ресурсы. Палач для того, чтобы удержаться у власти раздувает в обществе военный психоз и надеется посредством ссылки на несуществующую угрозу удержаться у власти. Завоеватель относиться к своей стране как к колонии и использует ресурсы своей страны в интересах другой страны. Для того чтобы удержаться у власти эфемерные личности используют варварские средства. В результате использования варварских средств правящим меньшинством в обществе возникает протестное движение под руководством творческих личностей, которые проявляют способность находить творческие решения возникающих проблем в обществе. Противоборство творческих личностей с эфемерными личностями приводит к расколу цивилизации. Общество негативно относится к проявлениям варварства и отчуждение от варварства проявляется в увлечении прошлым (архаизмом) или проявлении надежд на лучшее будущее (футуризм). Таким образом, раскол цивилизации проявляется в виде раскола в душах людей. Преодоление раскола цивилизации происходит в виде возрождения, когда на смену эфемерных личностей к власти приходит творческое меньшинство.

Литература:

  1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. — М.: Academia, 2004.
  2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. Т. 23. — М.: ГИПЛ, 1960.
  3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. Т. 13. — М.: ГИПЛ, 1959.
  4. Маркузе Г. Одномерный человек. — М.: REFL-book, 1994.
  5. Маркузе Г. Критическая теория общества. Избранные работы по философии и социальной критике. — М.: АСТ, 2011.
  6. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. — К.: ИСА, 1995.
  7. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник. — М.: Айрис-пресс, 2004.
  8. Тоффлер Э. Шок будущего. — М.: АСТ, 2001.
  9. Тоффлер Э. Третья волна. — М.: АСТ, 2004.
  10. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. — М.: АСТ, 2003.
  11. Шпенглер О. Закат западного мира; Очерки морфологии мировой истории. Полное издание в одном томе. — М.: АЛЬФА-КНИГА, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): индустриальное общество, общество, Маркс, общественное развитие, развитие общества, макрокосм, посредство, постиндустриальное общество, развитие, творческий ответ.


Задать вопрос