Ключевые слова: ценовая конкуренция, неценовая конкуренция, незаконная конкуренция.
Конкуренция рождается в условиях ограниченного спроса. Ограниченность спроса подталкивает компании конкурировать между собой, чтобы занять определенную часть рынка. Удовлетворенность спросом снижает градус конкуренции, а если спрос не ограничен, то конкуренция становится больше сотрудничеством между компаниями, нежели соперничеством [1].
Рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рыночного поля. Поэтому многие компании стараются искать недоступные сегменты на рынке. В целом, это средства конкуренции и одновременно средства уклонения от нее [1].
Принято разделять конкуренцию на:
- Ценовую;
- Неценовую.
Ценовая конкуренция представляет собой конкуренцию на основе цен. Появление ценовой конкуренции принято относит к временам свободного соперничества на рынке, когда даже товары одной категории предлагались на рынке по разным ценам. В то время снижение цены было основным инструментом привлечения новых клиентов, чтобы занять определенную долю на рынке.
В современном мире ценовая конкуренция перестала быть основным инструментов привлечения в силу того, что появились неценовые методы конкурентной борьбы. Ценовая конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, а также к ухудшению финансового положения компании на рынке, что может привести к сокращению или уходу компании из рынка [2].
В открытой форме ценовая конкуренция применяется в следующих случаях:
- Фирмы-аутсайдеры в борьбе с монополистами, так как в неценовой конкуренции они ничего не могут противопоставить монополии;
- Для проникновения на рынки с новыми товарами или услугами;
В скрытой ценовой конкуренции производители различных товаров и услуг вводят новые товары с существенно улучшенными характеристиками, поднимая немного цену на продукт.
Неценовая конкуренция представляет собой конкуренцию на основе качества потребительской стоимости. Данный вид конкуренции выдвигает на первый план более высокую потребительскую стоимость товара, то есть производители продают товар более высокого качества, с повышенной надежностью, что обеспечивает меньшую цену потребления [3].
К неценовым методам относятся все методы маркетинга. Степень важности методов представлена ниже (опрос проводился независимым исследовательским центром, в ходе которого было опрошено около 200 организаций) [4]:
Таблица 1
Маркетинговые методы управления фирмой
Метод маркетинговой политики |
% компаний, поставивших фактор на 1-ое место |
Разработка и выпуск новых товаров |
79 |
Комплексные исследования рынка и планирование маркетинга |
73 |
Организация работы торгового аппарата |
59 |
Реклама и стимулирование сбыта |
56 |
Усовершенствование выпускаемой продукции |
52 |
Политика цен |
50 |
Совершенствование организационной структуры |
44 |
Выбор наиболее эффективных каналов товародвижения |
41 |
Сокращение издержек обращения |
17 |
Кредитная политика и финансирование |
14 |
Но больше всего в неценовой конкуренции играет роль послепродажного обслуживания. Необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Послепродажное обслуживание включает следующие элементы:
- Сокращение поставок;
- Регулярность;
- Ритмичность (доставка различных комплектующих).
Существует еще один вид неценовой конкуренции — это дифференциация продукции. Она представляет собой предложение огромного ряда продуктов, широкий ассортимент, различные стили, марки продуктов, которые выпускает или иная компания. У каждого предпринимателя есть свой продукт, но когда эти продукты из одной категории, то предприимчивые переходят к политике модификации, то есть улучшают собственную упаковку, чтобы она привлекала внимание людей. Также компании подходят к другому методу, а именно улучшение и выпуск более качественной продукции, на чем компании, в дальнейшем, строят позиционирование своей продукции [1].
Многие компании прибегают к незаконным методам неценовой конкуренции. К незаконным методам относятся:
- Шпионаж (незаконное оформление патентов);
- «Утечка кадров» (переманивание специалистов из одной компании в другую без определенных договоренностей);
- Выпуск товаров, не соответствующих своему описанию.
По итогу можно сказать, что для фирм, чью продукцию копируют, подделки имеют катастрофические последствия: резко сужается рынок сбыта, прибыль резко снижается, уходя к производителям подделок. Подделки подрывают авторитет фирмы, т. к. подделки кроме своей дешевизны имеют еще и низкое качество, поэтому подделки быстро выходят из строя, ухудшая тем самым доверие потребителей к фирме, чья марка была подделана.
Литература:
- Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-методическое пособие — М., 2013, с. 123
- Щербаковский Г. З. «Внутренний механизм конкуренции и конкурентные силы» 2013 г., с. 205
- Спиридонов И. А. «Международная конкуренция и Россия» 2013 г., с. 134
- Постников С. Л., С. А. Попов «Мировая экономика и экономическое положение России» //сборник статистических материалов// 2014 г.