Конкуренция: понятие, виды. Экономическая эффективность конкурентного рынка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (458) март 2023 г.

Дата публикации: 20.03.2023

Статья просмотрена: 21008 раз

Библиографическое описание:

Шишкина, М. С. Конкуренция: понятие, виды. Экономическая эффективность конкурентного рынка / М. С. Шишкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 119-121. — URL: https://moluch.ru/archive/458/100803/ (дата обращения: 17.12.2024).



Невозможно отрицать, что конкуренция сама по себе играет огромную роль в экономике чуть ли не с самого её зарождения. Уже в первобытном обществе каждый ремесленник стремился извлечь максимальную выгоду для себя в ущерб другим участникам рыночного обмена. И постепенно это явление продолжало усиливаться и развиваться. Конкуренция — это один из важнейших способов повышения эффективности как целой экономической системы, так и ее звеньев.

Что же такое конкуренция? Конкуренция — это борьба между производителями товаров и услуг за максимизацию прибыли, расширение рынков сбыта и снижение производственных затрат. Само слово «конкуренция» (от немецкого konkurrieren) впервые появилось в русском словаре в 1878 году. Оно означает «бежать вместе», а дословный перевод — con (вместе) и currere (бежать вместе). Нельзя недооценивать роль конкуренции в экономике, ведь именно конкуренция является стимулом для более качественного, быстрого производства. Она очень важна ещё и потому, что ограничивает возможность возникновения монополий и создаёт возможности выбора для потребителя.

Чтобы иметь более полное представление о конкуренции, стоит рассмотреть шесть её функций, формы, виды, плюсы и минусы.

Как упоминалось раннее, конкуренция имеет шесть функций: регулирующую, аллокационную, инновационную, адаптационную, распределительную, контролирующую.

Регулирующая функция воздействует на предложение и скрытое производство товаров с целью создания оптимального соответствия спросу (потреблению). Именно благодаря этой функции прокладывается путь к преодолению всех рыночных противоречий. Аллокационная функция конкуренции, называемая также функцией размещения, выражается, в эффективном размещении самих факторов производства в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу. Инновационная функция конкуренции нацелена на стимулирование внедрения достижений науки и техники, новых технологий, выпуска новых видов продукции и услуг, повышения их качества. Адаптационная функция заключается в рациональном приспособлении предприятий к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет переходить от простого самосохранения к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности. Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объема произведенных благ среди потребителей. И последняя, шестая функция — контролирующая, служит для недопущения возможности появления монополий, то есть не даёт производителю или продавцу занять господствующее положение на рынке. При отсутствии этой функции может возникнуть рынок несовершенной конкуренции, где господствует чистая монополия, и производитель сам устанавливает цену на товар, а также его объём выпуска. Противоположностью несовершенной конкуренции является совершенная конкуренция.

У конкуренции также есть две ключевые формы: внутриотраслевая и межотраслевая.

Внутриотраслевая конкуренция — это конкуренция между производителями в рамках одной и той же отрасли, когда фирмы с более высокой производительностью труда могут получить дополнительный доход, а менее успешные предприятия могут потерять индивидуальную стоимость их продукции, что по итогу, вероятнее всего, приведёт к разорению. Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между компаниями из разных отраслей. И если внутриотраслевой конкуренцией можно назвать конкуренцию между компаниями «Вкусно — и точка» и «KFC», то межотраслевой можно назвать конкуренцию между отраслями автомобильного и железнодорожного транспорта в сфере перевозок товаров или людей.

Существует множество видов конкуренции, классифицированных по ряду признаков: по масштабам развития (индивидуальная, местная, отраслевая, межотраслевая, национальная, глобальная), по характеру развития (свободная, то есть не ограничиваемая государством, и регулируемая), по конкурентному преимуществу (ценовая, для которой характерно искусственное сбивание цен, и неценовая, для которой уже характерно улучшение качества продукции, технологий её изготовления), в зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка (совершенная, несовершенная), в зависимости от соотношения спроса и предложения (чистая, олигополистическая (несколько крупных продавцов), монополистическая). Все эти виды характеры именно для рыночной конкуренции.

Несмотря на многочисленные плюсы конкуренции (например, возможность выбора для потребителей, отсутствие необоснованного роста цен и ухудшения качества товара, способствование развития продукта и различных технологий), это явление также имеет свои минусы. Один из самых главных минусов — так называемый «естественный отбор» на конкурентном рынке, когда одни зарабатывают миллионы, а другие вкладывают последние деньги в то, чтобы остаться на рынке и по итогу разоряются. Это приводит к ярко выраженной экономической дифференциации населения, глубокому неравенству. Также стоит упомянуть и то, что конкурентная система рынка сама по себе не обеспечивает устранение побочных эффектов производства товаров и услуг, что приводит к одной из самых главных проблем сегодняшнего дня — загрязнению окружающей среды. Поэтому очень важно достигнуть баланса, стабильности, и поддерживать их на конкурентном рынке.

Любая из четырёх моделей рынков, включая рынок свободной конкуренции, рынок монополии, рынок монополистической конкуренции и рынок олигополии, стремится к эффективности. Это является одной из их первостепенных и важнейших задач. Но что же это за эффективность?

Эффективность рынка — это его способность обеспечить, во-первых, оптимальное размещение ресурсов и, во-вторых, такое использование ресурсов, при котором производство благ осуществляется с наименьшими издержками.

Эффективность конкурентного рынка заключается в том, что рыночные силы действуют таким образом, что фирмы производят продукцию с наименьшими долгосрочными средними издержками и продают её по цене, равной предельным издержкам производства.

Таким образом, конкуренция — это несомненно главный инструмент экономики. Её значение огромно, как и значение конкурентного рынка. Они способствуют совершенствованию различных технологий, повышают эффективность производства, улучшают качество товаров и услуг.

Литература:

  1. Портер М. Э. Конкуренция: учебное пособие / М. Э. Портер. ‒ М.:Вильямс, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): конкурентный рынок, конкуренция, внутриотраслевая конкуренция, возможность выбора, несовершенная конкуренция, рынок, функция.


Задать вопрос