В данной статье изучены теоретические аспекты конкуренции и конкурентоспособности. Также рассмотрены виды рынков конкуренции и факторы её возникновения.
Ключевые слова: конкуренция, соперничество, конкурентоспособность, монополия, олигополия
На сегодняшний день конкуренция является одним из важнейших факторов, который диктует условия функционирования того или иного рынка. В совокупности с рыночной системой, конкуренция выносит решения, что экономика должна производить, как эффективно организовывать производство и как следует распределять результаты производительного труда между экономическими единицами [6; 160].
Теоретические положения о конкуренции начали формироваться ещё в середине XVIII века. Среди основных представителей классической политической экономики можно отметить А.Смита и Д.Риккардо.
Позже теоретические аспекты конкуренции рассматривались такими авторами как А. Маршалл, Дж. Кейнс, В. Леонтьев, Й. Шумпетер, М. Портера и т. д.
Термин «конкуренция» происходит от латинского слова «concurrentia», что означает «столкновение», «состязание». В современной экономической литературе под конкуренцией обычно понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели [6; 432], которое влияет на ценовую, сбытовую и товарную политику предприятия. Данное соперничество осуществляется как за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг, так и за получение максимальной прибыли и вызвано необходимостью выбора одного варианта производства и потребления из множества возможных вариантов [1; 619].
При этом конкуренция является неотъемлемой частью и основным механизмом рыночной экономики, что позволяет уравновесить спрос и предложение, и критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка [5].
В экономической литературе выделяют несколько видов рынка, каждый из которых имеет свою стратегию поведения: рынок чистой конкуренции (по-другому рынок совершенной конкуренции), рынок чистой монополии, олигополистический рынок и рынок монополистической конкуренции.
Рынок чистой (совершенной) конкуренции. Данный тип конкуренции подразумевает собой приспособление отдельных производителей и потребителей к рыночным условиям. Они не могут каким-либо образом влиять на рыночную стоимость товаров или услуг в одиночку, при этом формируют её своими суммарными вкладами в рыночные спрос и предложение. Совершенная конкуренция в чистом виде не встречается.
Рынок чистой монополии. Особенностью данного рынка является наличие единственного поставщика товаров или услуг. Монополист может назначать свою цену, при этом не учитывается платежеспособность покупателей. Кроме этого, монополист диктует качество товаров.
Олигополистический рынок. Данный рынок разделён между небольшим и достаточно стабильным количеством конкурентов. Товары и услуги на данном рынке могут быть дифференцированными или стандартизированными. Контроль за ценами достаточно ограничен, так как предприятия в отрасли осознают свою взаимозависимость.
Рынок монополистической конкуренции является наиболее демократичным из всех представленных рынков. Здесь присутствует большое количество производителей, которые выпускают разнородные, дифференцированные товары и услуги и конкурируют между собой. Монополистическая конкуренция незначительно влияет на уровень цен.
Из понятия конкуренции вытекает термин конкурентоспособности, под которой понимают основные сильные с точки зрения конкуренции, стороны и преимущества в организации маркетинговых, технологических и финансовых ресурсах [3]. Понятие конкурентоспособности может применяться к категориям разного уровня: конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли, региона и страны. В своей работе А. Г. Мокроносов и И. Н. Маврина предлагают следующую иерархию понятий конкурентоспособности (таблица 1) [2; 45]:
Таблица 1
Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка
Уровень иерархии |
Понятии конкурентоспособности |
Конкурентоспособность страны |
Представляет собой способность страны производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых рынков, и создавать условия наращивания государственных ресурсов со скоростью, позволяющей обеспечивать устойчивые темпы роста ВВП и качество жизни населения на уровне мировых значений |
Конкурентоспособность региона |
Способность региона производить товары и услуги, отвечающие требованиям внутренних и мировых рынков, создавать условия наращивания региональных ресурсов для обеспечения роста потенциальной конкурентоспособности субъектов хозяйствования со скоростью, обеспечивающей устойчивые темпы роста ВВП и качество жизни населения региона на уровне мировых значений |
Конкурентоспособность отрасли |
Способность отрасли производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых и внутренних рынков, и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности предприятий отрасли на основе базовых макротехнологий |
Конкурентоспособность предприятия |
Является относительной характеристикой, которая отражает отличия развития данной организации от развития организаций-конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности |
Конкурентоспособность продукции |
Совокупность качественных и стоимостных характеристик продукции, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов |
На уровень конкурентоспособности влияет множество факторов, которые условно подразделяются на внешние и внутренние (рис.1).
Рис. 1. Факторы конкурентоспособности предприятия
В определённых случаях конкуренция может усиливаться. Это может происходить по нескольким причинам:
- Несколько предприятий недовольны долей своего рынка, и в этой связи они начинают бороться за ей увеличение;
- Происходит медленное повышение спроса на товар или услугу;
- Увеличивается количество конкурирующих предприятий на рынке;
- Появление новых товаров, выполняющих схожие функции и т. д.
Литература:
- Большой энциклопедический словарь: В 2-х т./Гл.ред. А. М. Прохоров. — М.: Сов.энциклопедия, 1991. Т. 1. — 1991–803 с.
- Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. — Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2014. — 194, [2] с.
- Маркетинг [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Эл.изд. — Электрон.текстовые дан. (1 файл, pdf: 294 с.). — Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2018. — Режим доступа http://scipro.ru/conf/marketing.pdf. Сист.требования: Adobe Reader; экран 10
- Маркетинговые исследования: Учеб.пособие. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. — 439 с.
- Соловьева, Ю. Н. Конкурентные преимущества и бенчмаркинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Ю. Н. Соловьева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 139 с. — (Бакалавр и магистр. Модуль). — ISBN 978–5-534–11498–0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445391
- Экономический словарь: Справочное издание/В. И. Нечаев, П. В. Михайлушкин. — Краснодар.:/Краснодар, «Атри» 2011. — 464 с.