Конфликт и его социально-психологические свойства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 03.02.2021

Статья просмотрена: 816 раз

Библиографическое описание:

Акрамов, М. Р. Конфликт и его социально-психологические свойства / М. Р. Акрамов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 293-295. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78354/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье анализируются такие проблемы, как конфликты, типы конфликтов, конфликты и социальная напряженность, психологические факторы воздействия вызывающие конфликты. Отражены классификации конфликтов и их причины с теоретической точки зрения.

Ключевые слова: несогласие, конструктивный конфликт, разрушительный конфликт, групповые разногласия, конфликтология.

Как вы знаете, не только концепции конфликта и групповые дебаты изучаются в системе психологических исследований, но и ряд социологических наук, политологии и истории. В отличие от других социальных наук, психология обсуждается с точки зрения человеческой психиатрии. Конфликт не только отрицательно сказывается на человеческой деятельности и менталитете, но также оказывает отрицательное воздействие на групповые и межличностные отношения, качество образования, эффективность труда и т. п.

По мнению исследователя Н. Н. Вересова, конфликт является соперничеством или противоречием двух противоположных желаний. Одной из актуальных задач современной психологии является предотвращение разногласий, выявление характера конфликтов, классификация типов споров и разработка методологической системы для решения конфликтов [5, 6, 7, 8].

Исходя из этой точки зрения, данное теоретическое исследование, которое привлекает наше внимание, является значимым.

В анализе исследовании следует учитывать следующие моменты:

1) Взаимозависимость сторон, то есть взаимодействие друг на друга, обеспечивает перемещение второго лица, которое требует ответа первого субъекта. Таким образом, существует взаимное влияние сторон, наблюдается их контроль, но если существуют строгие правила коммуникации (например, боксерский бой), то это не конфликт;

2) Понимание конфликтной ситуации, то есть одна или обе стороны рассматривают действия других как замешательство к достижению любых целей или относят ситуацию к вражеским боям;

3) Выбор второй стратегии действий: поиск примирения или решения конфликта, приемлемое для обеих сторон, или наоборот, усиление борьбы, например, переход от отдельных (когнитивных) конфликтов к межличностным конфликтам, а также и применение насильственных действий.

Итоги конфликта не всегда одинаковы. Конфликты автоматически прекращаются в случае примирения сторон, в случае отступления от споров одного из сторон, а также после вмешательства третьих лиц.

Для принятия решения по разногласиям идет поиск выхода из трудной ситуации, поднимается задача конфликтной функции: как положительная или отрицательная, хорошая или плохая. Другими словами, появление конфликта хорошее или плохое? Здесь, как обычно, мы исходим из того, что конфликт всегда возникает в форме семейных проблем и разногласий, недостатков обслуживания, межэтнических, территориальных, социально-политических противоречий, страданий и потерь. Обычно конфликт рассматривается, как негативное явление [8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15].

В то же время, помимо отклонения от нормы конфликта, существует взгляд, который рассматривает его как норму социальных отношений и нормального состояния общества.

Положительными конструктивными функциями конфликтов являются:

– Если конфликт отрицает стагнацию, он будет продвигаться в какой-то степени вперед;

– Произойдет объективация источника разногласий в конфликте, и можно будет решить, «устранить» данное разногласие, а также найти способы предотвращения будущих конфликтов;

– способ самоутверждения конфликта, особенно сильно можно заметить это у молодежи, которое является типом поведения, необходимым для поддержания статуса в конфликте.

– внутригрупповой конфликт в научной деятельности создает уровень стресса, необходимый для творческой деятельности; поэтому исследования показали, что производительность творческой научной деятельности повышается в конфликтных ситуациях;

– Межгрупповые конфликты способствуют разрешению конфликта в солидарности группы, до сведения членов группы в жизни команды. И это подразумевает классификацию деструктивных конфликтов.

Признаки деструктивного конфликта:

1) расширение спора;

2) Продолжительность конфликта, то есть споры будут продолжаться уже по другим причинам, которые не имеют никакую связь с первоначальным исходом, даже если причины конфликта были устранены;

3) увеличение ущерба, причиненного участниками спора;

4) агрессивные действия участников, рост идей, связанных с ситуациями и т. д.

Основываясь на вышеуказанный методологический анализ, мы возвращаемся к вопросу о полезности или уязвимости споров. Следует отметить, что конфликт — это способ возникновения и устранения противоречий.

По словам исследователя И. И. Бородина, социальные конфликты — это не только задача социальной психологии, но также и социологии.

Если неопределенность общества, то есть если не будет должным образом управляться и устраняться противоречия, то появятся «варварские» ситуации. В этом случае люди быстро поймут разницу между объявленными идеалами социального развития и их реальными результатами.

Таким образом, изучение конфликтов и их психологического характера не означает, что в конфликте участвуют два или более человека, а скорее решение вопросов государства и нации. Кроме того, такие проблемы, как предотвращение конфликтов, систематизация разрешения споров, широкое освещение конформизма, разрешение конфликтов, возраст и гендерные различия, относятся к проблемам социальной психологии.

Литература:

  1. Вересов Н. Н. Формула противостояния, или Как устранить конфликт в коллективе. — М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 112 с.
  2. Бородин И. И. К вопросу о типологии (классификации) социальных конфликтов // Социальный конфликт. — 2000. — N 3(27). — С. 38–41
  3. Акрамов М. Р. Психологические особенности развития экологического сознания //Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. — 2016. — №. 16–3. — С. 32–34.
  4. Акрамов М. Р. Талабаларда матнларни идрок этишда психолингвистиканинг ўрни //Сўз санъати халқаро журнали. — 2020. — Т. 3. — №. 3.
  5. Акрамов М. Р. Психологические аспекты формирования экологического сознания личности //Science and world. — 2013. — С. 80.
  6. Акрамов М. Р. Психологические свойства формирования экологического сознания студентов //Наука и Мир. — 2014. — №. 1. — С. 365–367
  7. Акрамов М. Р. Шахс ички зиддиятларининг табиатга бўлган муносабатидаги ифодаси //Современное образование (Узбекистан). — 2015. — №. 10.
  8. Назаров А. Психологические особенности руководителей, влияющие на принятие управленческих решений //Молодой ученый. — 2019. — №. 44. — С. 298–300.
  9. Nazarov A. S. Psychological analysis of levels of administration of management decisions //Вопросы экономики и управления. — 2020. — №. 3. — С. 1–5.
  10. Умаров Б. М., Назаров А. С. Низоли вазиятларда бошқарув қарорларини қабул қилишнинг ташкилий ва ижтимоий-психологик механизмлари //Молодой ученый. — 2020. — №. 7. — С. 352–353.
  11. Nazarov, A. S. (2020). Қарор қабул қилиш бошқарув фаолиятининг психологик мезони сифатида. Молодой ученый , (11), 280–282.
  12. Назаров А. С. Adoption of management decisions as the main function of the modern manager //Проблемы современной экономики. — 2020. — С. 7–12.
  13. Назаров А. С., Худайбергенова З. Socio-psychological features of management decision-making //Молодой ученый. — 2020. — №. 50. — С. 430–432.
  14. Назаров А. С. Psychological aspects of managerial decision making //Молодой ученый. — 2020. — №. 44. — С. 45–48.
  15. Назаров А. С. Psychological foundations of managerial decision-making. Молодой ученый. — 2021. — №. 3. — С. 46–48.
Основные термины (генерируются автоматически): конфликт, социальная психология.


Ключевые слова

конфликтология, несогласие, конструктивный конфликт, разрушительный конфликт, групповые разногласия

Похожие статьи

Социально-психологические факторы формирования преобладающих стратегий поведения в конфликте

В статье проводится теоретический анализ проблемы конфликтного взаимодействия в современном обществе. Рассматриваются социально-психологические факторы формирования преобладающих стратегий поведения в конфликте.

Структура педагогических конфликтов

В данной статье говорится о главных категориях конфликтов, в частности о структуре конфликтов, а также рассматриваются не только основные участники конфликта, но и косвенные участники.

Коллектив и личность — проблема взаимосвязи

В статье автор рассматривает проблему взаимосвязи личности и коллектива через выделение различных причин конфликтов. Автор описывает возможные причины конфликтов личности и коллектива и представляет пути решения.

Научные подходы в исследовании управления конфликтами в организации

Автором рассмотрена историческая ретроспектива формирования научных подходов по трактовке конфликтов и проанализированы особенности определения сути конфликта в пределах научных теорий.

Модели стратегий поведения в межличностном конфликте

В данной статье рассмотрены особенности конфликта как социального феномена, причины его возникновения, участники, условия протекания и завершения. Представлены основные модели стратегий поведения в межличностном конфликте. Описаны стадии возникновени...

Конфликт в системе «педагог — педагог»

В статье раскрывается понятие «конфликт», дается перечисление причин, влияющих на возникновение межличностных конфликтов у педагогов ОУ, перечисляются методы управления конфликтами, делается вывод и даются рекомендации.

Основы управления конфликтами в образовательной организации

В статье раскрывается сущность управления педагогическими конфликтами в образовательной организации. Уточняются особенности управления конфликтами.

Понятие адаптации с точки зрения психологии

В данной статье представлен обзор психологических аспектов адаптации. Проведён анализ трудов основных зарубежных и отечественных учёных-психологов в области социально-психологической адаптации, рассмотрены содержание и характеристики понятия.

Конформизм как реакция на социальную напряженность

В статье представлена проблема взаимосвязи конформизма как одной из распространенных поведенческих реакций и социальной напряженности как формы конфликтного взаимодействия. Осуществляется анализ рассматриваемых социальных явлений с точки зрения их пр...

Признаки стресса в поведении человека

В статье проанализированы стресс как медико-биологическое понятие, его сущность, фазы, проявления, факторы, которые инициируют реакцию на стресс, рассмотрены рекомендации Г. Селье по профилактике стресса.

Похожие статьи

Социально-психологические факторы формирования преобладающих стратегий поведения в конфликте

В статье проводится теоретический анализ проблемы конфликтного взаимодействия в современном обществе. Рассматриваются социально-психологические факторы формирования преобладающих стратегий поведения в конфликте.

Структура педагогических конфликтов

В данной статье говорится о главных категориях конфликтов, в частности о структуре конфликтов, а также рассматриваются не только основные участники конфликта, но и косвенные участники.

Коллектив и личность — проблема взаимосвязи

В статье автор рассматривает проблему взаимосвязи личности и коллектива через выделение различных причин конфликтов. Автор описывает возможные причины конфликтов личности и коллектива и представляет пути решения.

Научные подходы в исследовании управления конфликтами в организации

Автором рассмотрена историческая ретроспектива формирования научных подходов по трактовке конфликтов и проанализированы особенности определения сути конфликта в пределах научных теорий.

Модели стратегий поведения в межличностном конфликте

В данной статье рассмотрены особенности конфликта как социального феномена, причины его возникновения, участники, условия протекания и завершения. Представлены основные модели стратегий поведения в межличностном конфликте. Описаны стадии возникновени...

Конфликт в системе «педагог — педагог»

В статье раскрывается понятие «конфликт», дается перечисление причин, влияющих на возникновение межличностных конфликтов у педагогов ОУ, перечисляются методы управления конфликтами, делается вывод и даются рекомендации.

Основы управления конфликтами в образовательной организации

В статье раскрывается сущность управления педагогическими конфликтами в образовательной организации. Уточняются особенности управления конфликтами.

Понятие адаптации с точки зрения психологии

В данной статье представлен обзор психологических аспектов адаптации. Проведён анализ трудов основных зарубежных и отечественных учёных-психологов в области социально-психологической адаптации, рассмотрены содержание и характеристики понятия.

Конформизм как реакция на социальную напряженность

В статье представлена проблема взаимосвязи конформизма как одной из распространенных поведенческих реакций и социальной напряженности как формы конфликтного взаимодействия. Осуществляется анализ рассматриваемых социальных явлений с точки зрения их пр...

Признаки стресса в поведении человека

В статье проанализированы стресс как медико-биологическое понятие, его сущность, фазы, проявления, факторы, которые инициируют реакцию на стресс, рассмотрены рекомендации Г. Селье по профилактике стресса.

Задать вопрос