В статье раскрывается сущность управления педагогическими конфликтами в образовательной организации. Уточняются особенности управления конфликтами .
Ключевые слова: образовательная организация, конфликт, управление конфликтами, педагогический конфликт, социальное явление, классификация конфликтов.
Современность характеризуется кардинальными изменениями в социальной сфере в целом и в системе образования в частности. Повышение трудоемкости процессов, происходящих в образовательных организациях, может приводить к нарастанию межличностных и социальных конфликтов между всеми субъектами образовательных отношений. При этом, в случае возникновения конфликтов основная нагрузка по их разрешению ложится на учителей, от которых, в соответствии со сложившимся в общественном сознании образом учителя, ожидают принципиальной позиции, высокоморального отношения к другим людям, поведения в соответствии с принципами педагогической этики, конструктивного взаимодействия с окружающими, целеустремленности. Все эти качества требуют от учителя высокого уровня педагогического мастерства, профессиональной культуры. В свою очередь, такой уровень не может быть достигнут без обеспечения соответствующих условий благодаря управленческой поддержке деятельности педагога.
В результате в современной образовательной организации ключевое значение начинает приобретать система управления конфликтами, позволяющая успешно предупреждать, разрешать и управлять конфликтами, участниками которых становятся представители администрации, учителя, обучающиеся и их родители (законные представители). Особое значение приобретает конфликтологическая компетентность всех участников образовательных отношений, которая также формируется вследствие эффективных действий руководства образовательной организации по управлению конфликтами.
В основе системы управления конфликтами всегда лежит определенный теоретико-методологический подход к пониманию сущности самого понятия «конфликт», их типологии, роли конфликтов в развитии социальных систем, а также исследованию механизмов их оптимального разрешения. В связи с этим, к настоящему моменту в научной литературе уже накоплено большое количество материала, позволяющего раскрыть эти категории, в том числе, и применительно к деятельности образовательных организаций.
В частности, понятие «конфликт» определяется как «целостная динамическая система, переход от ситуации к другой, каждая из которой характеризуется степенью напряженности между участниками противоборства» [2, с. 19]. Конфликт всегда — явление социальное, в котором действуют отдельные индивиды или целые социальные группы различной степени общности.
В различных источниках предлагаются разнообразные подходы к классификации конфликтов. Они группируются по особенностям субъектов и количеству участников; по длительности и напряженности; по сфере деятельности, специфике отношений и особенностях ситуации, в которой разворачивается противостояние; по условиям необходимым для их преодоления; по последствиям. Существуют и другие, более узкие и специализированные, подходы к классификации конфликтов, имеющие в большей степени прикладной характер и отвечающие целям конкретных исследований. Вне зависимости от того, что именно лежит в основании деления на группы, все эти подходы могут быть применены к исследованию конфликтов в образовательной организации, и выбор одного из них определяется, во многом, целями и задачами процесса управления конфликтами и, в конечном итоге, тактической и стратегической целями деятельности самой этой организации.
Важным для формирования системы управления конфликтами в образовательной организации является понимание специфики педагогического конфликта. Педагогический конфликт может быть определен как противоречие, возникшее в рамках педагогического взаимодействия. Данное социальное явление естественно для такой динамичной общности, какой является современное образовательное учреждение.
Конфликты в образовательной организации, на наш взгляд, наиболее эффективно классифицировать в соответствии со статусом их участников. С позиции данного подхода они могут быть разделены на конфликты между администрацией и педагогами; конфликты внутри педагогического коллектива; между учителем и обучающимися; между учителем и родителями (законными представителями) обучающихся; внутри классных коллективов и внутри родительских групп и т. д. [3, с. 82]. Выбор данного подхода связан с прикладным значением подобной классификации, поскольку позволяет определить направления воздействия управленческих мероприятий, направленных на разрешение уже существующих и предотвращение возникновения новых конфликтов в образовательной организации.
Полезной в управленческой практике также может быть разделение конфликтов в зависимости от их содержания. По данному основанию выделяются конфликты деятельности, которые проявляются в отказе одного из участников педагогического взаимодействия от деятельности, выполнения какой-либо задачи или плохом их выполнении; конфликты поступков, связанные с поведением (поступками) участников педагогических отношений как реакцией на нарушение учащимся правил поведения и взаимодействия в образовательной организации и за ее пределами; конфликты отношений, которые возникают как результат неумелого разрешения администрацией разного рода проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер, вследствие чего приобретают личностную окраску, порождают длительную неприязнь между участниками, надолго нарушают их взаимодействие [1, с. 124].
Благодаря особенностям образования как специфического социального института, конфликт в образовательной организации гораздо легче предупредить, чем разрешить. Именно поэтому ведущей целью формирования системы управления конфликтами должны становиться мероприятия превентивного воздействия, не позволяющие возможным противоречиям перерастать в открытое противостояние. Профилактика конфликтов требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт.
Исходя из этого, сущность управления конфликтами в образовательной организации состоит в обоснованном предположении о их возможном возникновении и дальнейших особенностях развития. При этом, такого рода прогнозирование должно иметь в качестве своего основания специальные научные исследования конфликтов, осуществляться путем использования высоковалидных диагностических методик [4, с. 49], а также учитывать теоретико-методологические основы проблемы, проанализированные нами выше. Кроме того, процесс управления конфликтами предполагает необходимость прояснения сущности конкретного конфликта, определения его места в общей классификации конфликтов, его структуры, функций, описание его предположительной эволюцию и динамику, выявление возможностей влияния на конфликтную ситуацию самых разнообразных внешних факторов.
Деятельность по управлению конфликтами в образовательной организации может осуществляться по следующим основным направлениям:
— создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций;
— оптимизация организационно-управленческих условий работы образовательной организации;
— устранение социально-психологических причин конфликтов;
— блокирование личностных причин возникновения конфликтов.
Эти направления охватывают все основные типы конфликтов, позволяя успешно воздействовать на предконфликтную ситуацию, не допуская ее эскалации.
Таким образом, основу системы управления конфликтами в образовательной организации составляет выбор подхода к пониманию сущности самого этого социального явления, а также выбор основания для классификации, поскольку именно это позволяет определить наиболее эффективные механизмы и направления административного воздействия по устранению и недопущению конфликтов. Мы полагаем, что данный выбор должен носить ситуативный характер и осуществляться в соответствии с целями и задачами деятельности конкретной организации и на основе предварительного анализа текущей ситуации, в которой она находится. Целью же системы управления конфликтами является создание в образовательной организации таких условий деятельности и взаимодействия, которые приводят к конструктивному разрешению противоречий между участниками образовательного процесса.
Литература:
- Бессонова, Н. Н. Совершенствование управления конфликтами / Н. Н. Бессонова, А. Г. Никандрова // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. — 2015. — № 16. — С. 124–128.
- Король, Л. Г. Конфликтология / Л. Г. Король, И. В. Малимонов, Д. В. Рахинский. — Ульяновск: Зебра, 2015. — 248 с.
- Рыбакова, М. М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе М. М. Рыбакова. — М.: Просвещение, 1991. — 128 с.
- Шульгина, И. В. Теоретические основы проблемы управления конфликтами в дошкольной образовательной организации / И. В. Шульгина // Новое слово в науке: стратегии развития. — 2019. — С. 45–50.