Психолого-педагогические условия эффективного управления конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 15.04.2017

Статья просмотрена: 1105 раз

Библиографическое описание:

Денисова, Е. В. Психолого-педагогические условия эффективного управления конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации / Е. В. Денисова, Т. В. Наумова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 567-569. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42218/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье аргументируется необходимость управления конфликтами в условиях современной образовательной организации, охарактеризованы основные причины конфликтов и психолого-педагогические условия, которые влияют на эффективность управления конфликтами в педагогическом коллективе.

Ключевые слова: управление, конфликт, образовательная организация, педагогический коллектив

За последнее десятилетие произошли большие перемены в социальном заказе на образование. Модернизация современной системы образования направлена на внедрение новых форм и методов обучения и воспитания детей. Нововведения затронули все стороны педагогического процесса. Однако современный педагог должен осознавать и ценность накопленных идей и опыта прошлых поколений. Быстрота и перманентность этих изменений отражаются на эмоциональной, мотивационной сфере субъектов процесса образования.

В период существенных перемен особую роль начинает играть психологический фактор человеческих взаимоотношений и общения в педагогическом коллективе: обостряются противоречия, которые порождают конфликтные ситуации между участниками образовательного процесса.

Говоря о конфликтных ситуациях, считаем необходимым разобраться: что такое конфликт, как он влияет на эффективность работы педагогического коллектива и следует ли предпринимать какие-либо управленческие шаги в его регулировании?

Проанализировав определения понятия «конфликт», которые встречаются в психолого-педагогической литературе, пришли к выводу, что ни одно из них не может рассматриваться как универсальное, поскольку термин изучается с разных позиций, во внимание попадают различные его аспекты. В контексте настоящего исследования остановимся на точке зрения А. Г. Здравомыслова, который трактует понятие «конфликт» как «вариант взаимодействия людей в обществе, мотивационной стороной которого является противопоставление ценностям, правилам, интересам и потребностям» [1].

Причины конфликтов, которые возникают в педагогическом коллективе, разнообразны. Зачастую в конфликте можно найти несколько причин. Иногда, в основу конфликта положена одна причина, но при этом конфликтная ситуация имеет длительный характер из-за ряда других причин.

В силу профессиональной деятельности Учителю свойственно оценивать других. В тоже время, он гораздо эмоциональнее воспринимает (переживает) резкие высказывания других педагогов в свой адрес, особенно в отношении профессиональных качеств. Наблюдения психологов позволяют утверждать, что Учителю сложно смириться с тем фактом, что его собственные личностно-профессиональные слабости и недостатки определили или повлияли на неблагоприятное развитие ситуации. Кроме того, многие педагоги склонны к высокой личностной тревожности, в силу чего гиперболизируют, излишне драматизируют события. Все перечисленные нюансы психологического склада Учителя предопределяют большую вероятность возникновения открытого или латентного (скрытого) конфликта.

Более внимательно рассмотрим вопрос о возможных причинах конфликтов. Существует мнение о том, что основной их причиной между педагогами является неудовлетворенность материальным поощрением своего труда и низкий уровень признания обществом (коллегами) достижений в профессиональной деятельности. Данный факт не нашел своего категорического подтверждения в ходе исследования.

Изучая данные психологических, социологических исследований, мы пришли к выводу, что разногласия в педагогических коллективах происходят, как правило, по следующим причинам:

  1. Разница в возрасте педагогов (соответственно — педагогическом опыте), которые порождают, в том числе, разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликта.
  2. Разные взгляды на события, причины возникновения конфликтной ситуации.
  3. Столкновение профессиональных интересов/точек зрения одного учителя и группы педагогов.
  4. Отсутствие педагогического такта при общении в отношении отдельных коллег.

Нередки случаи конфликтов, которые происходят между педагогами и руководителем. Анализируя причины конфликтных ситуаций, исследователи во многих случаях указывают, что их основной причиной является неудовлетворенность стилем управления руководителя.

Опыт показывает, что наиболее часто конфликты происходят в «сложных» коллективах, где функциональные обязанности работников схожи, тесно взаимосвязаны. Это обусловливает трудности в координации их действий и отношений как в сфере деловых, так и в сфере личных контактов. К числу таких коллективов относится и педагогический коллектив [3].

Вопрос о необходимости управления конфликтами, в том числе и в педагогическом коллективе, связан с осознанием того, что они — неотъемлемая часть социальных процессов. А то, как они будут влиять на коллектив (негативно или положительно), будет зависеть от усилий по их руководству.

Управление конфликтами — это процесс, направленный на предотвращение причин, которые обусловливают возникновение конфликта, а также корректировку взаимоотношений (профессиональных, прежде всего) между конфликтующими сторонами.

Эффективное управление конфликтом в педагогическом коллективе образовательной организации — предполагает воздействие на конфликтное поведение педагогов (ограничение противоборства) с целью его трансформации в направлении достижения желаемых результатов деятельности образовательного учреждения, конструктивного влияния на развитие педагогического коллектива и организации в целом. Оно включает в себя: прогнозирование конфликтов, предотвращение конфликтов; отслеживание конфликтов; разрешение конфликтов.

Какие же психолого-педагогические условия влияют на эффективность управления конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации?

Считаем, что первое условие «вытекает» из определения понятия «управление конфликтами», и заключается в создании благоприятной атмосферы труда, дружественных взаимоотношений всех членов педагогического коллектива в процессе взаимодействий и общения, основанных на формировании и развитии у каждого из сотрудников способности отличать причины от поводов, находить наиболее лояльные способы разрешения конфликтов. Реализация этого направления в деятельности руководителя образовательной организации в конечном итоге способствует решению поставленных перед организацией целей и задач.

Одним из основных показателей эффективного управления администрации организации выступает усовершенствование критериев оценки и взаимооценки результатов профессиональной деятельности, демократизация этого процесса: если сами учителя, оценивая деловые и личностные качества, выдвигают из своего общества конструктивных лидеров, это позволяет повышать работоспособность коллектива и минимизировать конфликтность [3].

Директор образовательной организации, который оправдывает надежды педагогов или превосходит их, несомненно, будет иметь эмоциональную поддержку коллектива, высокий неформальный статус и шансы на успех в работе. Поэтому самосовершенствование и самовоспитание тех черт своего характера, которые педагоги ценят в руководителе больше всего — целесообразно. Этим определяется его способность прогнозировать и сознательно регулировать свои отношения с педагогическим коллективом, находить взаимопонимание с ними [2].

В тоже время, значимы:

‒ объективное осознание конфликта как реальности, необходимости целенаправленных действий по его управлению;

‒ действенное влияние на конфликт и переведение его в русло саморегуляции и самокорректировки;

‒ владение методами и приемами, позволяющими конструктивно разрешать конфликты путем согласования позиций и интересов, взглядов и ориентаций.

Подводя итог сказанному выше, отметим, что нами рассмотрены лишь наиболее общие условия, позволяющие эффективно управлять конфликтами в условиях образовательной организации. Этот вопрос — все еще открыт и актуален для педагогической общественности.

Литература:

  1. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта / А. Г. Здраомыслов. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 317 с.
  2. Тренев Н. Н. Управление конфликтами / Н. Н. Тренев. — М.: Приор, 2001– 96 с.
  3. Шакуров Р. Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив / Р. Х. Шакуров. — М.: Просвещение, 1990. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогический коллектив, образовательная организация, конфликт, профессиональная деятельность, конфликтная ситуация, необходимость управления, педагог, причина, эффективность управления.


Похожие статьи

Предупреждение конфликтов в педагогическом коллективе как фактор создания благоприятного психологического климата образовательной организации

В статье автор исследует влияние конфликтов на благоприятность уровня психологического климата в образовательной организации.

Управление конфликтами и социальными экспектациями в деятельности организаций

Авторами обоснована необходимость активизации роли эффективного управления конфликтами и социальными экспектациями участников трудового коллектива организации ввиду огромного влияния конфликта на деятельность организации.

Методы разрешения конфликта в деятельности организаций

Авторами проанализированы различные психологические состояния работника, обоснована необходимость разработки механизмов облегчения процесса внедрения изменений в метод разрешения конфликта.

Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа

В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...

Основы управления конфликтами в образовательной организации

В статье раскрывается сущность управления педагогическими конфликтами в образовательной организации. Уточняются особенности управления конфликтами.

Условия формирования конструктивного поведения в конфликтах у магистрантов психолого-педагогической специальности

В статье авторы систематизируют и описывают условия, которые способствуют формированию у магистрантов психолого-педагогической специальности конструктивного поведения в ситуации конфликта.

Конфликт в системе «педагог — педагог»

В статье раскрывается понятие «конфликт», дается перечисление причин, влияющих на возникновение межличностных конфликтов у педагогов ОУ, перечисляются методы управления конфликтами, делается вывод и даются рекомендации.

К вопросу о благоприятном социально-психологическом климате коллектива в общеобразовательной школе

В статье рассматриваются теоритические основы понятия социально-психологический климат, дается характеристика благоприятного психологического климата, а так же указываются факторы, влияющие на психологический климат в коллективе.

Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков

В статье рассматриваются факторы формирования толерантности подростков в условиях современной школы, раскрываются психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков, а также возможности их реализации в процессе обучения.

Сравнительный анализ исторического опыта предупреждения конфликтного поведения у младших школьников

В данной статье были рассмотрены психолого-педагогические условия формирования конфликтологической компетенции на базе образовательного учреждения. Описаны методы и формы, которые формируют у обучающихся младших классов опыт конструктивного разрешени...

Похожие статьи

Предупреждение конфликтов в педагогическом коллективе как фактор создания благоприятного психологического климата образовательной организации

В статье автор исследует влияние конфликтов на благоприятность уровня психологического климата в образовательной организации.

Управление конфликтами и социальными экспектациями в деятельности организаций

Авторами обоснована необходимость активизации роли эффективного управления конфликтами и социальными экспектациями участников трудового коллектива организации ввиду огромного влияния конфликта на деятельность организации.

Методы разрешения конфликта в деятельности организаций

Авторами проанализированы различные психологические состояния работника, обоснована необходимость разработки механизмов облегчения процесса внедрения изменений в метод разрешения конфликта.

Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа

В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...

Основы управления конфликтами в образовательной организации

В статье раскрывается сущность управления педагогическими конфликтами в образовательной организации. Уточняются особенности управления конфликтами.

Условия формирования конструктивного поведения в конфликтах у магистрантов психолого-педагогической специальности

В статье авторы систематизируют и описывают условия, которые способствуют формированию у магистрантов психолого-педагогической специальности конструктивного поведения в ситуации конфликта.

Конфликт в системе «педагог — педагог»

В статье раскрывается понятие «конфликт», дается перечисление причин, влияющих на возникновение межличностных конфликтов у педагогов ОУ, перечисляются методы управления конфликтами, делается вывод и даются рекомендации.

К вопросу о благоприятном социально-психологическом климате коллектива в общеобразовательной школе

В статье рассматриваются теоритические основы понятия социально-психологический климат, дается характеристика благоприятного психологического климата, а так же указываются факторы, влияющие на психологический климат в коллективе.

Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков

В статье рассматриваются факторы формирования толерантности подростков в условиях современной школы, раскрываются психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков, а также возможности их реализации в процессе обучения.

Сравнительный анализ исторического опыта предупреждения конфликтного поведения у младших школьников

В данной статье были рассмотрены психолого-педагогические условия формирования конфликтологической компетенции на базе образовательного учреждения. Описаны методы и формы, которые формируют у обучающихся младших классов опыт конструктивного разрешени...

Задать вопрос