Основным в работе любой дошкольной образовательной организации считаются хранение и улучшение физического и психического самочувствия воспитанников, их творческое и интеллектуальное формирование. Удачное воплощение этой большой и серьезной работы нереально в отрыве от семьи, так как родители — первые и основные педагоги собственного ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
В согласовании с Законодательством «Об образовании», где записано, что родители являются первыми преподавателями, они должны заложить основы физиологического, высоконравственного и интеллектуального становления личности ребенка в раннем возрасте. В этой взаимосвязи меняется и точка зрения дошкольного учреждения в работе с семьями воспитанников.
В основе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи лежит совместная работа, т. е. общее определение целей деятельности, средств, предмета деятельности во времени в согласовании с возможностями каждого участника, контроль и критика результатов работы, а затем проектирование новых целей, задач и итогов.
Взаимодействие педагогов дошкольной организации с родителями, которое подразумевает обмен мыслями, эмоциями, переживаниями, направлено на повышение педагогической культуры родителей.
Повышение педагогической культуры позволяет родителям понять сложившиеся противоречия между воспитательным потенциалом семьи и его внедрением. Составная часть взаимодействия с семьями — общение педагога с родителями.
Родители нередко допускают обычные оплошности в воспитании детей, испытывают конкретные проблемы. Задача педагогов дошкольного учреждения — посодействовать родителям в воспитании детей. Однако воспитатели не все готовы к данной деятельности в силу ряда обстоятельств. Появляется еще одно возражение, которое разрешается с помощью методической работы в ДОО.
Доктор Минненур Ахметханова Галагузова [1] под термином «семьи группы риска», понимает «наличие некоторого отклонения от общепризнанных мерок, не позволяющих найти их как благополучные. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением сил» [2].
Т. С. Зубкова, Н. В. Тимошина выделяют ряд проблем, характерных для предоставленной категории семей (неполные, многодетные, молодые, с ребенком инвалидом): материально — бытовые (денежные), устройство на работу родителей, жилищные, психолого-педагогические, медицинские. [2]
По мнению А. B. Мудрика важной проблемой считается проблема обучения и социализации детей.
Изучения семей С. А. Беличевой показали: невзирая на серьезные проблемы финансового нрава, на первом месте у семей категории риска с большим отрывом выступает потребность в эмоциональной и педагогической поддержке.
Р. В. Овчарова предлагает использовать психолого-педагогические консультации, педагогические задания, педагогические практикумы.
М. А. Галагузова выделяет следующие формы работы с семьей: патронаж, консультативный разговор, тренинги.
Проблема содержится в определении способов и форм результативного взаимодействия педагогов ДОО с родителями.
В повседневной жизни человек сталкивается с самыми различными ситуациями. Их общественная совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное место человека. Среди таких ситуаций может возникнуть инцидент, в результате которого, ограничиваются интересы людей, такое положение требует от человека поиска новых решений и энергетических затрат. Обычными жизненными ситуациями такового рода считаются конфликты.
Слово «конфликт» — значит стычка, сражение, разногласие, агрессивность, оппозиция и др. [3]. В основе любого конфликта лежит обстановка, которая охватывает: противоречивые позиции сторон по какому-либо вопросу; противоположные задачи или средства; несоответствие интересов, желаний, влечений оппонентов.
В словаре синонимов русского языка под редакцией Л. П. Алекторовой, Л. А. Введенской, В. И. Зимина конфликт — коллизия, стычка, возражение, противоречивость, двойственность, несоответствие, несогласованность, взаимоисключение; разлад, выяснение взаимоотношений ссора, грызня, раздор, спор, разногласие, выясняловка, размолвка, столкновение [5].
Преподавательский конфликт можно рассматривать как образующуюся в результате профессионального и межличностного взаимодействия соучастников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них негативный возбудимый фон общения, и предполагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин.
Таким образом, в предоставленном истолковании педагогического конфликта как вариации инцидентов, прежде всего обращается внимание на сферу его протекания (учебно-воспитательный процесс), особенность субъектов (педагоги — дети, педагог — педагог, педагог — руководитель, педагог — родитель), эмоциональный фон протекания. Особенно следует обратить внимание на то, что педагогический конфликт считается формой проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, что очень значительно для определения способов его предостережения и преодоления [7].
Общие причины возникновения педагогических конфликтов:
- Неблагоприятная экономическая и общественно-политическая обстановка в стране и регионах — сложные противоречия, происходящие в крайнее десятилетие в политической, экономической и духовной жизни страны значительно отразились на настрое и критериях работы отечественного педагога.
- Непоследовательность соблюдения основ государственной политики в воспитании — в настоящей образовательной жизни имеют пространство правовой скептицизм педагога, ежедневное попирание прав ребенка, к примеру, права на представление собственного личного мнения, права на защиту собственной чести и репутации. Правовая безграмотность или неразвитое правосознание администрации образовательных учреждений часто выражается в несоблюдении трудового законодательства.
- Содержательное и методическое несовершенство учебно-воспитательного процесса — неимение преемственности в содержании и организации главных звеньев учебно-воспитательного процесса, непродуманным внедрением педагогических инноваций.
Преподавательский конфликт — трудное явление, происходящее, как правило, в силу беспристрастных и необъективных обстоятельств [8].
Причины возникновения педагогических конфликтов:
К объективным факторам можно отнести общественно-экономическое состояние учительства в целом по стране и непосредственно — индивидуальности условий педагогической деловитости в предоставленной области, регионе, образовательном учреждении.
Субъективные предпосылки соединены в главном со спецификой межличностных взаимоотношений в образовательном социуме, обусловлены особенностями эмоциональной структуры личности каждого участника учебно-воспитательного процесса, т. е. отдельно-психологическими, социально-психологическими и научно-мировоззренческими свойствами личности.
Участниками педагогического конфликта считаются педагоги, руководители, родители и дети. Объектами конфликта выступают учебно-воспитательная активность и обращение [9].
Для того что бы избежать конфликты между педагогами и родителями, необходимо сделать следующее:
Начинать нужно с анализа общественного состава родителей, их настроя и надежд от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, бесед на определенную тему несомненно поможет правильно сконструировать работу с родителями, сделать ее результативной, выбрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Родителей детей, посещающих дошкольные образовательные организации, разрешено символически поделить на 3 категории.
1-ая категория — это родители, совсем занятые на работе, которым детский сад жизненно необходим. Однако, невзирая на это, они ожидают от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и настоящего становления, оздоровления, развития и обучения, организации увлекательного досуга. Эта родительская категория вряд ли сумеет в силу занятости активно навещать консультации, семинары, тренинги. Однако при верной организации взаимодействия они с удовольствием дома сделают совместно с ребенком работу на конкурс, выберут фото на выставку, в комфортное для их время разучат роль в заранее объявленных мероприятиях.
2-ая категория — это родители с комфортным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, однако родители не желают лишать ребенка настоящего общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы данная родительская категория осталась на позиции пассивного наблюдающего, а активизировать их педагогические умения и организовать взаимное сотрудничество.
3-я категория — это семьи с неработающими мамами. Эти родители также ожидают от детского сада увлекательного общения своих детей со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача педагога — выделить из этой родительской категории инициативных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными ассистентами педагогов. На эту родительскую категорию педагогу нужно положиться в подготовке родительских собраний, в проведении праздников, соревнований, выставок и т. п. [10].
Содержание работы педагога с родителями включает в себя, практически, все вопросы обучения и воспитания детей, с которыми он знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, т. к. родителям нужны знания об особенностях становления ребенка как личности, задачах воспитания, методах, организации предметно-игровой среды, подготовке его к обучению в школе и др. Им необходимо получить ответ на вопрос: «Как поступить в том либо другом случае?».
С рождением ребенка родители вынужденно овладевают специальностью воспитателя и учителя. Педагоги детских садов — профессионалы, они без колебаний готовы посодействовать в воспитании детей. Воспитатели с готовностью отзываются на необходимости семьи, требования родителей, а не элементарно читают им отчеты или лекции. Современные родители достаточно грамотны и имеют доступ к педагогической информации. Имеются родители, приобретающие педагогическую литературу либо выписывающие периодические издания, получают информацию чрез Интернет, однако нередко они пользуются случайной литературой или информацией бессистемно. Время от времени развивают детей подсознательно, «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Принципиально активизировать и обогащать воспитательную культуру родителей, поддерживать их уверенность в личных педагогических способностях, расширять позитивный опыт воспитания в семье: проведение домашних досугов, соблюдение семейных традиций, опыт домашнего чтения, закаливания детей и т. д.
Родители младших дошкольников чувствуют трудности, связанные с кризисом трех лет, капризами и упрямством ребенка, а родители старших дошкольников говорят о дилеммах, связанных с ранней подготовкой детей к школе. Завышенные установки родителей плохо воздействуют на формирование маленьких детей, их самомнение. По мнению детских психологов, в итоге несоответствия родительским ожиданиям у ребенка может появиться невроз, поэтому — нужно беречь нервную систему ребенка, не перегружать его познаниями. Естественно, необходимо готовить детей к обучению в школе, но делать это правильно, без вреда для всеобщего развития. Тут определяется необходимость у педагогов — помочь родителям в решении задач интеллектуального развития детей.
Содержание работы с родителями реализуется чрез различные формы взаимодействия. Главное — донести до родителей информацию. Есть классические и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями дошкольников, сущность их — обогатить семьи педагогическими познаниями. Классические формы разделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся массовые родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Повестка дня может быть разнообразной, здесь учитываются пожелания родителей. К примеру, рекомендуем такие темы: «Понимаете ли вы собственного малыша», «Воспитание послушания у деток», «Способы педагогического действия» и др. Обычно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого надлежит уходить, лучше провести беседу с внедрением способов активизации родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с раскрытыми очами». Если преподаватель читает текст, не отрываясь, формируется впечатление, что он некомпетентен в объясняемых вопросах. В сообщении принципиально представить жизнь детей в детском саду в целом и каждого ребенка отдельно. К выступлению на собраниях могут привлекаться специалисты детского сада (медработник, логопед, психолог и др.), а также родители, которые имеют отношение к дошкольному детству как специалисты (педиатр, юрист и др.). На общих родительских собраниях могут обсуждаться вопросы связанные с трудностями обучения и воспитания детей. К собранию педагог готовится заранее, объявление вывешивается за 3–5 дней. [10].
Целесообразно соединять различные формы работы, к примеру, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно провести беседу или собрание.
К личным формам относятся педагогические беседы с родителями; наверное, одна из более легкодоступных форм установления взаимосвязи с семьей. Разговор может быть как самостоятельной формой, так и использоваться в сочетании с иными, к примеру, она может быть интегрирована в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по интересующему вопросу; ее особенность — функциональное участие и педагога, и родителей. Разговор может появляться подсознательно сообразно инициативе и опекунов и педагога. Воспитатель обдумывает, какие вопросы задаст родителям, озвучивает их и просит приготовить вопросы, на которые бы они желали получить ответ. В итоге беседы родители обязаны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Отдельную категорию составляют убедительно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами и методами обучения и воспитания детей, содействуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон разговоров с детьми, видеофрагменты организации разных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
В настоящее время особенной популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. Они построены по форме развлекательных программ, игр и ориентированы на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их интереса к детскому саду и жизни их детей в дошкольной организации. Родители лучше узнают собственного ребенка, так как наблюдают его в другой, новой для себя ситуации, сближаются с педагогами. [11].
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, однако они еще мало исследованы и обобщены.
Рекомендации
- Помните, что в момент конфликта наблюдается приоритет эмоций над разумом;
- Используйте многоальтернативный подход к решению задачи (не отвергайте предложения другого лица, оставляйте за собой право на ошибку, тщательно проанализируйте все варианты);
- Пересмотрите конфликт (определите то, что действительно важно, что будет, если ситуация не разрешится, ориентируйтесь на решение задачи, а не на эмоции связанные с ней);
- Постарайтесь снизить внутреннее напряжение (следите за тем, чтобы был выход эмоций, а не выходка, разрядка необходима, но не на человека, а на дело, не констатируйте эмоциональное состояние партнера).
Литература:
- Акимова Е. Е. Педагогические основы использования конфликта в образовательном процессе. — М.: «Педагогика», 2009. — 22 с.
- Алексеева А. Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации. — СПб.: «Питер», 2010. — 19 с.
- Андриади И. П. Конфликты, причины их возникновения и некоторые аспекты педагогического вмешательства в конфликт. — М.: «Педагогика», 2001. — 22 с.
- Анцупов А. Я., Шипилов А. И. О междисциплинарном подходе к изучению конфликта. — М.: «Стандарт», 2010. — 28 с.
- Бабосов Е. М. Конфликтология:. — М.: «Стандарт», 2000. — 164 с.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: «Стандарт», 2009. -192 с.
- Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: «Наука», 2005. — 136 с.
- Битинас Б. П., Катаева Л. И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы. — М.: «Педагогика», — 15 с.
- Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: «Стандарт», 2000. — 208 с.
- Гершунский Б. С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. — СПб.: «Питер», 2006. — 200 с.
- Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М.: «Наука», 2005. — 108 с.