Защита семьи, материнства и детства уже многие годы является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации. Об этом говорит и п. 1 стать 38 Конституции Российской Федерации, который звучит следующим образом: «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» [1]; п. 1 ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации: «семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства» [2], также это подтверждается и многими федеральными законами, указами Президента и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Особое значение в Российском законодательстве придается защите детей, так как они являются наиболее незащищенной категорией населения, не могут отстоять свои права в силу своей физической слабости и возрастной недееспособности.
Обычно представителями защиты прав несовершеннолетних выступают их родители, либо законные опекуны, но зачастую случается так, что они и являются теми, кто нарушает права и ущемляет законные интересы ребенка, а порой и наносит физический вред.
Проблема подобных правонарушений состоит в сложности их выявления, ведь часто ребенок в силу своих страхов, отсутствия авторитета перед взрослыми утаивает случившееся, замыкается в себе, из чего затем следуют психологические травмы, остающиеся очень надолго, а иногда и на всю жизнь.
Именно поэтому так важна ранняя профилактика подобных правонарушений, ведь гораздо проще предотвратить возникновение ситуации, чем разбираться с ее последствиями, особенно когда речь идет о жизни, физическом и психическом здоровье ребенка.
По рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) различают первичную, вторичную и третичную профилактику. Термин «первичная профилактика» применяется к мерам, направленным на все население, в том числе на родителей с целью предупреждения насилия в семье. Задача этого уровня профилактики — формирование ненасильственной, неагрессивной модели поведения родителей, воспитание гармоничной личности. В рамках первичной профилактики можно рассматривать широкий спектр программ просвещения общественности, родителей, обучения профессионалов в области предотвращения насилия над детьми.
Вторичная профилактика означает меры, направленные на тех, кто еще не переживал инцидент насилия, но находится в ситуации повышенного риска. Вторичный уровень направлен на конкретных детей, подростков и их родителей. Он предусматривает систему мер, которые можно разделить на три группы:
- Выявление детей, испытывающих жестокое обращение.
- Работа с родителями (индивидуальные беседы, проведение классных собраний для определенной категории родителей, приглашение родителей на заседания школьного совета профилактики, посещение семьи на дому). Основными исполнителями здесь выступают педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители, педагоги, социальные работники и др. [3].
- Работа с детьми, т. е. их привлечение к общественной жизни, индивидуальная и групповая работа, беседы, тренинги. К этой работе могут привлекаться школьные психологи, социальные педагоги, классные руководители. Задачей такой работы является предупреждение развития негативных последствий насилия для ребёнка [4].
Термин «третичная профилактика» обозначает меры вмешательства в случаях, когда ребенок уже подвергся насилию. Они направлены на оказание помощи пострадавшему и предупреждение подобного в будущем [3].
Комплексный подход к проблеме профилактики насилия предполагает создание комплексной программы для взрослых и детей и включает:
– обучение специалистов формам и методам проведения профилактической работы;
– программу для взрослых (родителей, педагогов и т. п.);
– программу для детей [5].
Данные меры направлены на удовлетворение различных потребностей и в то же время составляют одно целое. Для родителей, учителей, персонала школы, которые составляют внутренний круг поддержки ребенка, очень важно быть осведомленным относительно насилия по отношению к детям и его предотвращения. Незнание проблемы со стороны взрослых и педагогов, неумение распознать, вовремя помочь ребенку, могут привести к самым тяжелым последствиям.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. ст. 4398.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 1. — ст. 16.
- Галич, Г.О., Карпушкина, Е.А., Корчагина, Л.Н., Морозова, Н.Л., Тупарева, Н.В. [Текст]: / Г. О. Галич, Е. А. Карпушкина, Л. Н. Корчагина, Н. Л. Морозова, Н. В. Тупарева // Профилактика дивиантного поведения детей и подростков. — 2010. — № 16. — С. 84–91.
- Дерябина, В. В. Технологии социально-психотерапевтического сопровождения детей, переживших насилие. [Текст]: / В. В. Дерябина // — 2014. — № 2. — С. 50–60.
- Попова, Е. М. Системный подход к профилактике правонарушений обучающихся колледжа. [Текст]: / Е. М. Попова // Научные исследования в образовании. — 2011. — № 3. — С. 105–103.
- Шмарион П. В. Криминологические особенности насильственных преступлений против жизни и здоровья, совершаемых в семье в отношении несовершеннолетних // Вестник Воронежского института МВД России. — 2016. — № 2. — С. 3–8.
- Усманова Д. Р. Внутрисемейное насильственное преступление как объект изучения семейной криминологии // Вестник Уфимского юридического института МВД России. — 2016. — № 2. — С. 20–23.
- Репьев А. Г. Правовое регулирование деятельности по предупреждению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений: федеральный и региональный аспекты (на примере Алтайского края) // Вестник Казанского юридического института МВД России. -2016. — № 4. — С. 47–50.
- Недоступенко Т. А., Махина С. Н. Профилактика физического насилия в семейно-бытовой сфере и в отношении несовершеннолетних // Проблемы правоохранительной деятельности. — 2019. — № 4. — С.72–75.
- Кокорева Н. Н., Волков П. А. Актуальные проблем профилактики семейно-бытовой преступности // Ленинградский юридический журнал. -2016. — № 3. — С. 199–203.
- Ивасюк О. Н. Особенности семейно-бытовых преступлений в отношении несовершеннолетних и проблемы их предупреждения // Вестник Московского университета Министерства внутренних дел России. — 2019. — № 7. — С. 123–126.