В статье рассмотрена актуальность создания организационных условий управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены основные формы методических мероприятий, направленных на формирование культуры общения педагогов, как в коллективе, так и с родителями, создание условия избегания конфликтных ситуаций.
Ключевые слова: дошкольные образовательные организации, конфликт, деловые игры, семинары-практикумы, эмпатия, компромисс, рефлексия, самоконтроль, тренинги, управление.
Повышение эффективности работы дошкольных образовательных заведений, это наиболее актуальная проблема в современной системе образования России. Решить ее возможно, за счет создания необходимых условий для профессиональной деятельности педагогических работников, обеспечение их высокого статуса в обществе, организации комфортной атмосферы, за счет поддержания благоприятного социально-психологического микроклимата и правильного управления конфликтами в дошкольной организации, все эти условия необходимы, для формирования продуктивной работы педагогического коллектива [4, с.63].
Особое место при этом принадлежит активизации человеческого фактора, в частности мобилизации организационных условий управления конфликтами дошкольного учреждения, необходимости направленности руководителей на создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Педагогический коллектив дошкольного учреждения образования отличается от других коллективов, как по целям и условиям своей деятельности, так и своей структурой и профессиональными качествами его членов [3, с.41].
Слово «конфликт» в переводе с латыни означает «столкновение». Признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи говорят о необходимости применения механизмов психологического регулирования и решения конфликтных ситуаций.
Организационные условия детского сада должны быть ориентированы на формирование благоприятных отношений, как между педагогами, так между педагогами и родителями, основанных на взаимном доверии и тесном деловом контакте. Организационные условия управления конфликтами, в педагогическом коллективе детерминируется рядом социальных, социально-психологических, личностных и педагогических факторов.
Данные организационные условия заключаются в формировании следующих форм управления конфликтами, такие как деловые игры, семинары — практикумы и тренинги. Например, во время выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается нарушенное взаимодействие между полушариями головного мозга и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.
Так, интерактивные технологии, позволяют педагогам моделировать и анализировать педагогические ситуации, обмениваться опытом, анализировать ошибки, воспроизводить жизненные ситуации, требующие решения вполне конкретных, порой нестандартных задач. Во время такого обучения у воспитателя развиваются качества, необходимые ему для исполнения социальных и педагогических функций при взаимодействии с семьей, в частности способность к эмпатии, рефлексии и самоконтролю [2, с.421].
В зависимости от формы методического мероприятия в дошкольной организации используют следующие приемы работы, направленные на формирование культуры общения педагогов:
– относиться к собеседнику с уважением;
– отказываться от форм конфликтной субкультуры;
– выражать интерес к мнению собеседника невербальными методами — жестами, репликами, мимикой;
– поощрять собеседника к высказываниям.
Так, решая специально созданную конфликтную ситуацию во время методического мероприятия, педагог получает опыт решения спорных вопросов в реальной жизни.
Поскольку во время профессионального общения в системе «педагог — родители» возможны такие ситуации, для воспитателя очень важно умение грамотно выбрать стратегию поведения в них.
Причины конфликтов разные: несоответствие целей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и тому подобное.
Организационные условия выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей на базе дошкольного учреждения заключаются в соблюдении следующих условий:
– способствовать преодолению стереотипов мышления и привычных способов деятельности;
– развивать способность к эмпатии, рефлексии и самоконтролю;
– стимулировать творческую активность.
Конфликт «педагог — родители» в основном развивается по типу «руководитель — подчиненный», а воспитатель в этой ситуации ведет себя обычно как обвинитель. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители, имеют определенный опыт и знания по психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников дошкольного учреждения. Кроме того, такое поведение воспитателя может вызвать агрессивную реакцию даже в спокойных родителей. Поэтому, чтобы избежать углубления конфликтной ситуации, следует соблюдать формы общения «на равных», предусматривающих партнерское взаимодействие.
Описывая стратегии решения конфликтов, американский психолог Кеннет Томас применял показатели внимания к интересам партнера и своих собственных:
– конкуренция — сосредоточение внимания только на своих интересах и полное игнорирование интересов партнера;
– уклонение — недостаток внимания, как к своими интересами, так и к интересам партнера;
– компромисс — достижение частичной выгоды каждой стороны;
– приспособление — повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным;
– сотрудничество — стратегия, позволяет учесть интерес обеих сторон.
Особенность организационных условий в управлении конфликтами, состоит в том, что индивидуальные знания, усилия и опыт дают эффективный результат только при условии их согласования с действиями всего педагогического коллектива, поддержки руководящими органами, направленных на достижение единой цели. Коллектив с высоким уровнем моральной и педагогической культуры (личной и коллективной) работает слаженно, достигая высоких результатов.
Таким образом, для поддержания стабильного психологического состояния и создания организационных условий в дошкольном образовательном учреждении, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, и «стирать» из памяти конфликтные ситуации.
Формирование благоприятных организационных условий в дошкольном образовательном учреждении, как в педагогическом коллективе, так и между педагогами и родителями является одной из главных задач образовательного заведения. Это объясняется его влиянием как на профессиональную деятельность педагогов, так и эффективность учебно-воспитательного процесса в целом.
Создание организационных условий, направленных на избежание конфликтов, как сложная интегрированная характеристика коллектива эмпирически оказывается в доминирующем относительно устойчивом групповом настроении, является результатом отражения педагогическими работниками межличностных и деловых отношений, которые опосредованные целями и содержанием совместной профессионально-педагогической деятельности в специфических условиях образовательного учреждения.
Литература:
- 1.ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // РГ — Федеральный выпуск 31 декабря 2012 г. № 5976 (303).
- Бутаева, М. С. Психолого-педагогические условия профилактики и разрешения конфликтов в образовательной организации / М. С. Бутаева // NovaInfo.Ru. — 2017. — Т. 2. № 60. — С. 420–424.
- Ежкова, Н. С. Особенности управления конфликтными ситуациями в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации / Н. С. Ежкова, Л. В. Васичева // Теория и методика современного учебно-воспитательного процесса. — М., 2016. — С. 40–42
- Маврин О. В. Технологии урегулирования конфликтов (медиация, как эффективный метод разрешения конфликтов): учебное пособие/О. В. Маврин. — Казань: изд-во Казань. Ун –та, 2014. 96 с.