Организационные условия управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (306) апрель 2020 г.

Дата публикации: 15.04.2020

Статья просмотрена: 216 раз

Библиографическое описание:

Ганус, М. А. Организационные условия управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении / М. А. Ганус. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 298-300. — URL: https://moluch.ru/archive/306/68882/ (дата обращения: 22.11.2024).



В статье рассмотрена актуальность создания организационных условий управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены основные формы методических мероприятий, направленных на формирование культуры общения педагогов, как в коллективе, так и с родителями, создание условия избегания конфликтных ситуаций.

Ключевые слова: дошкольные образовательные организации, конфликт, деловые игры, семинары-практикумы, эмпатия, компромисс, рефлексия, самоконтроль, тренинги, управление.

Повышение эффективности работы дошкольных образовательных заведений, это наиболее актуальная проблема в современной системе образования России. Решить ее возможно, за счет создания необходимых условий для профессиональной деятельности педагогических работников, обеспечение их высокого статуса в обществе, организации комфортной атмосферы, за счет поддержания благоприятного социально-психологического микроклимата и правильного управления конфликтами в дошкольной организации, все эти условия необходимы, для формирования продуктивной работы педагогического коллектива [4, с.63].

Особое место при этом принадлежит активизации человеческого фактора, в частности мобилизации организационных условий управления конфликтами дошкольного учреждения, необходимости направленности руководителей на создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Педагогический коллектив дошкольного учреждения образования отличается от других коллективов, как по целям и условиям своей деятельности, так и своей структурой и профессиональными качествами его членов [3, с.41].

Слово «конфликт» в переводе с латыни означает «столкновение». Признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи говорят о необходимости применения механизмов психологического регулирования и решения конфликтных ситуаций.

Организационные условия детского сада должны быть ориентированы на формирование благоприятных отношений, как между педагогами, так между педагогами и родителями, основанных на взаимном доверии и тесном деловом контакте. Организационные условия управления конфликтами, в педагогическом коллективе детерминируется рядом социальных, социально-психологических, личностных и педагогических факторов.

Данные организационные условия заключаются в формировании следующих форм управления конфликтами, такие как деловые игры, семинары — практикумы и тренинги. Например, во время выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается нарушенное взаимодействие между полушариями головного мозга и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

Так, интерактивные технологии, позволяют педагогам моделировать и анализировать педагогические ситуации, обмениваться опытом, анализировать ошибки, воспроизводить жизненные ситуации, требующие решения вполне конкретных, порой нестандартных задач. Во время такого обучения у воспитателя развиваются качества, необходимые ему для исполнения социальных и педагогических функций при взаимодействии с семьей, в частности способность к эмпатии, рефлексии и самоконтролю [2, с.421].

В зависимости от формы методического мероприятия в дошкольной организации используют следующие приемы работы, направленные на формирование культуры общения педагогов:

– относиться к собеседнику с уважением;

– отказываться от форм конфликтной субкультуры;

– выражать интерес к мнению собеседника невербальными методами — жестами, репликами, мимикой;

– поощрять собеседника к высказываниям.

Так, решая специально созданную конфликтную ситуацию во время методического мероприятия, педагог получает опыт решения спорных вопросов в реальной жизни.

Поскольку во время профессионального общения в системе «педагог — родители» возможны такие ситуации, для воспитателя очень важно умение грамотно выбрать стратегию поведения в них.

Причины конфликтов разные: несоответствие целей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и тому подобное.

Организационные условия выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей на базе дошкольного учреждения заключаются в соблюдении следующих условий:

– способствовать преодолению стереотипов мышления и привычных способов деятельности;

– развивать способность к эмпатии, рефлексии и самоконтролю;

– стимулировать творческую активность.

Конфликт «педагог — родители» в основном развивается по типу «руководитель — подчиненный», а воспитатель в этой ситуации ведет себя обычно как обвинитель. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители, имеют определенный опыт и знания по психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников дошкольного учреждения. Кроме того, такое поведение воспитателя может вызвать агрессивную реакцию даже в спокойных родителей. Поэтому, чтобы избежать углубления конфликтной ситуации, следует соблюдать формы общения «на равных», предусматривающих партнерское взаимодействие.

Описывая стратегии решения конфликтов, американский психолог Кеннет Томас применял показатели внимания к интересам партнера и своих собственных:

– конкуренция — сосредоточение внимания только на своих интересах и полное игнорирование интересов партнера;

– уклонение — недостаток внимания, как к своими интересами, так и к интересам партнера;

– компромисс — достижение частичной выгоды каждой стороны;

– приспособление — повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным;

– сотрудничество — стратегия, позволяет учесть интерес обеих сторон.

Особенность организационных условий в управлении конфликтами, состоит в том, что индивидуальные знания, усилия и опыт дают эффективный результат только при условии их согласования с действиями всего педагогического коллектива, поддержки руководящими органами, направленных на достижение единой цели. Коллектив с высоким уровнем моральной и педагогической культуры (личной и коллективной) работает слаженно, достигая высоких результатов.

Таким образом, для поддержания стабильного психологического состояния и создания организационных условий в дошкольном образовательном учреждении, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, и «стирать» из памяти конфликтные ситуации.

Формирование благоприятных организационных условий в дошкольном образовательном учреждении, как в педагогическом коллективе, так и между педагогами и родителями является одной из главных задач образовательного заведения. Это объясняется его влиянием как на профессиональную деятельность педагогов, так и эффективность учебно-воспитательного процесса в целом.

Создание организационных условий, направленных на избежание конфликтов, как сложная интегрированная характеристика коллектива эмпирически оказывается в доминирующем относительно устойчивом групповом настроении, является результатом отражения педагогическими работниками межличностных и деловых отношений, которые опосредованные целями и содержанием совместной профессионально-педагогической деятельности в специфических условиях образовательного учреждения.

Литература:

  1. 1.ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // РГ — Федеральный выпуск 31 декабря 2012 г. № 5976 (303).
  2. Бутаева, М. С. Психолого-педагогические условия профилактики и разрешения конфликтов в образовательной организации / М. С. Бутаева // NovaInfo.Ru. — 2017. — Т. 2. № 60. — С. 420–424.
  3. Ежкова, Н. С. Особенности управления конфликтными ситуациями в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации / Н. С. Ежкова, Л. В. Васичева // Теория и методика современного учебно-воспитательного процесса. — М., 2016. — С. 40–42
  4. Маврин О. В. Технологии урегулирования конфликтов (медиация, как эффективный метод разрешения конфликтов): учебное пособие/О. В. Маврин. — Казань: изд-во Казань. Ун –та, 2014. 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогический коллектив, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное учреждение, организационное условие управления, ситуация, дошкольная организация, интерес, интерес партнера, методическое мероприятие, формирование культуры общения педагогов.


Похожие статьи

Методы и приёмы развития общения дошкольников в игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО

В статье рассмотрены игры в педагогическом процессе. В работе представлены приемы и методы руководства коммуникативными играми. Цель игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведе...

Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков

Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию ...

Организация домашнего обучения как одна из форм социальной интеграции ребенка с РАС

Предлагаемая статья посвящена проблеме организации работы с ребенком с аутизмом, а именно, представлены направления коррекционно-педагогического взаимодействия специалистов и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом: организация режима д...

Работа с дошкольниками по речевому развитию в дошкольной образовательной организации

Статья посвящена формам и методам работы по речевому развитию дошкольников, которые может использовать в своей работе воспитатель в дошкольной образовательной организации.

Взаимодействие педагогов с семьёй в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников

Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста для формирования коммуникативно-речевых умений. Мы предлагаем осуществлять взаимодействие через вовлечение семьи в образов...

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в освоении культуры безопасности дорожного движения

В статье рассматривается опыт организации работы по формированию у дошкольников основ культуры безопасности дорожного движения. Раскрыты актуальность вопроса, особенности взаимодействия детского сада и семьи, а также представлена структурная модель о...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении

В статье описаны особенности адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии к дошкольному образовательному учреждению. Рассматривается актуальность и важность профилактики дезадаптации детей в рамках комплексного подхода: работа с родителями, ...

Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей в образовательном пространстве

В статье приводятся практические примеры для выявления и работы педагогов и психологов с дезадаптированными детьми в общеобразовательном пространстве, а также некоторые рекомендации родителям для помощи ребенку в коммуникации со всеми субъектами обра...

Психологические особенности конфликтов во временном коллективе детей в условиях загородного лагеря

Статья посвящена обсуждению особенностей возникновения конфликтов в отряде в условиях загородного лагеря на разных стадиях становления коллектива. В ней отдельно рассматриваются характеристики лидеров детского коллектива. Делается акцент на использов...

Создание позитивного фона в общении супругов. Упражнения для гармонизации взаимоотношений партнеров

В статье рассмотрены особенности общения супругов; факторы, влияющие на их формат — негативное или позитивное общение. А также представлены упражнения и техники, способствующие гармонизации взаимоотношений партнеров.

Похожие статьи

Методы и приёмы развития общения дошкольников в игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО

В статье рассмотрены игры в педагогическом процессе. В работе представлены приемы и методы руководства коммуникативными играми. Цель игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведе...

Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков

Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию ...

Организация домашнего обучения как одна из форм социальной интеграции ребенка с РАС

Предлагаемая статья посвящена проблеме организации работы с ребенком с аутизмом, а именно, представлены направления коррекционно-педагогического взаимодействия специалистов и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом: организация режима д...

Работа с дошкольниками по речевому развитию в дошкольной образовательной организации

Статья посвящена формам и методам работы по речевому развитию дошкольников, которые может использовать в своей работе воспитатель в дошкольной образовательной организации.

Взаимодействие педагогов с семьёй в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников

Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста для формирования коммуникативно-речевых умений. Мы предлагаем осуществлять взаимодействие через вовлечение семьи в образов...

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в освоении культуры безопасности дорожного движения

В статье рассматривается опыт организации работы по формированию у дошкольников основ культуры безопасности дорожного движения. Раскрыты актуальность вопроса, особенности взаимодействия детского сада и семьи, а также представлена структурная модель о...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении

В статье описаны особенности адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии к дошкольному образовательному учреждению. Рассматривается актуальность и важность профилактики дезадаптации детей в рамках комплексного подхода: работа с родителями, ...

Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей в образовательном пространстве

В статье приводятся практические примеры для выявления и работы педагогов и психологов с дезадаптированными детьми в общеобразовательном пространстве, а также некоторые рекомендации родителям для помощи ребенку в коммуникации со всеми субъектами обра...

Психологические особенности конфликтов во временном коллективе детей в условиях загородного лагеря

Статья посвящена обсуждению особенностей возникновения конфликтов в отряде в условиях загородного лагеря на разных стадиях становления коллектива. В ней отдельно рассматриваются характеристики лидеров детского коллектива. Делается акцент на использов...

Создание позитивного фона в общении супругов. Упражнения для гармонизации взаимоотношений партнеров

В статье рассмотрены особенности общения супругов; факторы, влияющие на их формат — негативное или позитивное общение. А также представлены упражнения и техники, способствующие гармонизации взаимоотношений партнеров.

Задать вопрос