Предупреждение и способы разрешения конфликтов у дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Букреева, Е. А. Предупреждение и способы разрешения конфликтов у дошкольников / Е. А. Букреева, С. А. Белокопытова, О. В. Малышева, Т. В. Труфанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 185-187. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50162/ (дата обращения: 16.12.2024).



Конфликт (от лат. сonflictus) — столкновение сторон, мнений, сил; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных явлений, общества в целом.

Конфликт — сложное социальное явление. Он оказывает существенное влияние на процесс становления и развития личности и общества в целом. Он нарушает привычную обстановку, приводит даже к нарушению самого педагогического процесса, но в то же время помогает строить отношения, даёт участникам конфликта определённый опыт, выводит их на более высокий уровень человеческих взаимоотношений.

Конфликты в среде детей-дошкольников — довольно частое явление, так как процесс возбуждения у детей преобладает над процессом торможения. И именно в этом возрасте ребёнку нужен мудрый учитель, способный преподнести уроки правильного поведения в любой ситуации, показать пути разрешения конфликтов, сформировать умение избегать их. Неправильное поведение воспитателя может привести к потере у ребёнка веры в свои силы, справедливость, подавить личность дошкольника, сформировать неверные представления о нравственности и морали.

Кроме всего прочего, конфликт является действенным педагогическим инструментом, способствующим выявлению особенностей личности каждого ребёнка, последующей коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольника. Таким образом, роль воспитателя заключается в умении научить детей лучше понимать друг друга, проявлять внимание и уважение к окружающим.

Конфликты у дошкольников, конечно, имеют свои отличительные особенности, нежели конфликты детей школьного возраста или взрослых.

Процесс социализации является основным параметром, определяющим особенности конфликтов у детей дошкольного возраста. В ходе разрешения конфликта дошкольник понимает, как можно и как нельзя поступать по отношению к своим сверстникам, взрослым.

Кроме этого, характер конфликтов у детей определяются особенностью их деятельности в дошкольном учреждении. Причиной большинства конфликтов у дошкольников является повышенная раздражительность и неспособность выдерживать большие психологические нагрузки; таким образом, это своего рода реакция на источник раздражения. Обычно конфликты в таком возрасте носят скоротечный характер, и в большинстве случаев сложно правильно определить, кто истинный виновник ссоры. Чаще всего конфликты у детей возникают: кто-то кого-то дразнит; кто-то кого-то нечаянно толкнул или задевает; кто-то к кому-то пристает; кто-то кому-то сознательно причиняет боль; кто-то без спросу берет чужие вещи; кто-то кого-то «достает» [5]. Реакция на подобные действия приобретает агрессивный характер и проявляется на физическом или вербальном уровне.

Прояснение конфликтной ситуации: выявление причин, обстоятельств, интересов и поступков участников конфликта — первый шаг на пути его разрешения. Перед тем, как принять какое-то решение, педагогу необходимо попытаться выявить причины конфликтного поведения и постараться успокоить участников события. Далее необходимо проявить мудрость взрослого человека или включить интуицию для того, чтобы выстроить возможные способы решения данного конфликта, приемлемые для всех заинтересованных сторон. Ниже предлагаются следующие методы разрешения конфликтной ситуации:

– в разрешении конфликта учитывать интересы каждого;

– подойти к решению проблемы творчески: превратить конфликтную ситуацию в проблемную, а саму проблему — в возможность открыть для себя новые, правильные способы поведения;

– уважительно отнестись к личности ребёнка, ни в коем случае не отмахнуться от ситуации, приведшей к конфликту, проявить деликатность и настроить ребёнка на дружеское решение вопроса;

Для того, чтобы предотвратить большинство конфликтов между дошкольниками и помочь им сформировать позитивное отношение к окружающим, уважать не только свои интересы, но и ближнего, нужно:

– развивать у ребенка способность к сопереживанию, дружелюбие, уважение к личности другого человека, чувство взаимопомощи;

– оценивать именно поступок, а не конкретно ребенка;

– формировать умение высказывать своё мнение, обозначать свою позицию и интересы так, чтобы не навредить окружающим;

– уважительно относиться к каждому ребёнку, исключить привилегированное отношение к избранным;

– учить детей умению управлять эмоциями и контролировать их;

– вырабатывать умение и способы самостоятельного разрешения конфликта;

– своим личным примером показывать пути выхода из конфликтных ситуаций, давать уроки правильного поведения в общении со взрослыми и детьми.

Работа воспитателя по разрешению и предотвращению (по крайней мере, уменьшению) конфликтных ситуаций предполагает переориентацию поведения ребенка, замену негативных эмоций на позитивные. Это необходимо делать не запретом, окриком или замечанием, а с помощью позитивных сообщений. Всем известно, что агрессия всегда рождает ответную агрессию, поэтому речь и поведение педагога должны быть спокойными и нести нейтральные или позитивные эмоции. Позитивное сообщение, способное изменить поведение ребенка, должно включать такие компоненты: описание произведенного им действия; описание возможного или (неизбежного) результата этого действия; предложение альтернативного варианта поведения. Очень важно, чтобы в структуру подобного сообщения входили все три составляющих. Не стоит ограничиваться одним объяснением о запрещении какого-либо действия, а предложить детям правильный вариант поведения в данной ситуации. Ниже приведена примерная схема позитивного сообщения, которая поможет ребёнку изменить модель поведения, приводящую к конфликтам:

1) Когда ты ведёшь себя подобным образом, то может случиться ….

2) Может случиться так, что ты окажешься в этой ситуации. Как бы повёл себя ты?

3) Как ещё можно было бы поступить?

4) Как в такой ситуации поступают взрослые, например, твои родители? Что, если бы они вели себя так?

5) Что было бы, если бы все решали споры таким образом?

В качестве приоритетных методов, приемов, форм обучения дошкольников действенным способам разрешения конфликтных ситуаций используются:

– сюжетно-ролевые игры с обязательным наличием проблемной ситуации. Например, «Куклы поссорились», «Почему Мишутка обиделся?», «Маша — жадина», «Как Оля и Соня научились дружно играть» и т. д.;

– интерактивные игры (игры на взаимодействие);

– тренинги, направленные на формирование социальных поведенческих норм, в частности при разрешении конфликтных ситуаций. При проведении данных тренингов необходимо давать детям конкретные примеры избежания конфликтов и примирения, если таковые случились. Например, можно использовать такие пособия: «Мирилка», «Коврик мира», «Коробка дружбы» и т. п. В старших группах очень важно показать, что жизнерадостные, добрые, неконфликтные люди гораздо успешнее в жизни, чем те, которые часто ругаются, обижаются и не умеют найти общий язык с окружающими;

– инсценирование конфликтных ситуаций и обсуждение способов выхода из них;

– психогимнастика;

– чтение и обсуждение поступков героев художественных произведений, кинофильмов, мультипликационных фильмов с последующим моделированием различных вариантов поведения;

– беседы на основе реальных событий;

Работу по формированию у детей социально-коммуникативных навыков следует строить в тесном контакте с родителями. Можно использовать традиционные формы работы: родительские собрания, консультации, проблемные папки, буклеты, памятки. Из современных методов предлагаются: педагогическая мастерская, круглый стол (обмен опытом), семинар-практикум, вечер вопросов и ответов.

Рассказать о своей проблеме умеет и готов не каждый дошкольник. Задача педагога — установить психологический контакт с каждым ребёнком, завоевать их уважение и доверие. Для душевной и откровенной беседы с ребёнком педагог может организовать в группе специальный уголок, назвав его, например, «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Островок желаний», «Островок чувств», «Уютный уголок», «Уголок тишины» и т. д. Здесь ребёнок может поделиться своими страхами, обидами, желаниями.

Установив с детьми доверительные отношения, воспитатель призван помочь им осознать свои ошибки, неправильное поведение, показать, что действительно важно, каковы настоящие ценности в жизни, верно расставить приоритеты. Кроме этого помочь им стать терпимыми, внимательными, счастливыми и не чувствовать себя одинокими в мире людей.

Литература:

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — 380 с.
  2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2000. — 280 с.
  3. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 384 с.
  4. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. — М.: Педагогика, 1988. — 130 с.
  5. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Владос, 2003. — 160 с.
  6. Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, конфликт, конфликтная ситуация, ситуация, дошкольник, позитивное сообщение, правильное поведение, умение.


Задать вопрос