Формирование основ безопасности у дошкольников средствами ИКТ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гребенкина, Н. В. Формирование основ безопасности у дошкольников средствами ИКТ / Н. В. Гребенкина, А. А. Капнина, М. А. Воронкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 35 (169). — С. 86-88. — URL: https://moluch.ru/archive/169/45505/ (дата обращения: 16.12.2024).



Дети дошкольного возраста — это особая категория пешеходов и пассажиров. Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения -неотъемлемая часть воспитания, которой должны уделять внимание, как родители, так и воспитатели в ДОУ.

Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребенок ориентировался в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

С развитием технического процесса скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны растет в геометрической прогрессии. В связи с этим увеличивается и количество дорожно- транспортных происшествий. [4, c. 2] Растет и число аварий с участием детей. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Причиной этих дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с опасностями на дороге. Объясняется это тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед движущейся машиной.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему, должен стать воспитатель детского сада и родители. Но, как правило, родители не всегда знают правила дорожного движения или не всегда выполняют их, имеют смутное представление о проблеме детского дорожно- транспортного травматизма. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. [1, c. 10] Поэтому главная задача воспитателей и родителей — доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасных ситуаций на дороге

Чтобы оградить ребёнка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с правилами дорожного движения, с дорожными знаками, научить его ориентироваться в пространстве, сформировать у него навыки культуры поведения на улице, в транспорте. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. Использование компьютера, интерактивной доски, мультимедиа и других технических средств в целях воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам. [2, c. 13] Дети с удовольствием работают на таких занятиях, активно включаются в выполнение заданий, так как технические средства позволяют включать в процесс воспитания и звук, и действие, и мультипликацию, что повышает интерес и внимание детей.

Для детей игра — это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. [3, c. 15] При работе с компьютером открываются широкие возможности, потому что развивающие компьютерные технологии можно использовать как при групповой работе, так и при индивидуальной, где с помощью игр-презентаций дети быстрее запоминают ПДД.

В настоящее время разрабатывается огромное количество развивающих программ и игр для детей с 3 лет. [2, c. 21] Вопрос о целесообразности их использования на занятиях связан, прежде всего, с целью этих занятий. Более эффективно будет использовано на занятии с малышами знакомство с сигналами светофора в компьютерном изображении, чем сухой традиционный подход.

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему [2, c. 24]. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Применение информационных технологий на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.

Компьютерные презентации — доступный материал, различные анимации легко усваиваются дошкольниками. Презентации построены с учетом возрастных особенностей дошкольников, в них включены занимательные вопросы, анимационные картинки, игры. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленных целей. Темы презентаций охватывают большой объем программного материала по изучению правил дорожного движения: виды транспортных средств, их классификация. Например, игра «Четвертый лишний»; группы дорожных знаков; причины ДТП; участники дорожного движения; сведения о дороге и ее главных составных частях.

Стоить отметить, что применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет определенные достоинства [2, c. 28]:

– осуществление полисенсорного восприятия материала;

– возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

– объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

– возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

– активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

– компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Использование компьютерных технологий позволяет не только обогащать знания, применять компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению.

Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности педагога ДОУ — это электронный вид материалов для подготовки заданий для самостоятельной работы дошкольников. [2, c. 31] Педагог практически в любой момент может выбрать именно те задания, которые соответствуют теме и задачам занятия, расположить их в нужной последовательности, скорректировать что-то в их содержании, оформлении, исправить ошибки, распечатать в нужном количестве и сохранить в электронном виде, чтобы вернуться к ним при необходимости.

Применение компьютерной техники при ознакомлении с правилами дорожного движения как раз позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

По использованию ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада можно отметить следующие преимущества [4, c. 38]:

– возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;

– возрастает восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;

– позволяет делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок педагог;

– обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

– с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни;

– повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное;

– НОД с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

– высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

Посредством подобранных методик обучения ПДД не только формируется комплекс знаний, но и вырабатывается практическое умение, навыки безопасного поведения, представление о том, что дорога несет потенциальную опасность и требует, поэтому, особо строгой дисциплины и сосредоточенности от всех участников движения. [2, c. 54] Формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, позволяющей дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, позволяет по-новому взглянуть на выполнение ПДД.

Литература:

1. Азбука пешехода: для дошкольников. -Москва: изд-й дом Третий Рим, 2007. — 60 с.

2. Колодинская В. И., Информатика и информационные технологии дошколятам. — Москва: Эксмо, 2008.- 98 с.

3. Мириманова М. С., Психологическая безопасность дошкольной образовательной среды. — Москва, 2010. — 87 с.

4. Правила дорожного движения. — Москва: Эксмо, 2006. — 64 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, ребенок, детский сад, дошкольный возраст, занятие, безопасное поведение, возможность, возможность демонстрации, восприятие материала, образовательная деятельность педагога.


Задать вопрос