Технологии и процесс обучения детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кисматуллина, Н. Е. Технологии и процесс обучения детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах / Н. Е. Кисматуллина, О. В. Валеева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 33-38. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/406/16753/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы знакомят с задачами и технологиями обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах.

Ключевые слова: ПДД, педагогические технологии, безопасное поведение.

Общегосударственная задача, которая имеет межведомственный характер и требует комплексного стратегического решения— это сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности.

Именно поэтому знакомство детей с основами личной безопасности следует начинать с дошкольного возраста. Ознакомление с данными правилами — овладение элементарными правилами и нормами безопасного поведения на улице, дома и в природе. Также основы личной безопасности — формирование основ здорового образа жизни.

Ознакомимся с задачами, которые реализует процесс обучения дошкольников правилам безопасного поведения:

  1. Формирование и развитие целостного восприятия окружающей дорожной среды у детей.
  2. Воспитание навыков безопасного поведения на дорогах и общей культуры безопасности у детей.
  3. Формирование у детей умений и навыков предвидеть опасные ситуации, наблюдать за дорожной обстановкой, умения обходить их, а если попали в такие ситуации, то выходить из этих ситуаций с меньшим вредом для себя и окружающих.
  4. Ознакомление детей с дорожными знаками, с их значением и схематическим изображением, чтобы правильной ориентироваться на дорогах и улицах.
  5. Воспитание выполнения культуры поведения, правил дорожного движения дисциплинированно и сознательно в дорожно-транспортном процессе
  6. Активизация работы среди родителей по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни.
  7. Активное привлечение родителей к реализации курса, повышение уровня знаний о правилах безопасного поведения на дорогах, о возрастных психофизиологических особенностях детей.
  8. Развитие межведомственного взаимодействия между дошкольным образовательной организацией и Госавтоинспекцией с целью создания общего информационно-образовательного пространства.
  9. Повышение компетентности педагогов и психологов ДОО в области обучения безопасному поведению на дорогах.

Требования к педагогу, который занимается процессом обучения дошкольников правилам безопасного поведения:

1) разрабатывать программы для обучения основам ПДД и формирования культуры безопасного поведения на дорогах;

2) применять методики и технологии профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в воспитательной работе с детьми;

3) использовать интерактивные методы обучения безопасному поведению на дорогах: беседы, экскурсии, просмотр и обсуждение видеороликов, мультимедийные презентации, настольные, ролевые и дидактические игры, игры-путешествия, компьютерные игры, работу с интерактивной доской и др.

4) владеть методами и приемами по развитию у детей чувственного компонента, а именно:

— умения выделять и правильно различать цветовые сигналы;

— умения концентрировать внимание на процессе безопасного действия;

— умения различать на слух опасные и безопасные звуки;

— умения определять расстояние на глаз;

— развития бокового (периферийного) зрения.

В детском саду педагоги прилагают много усилий, чтобы помочь ребёнку овладеть правилами дорожного движения. На первое место воспитателями, как правило, ставится чтение художественной литературы детям. Но также очень широко они используют в своей работе рассматривание иллюстраций, картин; обучающие и развивающие игры; моделирование дорожных ситуаций; художественно-творческую деятельность детей; изготовление с детьми игрушек и атрибутов для занятий по теме дорожной безопасности и др.

Поиск эффективных стратегий и технологий формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения, воспитании личности, которая не только владеет знаниями по безопасному поведению, но и уважает здоровье и жизнь другого человека, личности, способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости и сострадания остается актуальным. ДОО требует от нас, педагогов, реализации новых педагогических технологий по овладению детьми базовых правил поведения на дороге, согласно вступивших в силу ФГОС. В своей работе педагоги ДОУ используют следующие технологии: игровая технология; технология проектной деятельности; здоровьесберегающие технологии; личностно ориентированные технологии; информационно-коммуникационные технологии.

Игровые технологии — это использование игр и игровых упражнений; соревнований, драматизаций, конкурсов, ребусов, кроссвордов, головоломок, выставок детских творческих работ, тематических и досуговых мероприятий, развлечений, целевых прогулок.

Технологии проектной деятельности предполагают использование разнообразных форм и методов организации деятельности. Данная технология позволяет решить ту или иную образовательную проблему в результате самостоятельных действий детей. Результат— презентация работы.

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.

Информационно-коммуникационные технологии способствуют формированию основ информационной культуры педагога и воспитанников. Они развивают интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве — умение самостоятельно приобретать новые знания. Дети с большим интересом смотрят презентации, видеофильмы, а затем рассказывают об увиденном.

Личностно ориентированная технология—это такая воспитательная система, в которой ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. В его в рамках учитываются психологические и возрастные особенности каждого ребенка, его потенциальные возможности.

Примеры инновационных методов и форм работы:

— «Живой жилет»

— Компьютерные игры, приложения

— Фотоохота, дорожные квесты

— Фотокейс

— Диагностическая игра

— Игры в дороге

— Звуковые симуляции дороги

— Арт-мастерская по изготовлению светоотражающих элементов и атрибутов

— Введение персонажей и сказочной метафоры

— Настольные игры, игры-бродилки

— Метод «Дорисуй комикс»

— Адаптационный тест, чек- лист

— Интеграция мультфильмов

— «Оживающая улица» и т.д.

В ДОО создаётся соответствующая предметно-развивающая среда для организации таких форм работы с детьми. В развивающей среде также используются:

— комплекты дорожных знаков;

— макеты улиц с транспортными средствами;

— схема маршрута безопасного движения в детский сад;

— наглядно-иллюстративный материал;

— развивающие и обучающие игры;

— сюжетно-ролевые игры и атрибутика с дорожной тематикой;

— детская художественная литература;

— картотека стихов, пословиц, поговорок, загадок, считалок;

— мультипликационные фильмы.

Таким образом, положительных результатов можно добиться только при систематической работе с детьми по обучению правилам дорожного движения, используя эффективные, современные методы и приемы, учитывая возрастные особенности.

Литература:

  1. Авдеева Н.Н, Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб: Детство — пресс 2003.
  2. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей — М. 1998.
  3. Козловская Е. А. «Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице».
  4. Минкевич Л. В. «Правила дорожного движения и безопасного поведения»

Похожие статьи

Формирование основ безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста

В статье в контексте проблемы воспитание навыков безопасности у детей дошкольного возраста выявляются методы формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дорогах.

Проектирование программ по развитию безопасных моделей поведения на дорогах у младших школьников

В статье приводится пример программы для обучения младших школьников безопасному поведению на дорогах. Автор показывает актуальность обучения ПДД учеников начальной школы, а также необходимость привлечения сотрудников МВД и ГИБДД в процессе реализаци...

Обучение детей правилам дорожного движения и безопасному поведению в сложных метеорологических условиях осенне-зимнего периода

В статье рассматривается проблема детского дорожно-транспортного травматизм, особенности работы с детьми родителями по ПДД в осеннее-зимний период.

Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

В статье авторы предлагают методы работы с дошкольниками по формированию навыков безопасного поведения на дороге.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения

В статье говорится о важности работы по ПДД с дошкольниками. Беседы о том, как вести себя на дороге, на что обращать внимание необходимо начинать с самого раннего возраста. И детский сад поможет сделать эту трудную задачу веселее и эффективнее. В ДО...

К вопросу обучения детей правилам дорожного движения

Одной из важных проблем остается обучение детей правилам дорожного движения. Для этого разрабатываются программы обучения, предлагаются тренажеры. Применяя автомобильные тренажеры на практике, школьникам будет проще понять систему работы автомобиля, ...

Опыт сетевого взаимодействия образовательных организаций и социума по формированию навыков у школьников безопасного поведения в дорожном движении

Познавательно-творческий проект по правилам дорожного движения «Осторожный пешеход»

В статье уделяется внимание воспитанию у детей с нарушением зрения привычки безопасного поведения на дорогах с помощью проектной деятельности.

Формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрываются вопросы формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Безопасность дошкольников во многом зависит от окружающих взрослых (род...

Внеурочное занятие по правилам дорожного движения «Дорожное движение в городе»

В статье представлен конспект внеурочного занятия на тему ПДД.

Похожие статьи

Формирование основ безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста

В статье в контексте проблемы воспитание навыков безопасности у детей дошкольного возраста выявляются методы формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дорогах.

Проектирование программ по развитию безопасных моделей поведения на дорогах у младших школьников

В статье приводится пример программы для обучения младших школьников безопасному поведению на дорогах. Автор показывает актуальность обучения ПДД учеников начальной школы, а также необходимость привлечения сотрудников МВД и ГИБДД в процессе реализаци...

Обучение детей правилам дорожного движения и безопасному поведению в сложных метеорологических условиях осенне-зимнего периода

В статье рассматривается проблема детского дорожно-транспортного травматизм, особенности работы с детьми родителями по ПДД в осеннее-зимний период.

Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

В статье авторы предлагают методы работы с дошкольниками по формированию навыков безопасного поведения на дороге.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения

В статье говорится о важности работы по ПДД с дошкольниками. Беседы о том, как вести себя на дороге, на что обращать внимание необходимо начинать с самого раннего возраста. И детский сад поможет сделать эту трудную задачу веселее и эффективнее. В ДО...

К вопросу обучения детей правилам дорожного движения

Одной из важных проблем остается обучение детей правилам дорожного движения. Для этого разрабатываются программы обучения, предлагаются тренажеры. Применяя автомобильные тренажеры на практике, школьникам будет проще понять систему работы автомобиля, ...

Опыт сетевого взаимодействия образовательных организаций и социума по формированию навыков у школьников безопасного поведения в дорожном движении

Познавательно-творческий проект по правилам дорожного движения «Осторожный пешеход»

В статье уделяется внимание воспитанию у детей с нарушением зрения привычки безопасного поведения на дорогах с помощью проектной деятельности.

Формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрываются вопросы формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Безопасность дошкольников во многом зависит от окружающих взрослых (род...

Внеурочное занятие по правилам дорожного движения «Дорожное движение в городе»

В статье представлен конспект внеурочного занятия на тему ПДД.