Создание ситуации успеха у дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 05.10.2021

Статья просмотрена: 182 раза

Библиографическое описание:

Коцеруба, Л. В. Создание ситуации успеха у дошкольников / Л. В. Коцеруба, И. И. Коломыченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84378/ (дата обращения: 16.12.2024).



Введение системы ФГОС переосмыслило процесс дошкольного развития ребенка: главной целью вместо получения знаний и информации на первый план выходит личностное развитие.

Это также подразумевает смену задач, которые теперь нацелены на выработке у ребенка стимула для дальнейшего обучения, а также повышения его самостоятельности и умении анализировать собственные результаты.

Наше дошкольное учреждение старается выстроить новый образ результата, «от успешной дошкольной организации — к успехам самого ребёнка». Успех дошкольного учреждения в развитии должных навыков обусловлен создаваемыми для него условиями, в которых он сможет в полной мере реализовать свои способности, развить личностные качества, научиться анализировать ситуацию и собственные достижения.

Дети нуждаются в признании и любви со стороны взрослого, воспитателей, а также сверстников. Успешный результат играет для дошкольников особую роль, являясь единственным источником внутренних сил ребенка, поскольку именно он определяет положительную мотивацию, приносит чувство гордости и счастья, а также формирует новые более сильные мотивы деятельности.

Поэтому так важен вклад педагога: только под его чутким руководством и в результате его деятельности внутри ребенка зарождается мотивация для достижения успехов в учебе, уверенность в своих действиях и внутреннее удовлетворение. Успех — понятие абстрактное и сложное для ребенка, с педагогической точки зрения он означает совпадения или же превосходство ожиданий и результатов.

Чувствительность ребенка к оценке его действий взрослыми определяет разные реакции на определенных этапах психического развития. Разновидности успеха дошкольника выражаются либо в признании непосредственно какого-либо результата ребенка, либо признание его личности в целом. Педагог должен учитывать данные факты для создания положительной мотивации, формирования чувства успешности, а также повышении уровня самооценки и самоуважении дошкольника.

По мнению А. Белкина, в случае достижения ребенком успешного результата происходит увеличение его потенциала: происходит процесс высвобождения скрытых ранее возможностей.

Обратной же стороной, мешающей достижению успешных результатов, является развитие в ребенке эмоциональной неустойчивости, чувство стеснения, робость и неумение выстраивать общение как со взрослыми, так и со сверстниками. Обратной реакцией на это будет озлобленность.

Понимание В. Питюкова и Н. Щуркова успеха, под которым подразумевается субъективное переживание личностью удовольствия от процесса и результата самостоятельно выполненной работы, определяют точные задачи перед педагогом в процессе образовательной деятельности.

Формирование на ранних стадиях ситуации успеха для ребенка предполагает целый ряд факторов. К ним относятся; анализ жизнедеятельности ребенка, его интересов, стремлений и возможностей, а также прогнозы на успешный и неуспешный результаты. Ученые сходятся во мнении, что основополагающим фактором является создания определенных условий, в которых ребенок будет чувствовать себя достаточно комфортно для успешной реализации собственных возможностей.

Воспитателями нашего детского сада вместе с педагогом-психологом для создания ситуации успеха у дошкольников используются следующие приемы:

1. Прием преодоления неуверенности в себе и результате собственной деятельности, страха перед поставленной задачей;

«Задание довольно легкое, ты с ним успешно справишься».

«Не надо бояться, ты все сможешь»

«Мы все тебе поможем».

«Я в тебя верю, у тебя все будет отлично»

«Это задание слишком легкое для тебя…»

«Нет повода волноваться, у тебя все получится»..

2. Прием объяснения мотивов для создания мотивации, а также осознания целей, мотивов и результатов собственной деятельности, обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности, показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность.

«Ты здорово это сделаешь…»

«Без тебя у нас ничего не получится…»

«Только с твоей помощью мы добьемся хорошего результата…»

«Помоги своему другу, (соседу, сказочному герою...) он будет тебе очень благодарен…»

«Без тебя нам не выполнить задание…»

«Только ты знаешь правильный ответ на вопрос…»

«Только ты и мог бы…».

«Только тебе я и могу доверить…»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

«Это сложное задание сможешь выполнить только ты…»

3. Прием авансирования успешного результата с помощью фраз:

«Я уверена в твоем успехе…»

«Ты такой умный (сильный, талантливый...) легко справишься с поставленной задачей»

«Это будет очень интересная работа…»

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

«Все будет замечательно»

«У тебя, такого старательного непременно получится…».

«Я предвижу замечательный результат…»

«Твоя работа превзойдет все ожидания…»

«Ты удивишь нас всех…»

Авансирование успешного результата очень важно для ребенка. Педагог выражает свою твердую убежденность в том, что его воспитанник обязательно справиться с поставленной задачей, что в свою очередь, внушает ребенку уверенность в своих силах и возможностях.

4. Прием скрытой инструкция как помощи ребенку;

«Вспомни, о чем мы говорили…»

«С чего лучше начать?».

«Возможно, лучше всего начать с…».

«Выполняя работу, не забудьте о…».

«Ты помнишь, конечно, что лучше начать с…»

«Самое важное в твоей работе…»

«Перед тем как сделать вывод, вспомни о…»

5. Прием педагогического внушения, который основан на правильном отношении и реакции на деятельность ребенка с целью развития уверенности в себе и своих силах;

Побуждение к выполнению конкретных действий:

«Так хочется поскорее увидеть, что у тебя получится…»

«Нам уже не терпится увидеть твою работу…»

«Мне не терпится увидеть, что у тебя получится…»

«Молодец! Ты сейчас на правильном пути!»

6. Положительная оценка результата, в результате которой ребенок будет чувствовать радость успеха.

«Больше всего мне в твоей работе понравилось…»

«Наивысшей похвалы заслуживает.»...

«Больше всего мне нравится, как ты…»,

«Поражает такой фрагмент…».

«Я просто восхищаюсь, как ты умело…»

«Это интересная идея…»

«Ты делаешь это сегодня значительно лучше…»

Доброжелательность, улыбки, дружеские подбадривания снимают зажатость, уменьшают страх перед неудачей, инициирует активность ребенка. Подчеркивание значимости дела немедленно повышает представление личности о собственной значимости, а значит, наполняет большей уверенностью в своих силах.

Подводя итог, можно сказать, что от правильных действий педагога зависит формирование у ребенка мотивации в достижении поставленных целей. В будущем такие дети будет обладать большим потенциалом к развитию и выполнению задач, низким уровнем тревожности, а также нормальным уровнем самооценки. Потребность человека в достижении успеха важна на протяжении всей его жизни, однако наибольшее значение она имеет именно в период зарождения личности, поскольку на ее основе формируется характер, мотивация, различные умения и стремления ребенка.

Литература:

  1. Бех И. Д. Педагогика успеха: воспитательные потери и их преодоления /И. Д. Бех — Педагогика и психология, 2004. — № 4. — 5–15 с.
  2. Резниченко С. А. Создание ситуации успеха у дошкольников как необходимое условие внедрения ФГОС /«Детский сад. Всё для воспитателя» № 12 (48) декабрь 2015г.
  3. Федина Н. В., Ламонова Ю. А. «Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников» /«Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» — № 6 июнь 2016г.
  4. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 426 с.
Основные термины (генерируются автоматически): успешный результат, ребенок, твоя работа, поставленная задача, дошкольное учреждение, положительная мотивация, собственная деятельность.


Задать вопрос