Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование успешности первоклассников как фактор становления эмоционального благополучия личности

Общие вопросы
21.04.2022
163
Поделиться
Библиографическое описание
Былков, А. В. Формирование успешности первоклассников как фактор становления эмоционального благополучия личности / А. В. Былков, О. М. Былкова, О. Н. Приезжих, Е. Ш. Румянцева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2022. — № 3 (25). — С. 1-8. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/222/7290/.


В статье представлен опыт создания ситуаций успешности ребёнка в процессе его вхождения в школьную жизнь, раскрываются способы обеспечения э моционального благополучия первоклассников.

Ключевые слова: начальный этап обучения в школе, успешность, эмоциональное благополучие, созидательное сообщество детей и взрослых.

Начальный этап обучения в школе, связанный с освоением ребёнком новой социальной ситуации развития, сопровождается сложным процессом психологической адаптации и предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

– самопринятие ребёнком себя в новой социальной роли ученика;

– становление учебной деятельности, в первую очередь, осмысленного принятия учебных задач, что равнозначно началу обретения автономии и самостоятельности ребёнка;

– освоение первоклассником новых форм учебного сотрудничества как в отношениях с учителем, так и в отношениях со сверстниками-одноклассниками [2].

Основу успешного освоения и реализации учебной деятельности как ведущей деятельности младшего школьного возраста составляет психологическая адаптация. В этом аспекте важнейшую роль играют семья и школа, как факторы, обеспечивающие условия, необходимые для успеха этого процесса.

Цель нашего исследования заключается в выявлении особенностей взаимосвязи успешности начального этапа обучения ребенка в школе и переживания им состояния эмоционального благополучия.

По нашему предположению, понятия «эмоциональное благополучие» и «успешность» — это два взаимообусловленных психологических состояния. Успешность ребенка, особенно на начальном этапе обучения в школе, выступает, по нашему мнению, самым главным фактором его эмоционального (психологического) благополучия.

Эмоциональное благополучие в психологической науке определяется как комплекс аффективных переживаний, включая счастье, удовлетворенность жизнью и баланс положительных и отрицательных эмоций, где превалируют положительные эмоции. Опираясь на исследования О. А. Карабановой, мы выделяем следующие составляющие эмоционального (психологического) благополучия младшего школьника — позитивные отношения в форме сотрудничества в совместной учебной деятельности с учителем и сверстниками, самопринятие, выражением которого является внутренняя позиция школьника как самоидентификация с социальной ролью ученика; компетентность как владение средствами учебной деятельности и автономность как ее самостоятельная реализация, значимые цели в форме осмысленного принятия целей учебной деятельности, личностный рост, отражаемый в содержании и темпе индивидуального прогресса в личностной и метакогнитивной сфере развития [2].

Успешность как психолого-педагогическая категория рассматривается через осмысление психологического содержания феномена «успех» и его производного понятия «успешность». Успех — это положительный результат деятельности субъекта, ориентированного на достижение значимых для него целей, не противоречащих общепринятым социальным нормам и ориентирам. Стремление к успеху как фундаментальная потребность человека отражает желание человека быть отмеченным или признанным обществом, получить высокую оценку своих действий и результатов. А успешность описывается как состояние, являющееся результатом или предвкушением достижения успеха, как благоприятный или благополучный исход деятельности. Оба термина отражают позитивные ожидания, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, переживаемых человеком, связанных с достижением желаемого результата [1].

Психолого-педагогический ракурс рассмотрения понятия «успешность» высвечивает его толкование как особого эмоционального состояния ученика, которое выражает его личное отношение (переживание) к деятельности или ее результатам. Ощущение успешности школьников в обучении сопровождается интересом к учению, способствуют проявлению творчества в усвоении учебного содержания, развивает адекватную самооценку и оценку результатов своей деятельности, создаёт предпосылки для дальнейшего развития личности.

Педагогическое обеспечение формирования успешности первоклассников, на наш взгляд, должно быть связано как с дидактическими сторонами деятельности учителя начальных классов, так и с воспитательными аспектами педагогического процесса по созданию созидательного сообщества детей и взрослых. На стратегию и тактику взаимодействия с детьми и тем самым на формирование успешности младшего школьника оказывают влияние объективные представления педагогов и родителей о трудностях ребенка в период вхождения его в школьную жизнь, и о том, какая помощь необходима воспитаннику.

Здесь, отправной точкой в принятии педагогически оправданных решений для нас выступают результаты исследования готовности детей к обучению в школе. Без получения объективной и надежной информации об уровне готовности первоклассников к школьному обучению невозможно оценить динамику образовательных достижений учащихся начальных классов. С учетом того, что «… именно учителя ответственны за навигацию в школьной жизни и организацию учебной деятельности первоклассников, искажение ими реальной картины вхождения ребенка в школьную действительность может стать причиной школьной дезадаптации» [2].

Так, в Хабаровском крае, ежегодно проводится мониторинговое исследование «Оценка образовательных достижений учащихся в начале 1 класса». Обследование готовности первоклассника к обучению в школе включает методики: «Образная память», «Изучение саморегуляции», «Образец и правило», «Графический диктант», «Простые аналогии», «Исключение лишнего», «Распознавание эмоций», «Самооценка». Результатом комплексного обследования является индивидуальный профиль готовности первоклассника к обучению в школе.

Данные, полученные при формировании показателей готовности ребенка к школе, сообщаются родителям и используются ими для оказания поддержки своим детям в обучении. Учителя извлекают информацию для определения общего уровня развития учащихся, их способности воспринимать и выполнять инструкции, уровня их самостоятельности, сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой, для выделения группы детей, у которых высокий риск затруднений на начальных этапах обучения и оказания им индивидуальной помощи.

Так, например, методика «Графический диктант» позволяет определить, насколько точно ребёнок может выполнять требования взрослого, воспринимать данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу. Успешность выполнения заданий зависит от того, имеет ли ребенок опыт фронтального обучения в дошкольном образовательном учреждении.

Основной причиной, обусловившей проблемы, возникающие при выполнении заданий по данной методике, является неготовность следовать за указанием взрослого, непонимание правила, что привело к ошибкам при выполнении заданий. Дети, не выполнившие задания, могут испытывать затруднения при выполнении фронтальных инструкций, относящихся ко всему классу.

С такими детьми полезно проводить групповые игры, направленные на развитие умения внимательно слушать других и выполнять требуемые действия. Например, игра «Я и мои друзья». Играющие садятся или становятся в круг. При слове «Я», произносимом ведущим, каждый хлопает себя по коленям, а, услышав «Мои друзья», касается обеими руками плеч или коленей своих соседей. Эти слова произносятся в определенном ритме с той скоростью, которая нравится участникам.

С помощью другой методики «Образец и правило» проверяется умение самостоятельно работать по предложенному образцу в рамках дополнительно заданного правила. Методика предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т. е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом, методика выявляет уровень ориентировки ребенка в сложной системе требований, моделирующей процесс школьного обучения.

Основными причинами недостаточно высоких результатов выполнения задания по данной методике можно считать следующие: «потеря» сразу двух условий задания; отказ от выполнения задания (ученик «не принимает» учебную задачу); несформированность навыков самоконтроля.

В данной ситуации мы предлагаем детям такие игры, как, например, «Сохрани слово в секрете». Условия игры: «Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их чётко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов — это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, ты должен хлопнуть в ладоши». Может быть использован следующий перечень слов: окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга, машина, одежда, роза, астра, тетрадь.

Обучение в начальной школе — важный период становления личности, где от деятельности классного руководителя зависит очень многое. Это и становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности; развитие коммуникативных навыков ребенка; это и умение учиться. Однако, инициативность и самостоятельность невозможно вырастить с помощью репродуктивных методов работы; коммуникативные навыки не вызревают «сами по себе» без включения ребенка в различные сферы коммуникаций — «ученик-ученик», «ребенок-учитель», «ребенок-родитель» и т. д. Поэтому, главными педагогическими задачами на начальном этапе работы с детьми мы определили следующие: обеспечение эмоциональной поддержки каждому первокласснику; организацию сотрудничества со сверстниками и взрослыми как источник мотивации; развитие системы коммуникаций, выступающих источником развития децентрации — способности понимать другого человека, действовать с его позиции.

Предполагаем, что решение этих задач приведёт к созданию некой общности, которую можно определить одним смыслообразующим понятием — созидательное сообщество детей и взрослых . Созидательное сообщество должно быть педагогически организованным, должно характеризоваться естественностью поведения, взаимопониманием, доверием, стремлением созидательно решать определенные личностно значимые проблемы. Учитель выступает «модератором» такого сообщества и строит свою деятельность на основе педагогической программы, принятой детьми и взрослыми.

Инструментом создания созидательного сообщества детей и взрослых мы считаем программу воспитательной работы класса. К традиционным разделам, которые реализует учитель начальных классов, мы добавили ещё два («Моя родословная» и «Моя малая Родина»). Реализация данных разделов программы возможна только при помощи родителей.

Опыт посещения школьных родительских собраний показывает, что традиционная схема собрания, когда родители не видят глаза друг друга, а речь учителя превращается в назидательный монолог, не приносят ощущение удовлетворения, комфортности и пользы. Поэтому, нами поставлена цель — при работе с родителями использовать интерактивные формы проведения собраний, создавать положительный настрой на взаимодействие, ситуации диалога, обмена опытом семейного воспитания, что также выступает фактором формирования созидательного сообщества родителей.

Первым родительским собранием в 1 классе является собрание на тему «Адаптация первоклассников к школе». Эффективной формой его проведения в интерактивном режиме в нашем опыте является «Круглый стол». При проведении собрания положительно зарекомендовали себя такие приёмы, как:

  1. Энергизатор «Поздоровайтесь нетрадиционно»: «Поздоровайтесь с присутствующими, но не говорите традиционное «Здравствуйте!», а поприветствуйте друг друга как-нибудь особенно» (учитель начинает первым).
  2. Энергизатор «Расскажи мне о себе»: «Представьте любую информацию о себе, чтобы вас запомнили».
  3. Эксперимент «Все мы разные — и в этом наше богатство». На столе у вас листы бумаги. Нарисуйте солнышко с 7 лучами. Скажите, пожалуйста, можете ли вы назвать хотя бы 2 одинаковых солнышка? (Нет). А почему? (Высказывают мнение). Мы — взрослые люди, при одинаковых условиях, делаем всё по-разному, а как тогда могут делать дети в классе. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим!
  4. Эксперимент «Хлопок » . Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Не получается, нужна вторая ладошка. Я предлагаю вам альянс и готова дать вторую ладошку. Одна ладонь — вы, другая — я. Давайте попробуем! Я заметила, что вы улыбались и желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем делать «хлопок» в жизни! Помните, каким бы профессиональным не был ваш учитель, никогда без вашей помощи ему не сделать того, что можно сделать вместе.
  5. Работа в группах . Участники каждой группы становятся жителями волшебной страны под названием «Школа без проблем», где живут рядом три народа, с одной стороны очень близких друг другу, с другой — отличающихся друг от друга. Первый народ не испытывает недостатка в познавательной сфере; второй — научился жить в будни и выходные по такому режиму, который помогает учиться; третий — умеет правильно организовать выполнение домашнего задания. Вам необходимо придумать название города и нарисовать его на листе бумаги. Можно использовать различные символы. После выполнения сделать презентацию своего города.
  6. Энергизатор «Солнечный микрофон». По кругу передается «солнечный микрофон». В него можно высказать только позитивные чувства, эмоции, которые возникли у вас. Если эмоции отрицательные, вы просто передаете микрофон следующему.

Таким образом, посредством использования специальных дидактических заданий в учебном процессе, основанных на учете наличного уровня готовности учащихся к обучению в школе, организации специальной деятельности учителя по формированию созидательного сообщества детей и взрослых, создаётся ситуация успешности ребенка в процессе его вхождения в школьную жизнь, приводящая к становлению эмоционального благополучия.

Литература:

  1. Дворецкая М. Я. Образ успешности в современных психологических исследованиях / М. Я. Дворецкая, А. Б. Лощакова // Интернет-журнал «Мир науки», 2016, Том 4, № 2. — Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/09PSMN216.pdf. — Дата обращения — 26 января 2022 г.
  2. Карабанова О. А. Роль семьи и школы в обеспечении психологического благополучия младших школьников / О. А. Карабанова // Психологическая наука и образование. — 2019. — Т. 24. — № 5. — C. 16–26.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
начальный этап обучения в школе
успешность
эмоциональное благополучие
созидательное сообщество детей и взрослых

Молодой учёный