В статье рассматривается актуальная проблема современного педагогического менеджмента — условия управления процессом формирования корпоративной культуры образовательной организации. Рассматриваются элементы корпоративной культуры, выделяются условия управления корпоративной культурой.
Ключевые слова: условия, управление, корпоративная культура, образовательная организация.
В настоящее время школа предоставляет образовательные услуги населению, а, следовательно, является активным участником рынка образовательных услуг. Поэтому без чётких стратегических целей, без определённой миссии и философии, без корпоративной культуры сегодня образовательная организация вынуждена иметь низкий рейтинг и статус среди образовательных организаций. Корпоративная культура — элемент системы управления организацией, которая показывает то, насколько определены у организации цели, ценности, философия, стратегия. Корпоративная культура важна во всех организациях, и в образовательных в том числе. Без чёткой и определённой корпоративной культуры образовательной организации невозможны чёткие управленческие решения, эффективное осуществление образовательного процесса.
Связь корпоративной культуры образовательной организации с её конкурентоспособностью очевидна. Если в организации определены цели и ценности, каждый педагог знает миссию организации, знает, ради чего он работает, если школа имеет положительный имидж во внешней среде, то интерес к ней целевой аудитории будет повышен и конкурентоспособность образовательной организации возрастёт [5].
Управленческий процесс в образовательной организации осуществляется на разных уровнях и в него включены все сотрудники, включая педагогических работников. Директор образовательной организации осуществляет общее управление, которое складывается из традиционных управленческих функций: планирования, организации, мотивации, координации и контроля.
«Управление — это целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели» [3, с. 90–92.].
Директор образовательной организацией управляет непосредственно учреждением, обеспечивая его основную функцию — образование и воспитание учащихся, путём создания соответствующих психолого-педагогических условий. Ресурсы, которые при этом находятся в распоряжении директора школы — трудовые, материальные, финансовые, информационные, технические и пр. К трудовым или кадровым ресурсам относятся непосредственно специалисты и педагоги образовательного учреждения, управление которыми включает в себя планирование и мотивацию, контроль и организацию, регулирование. Директор принимает непосредственные управленческие решения по кадровому составу педагогического коллектива, по мотивации учителей к педагогической деятельности и повышению их профессионального мастерства, по контролю за профессиональной компетентностью педагогов, по организации образовательно-воспитательного процесса в школе.
В ходе исследования теоретической литературы нами были выявлены основные элементы корпоративной культуры образовательной организации:
- Миссия и философия организации, стратегия развития.
- Нормы, правила, традиции.
- Корпоративная этика.
- Мотивация и стимулирование развития сотрудников на их саморазвитие, повышение профессионального мастерства.
- Инновационный потенциал педагогов.
- Внешняя атрибутика, символика.
Управление созданием «корпоративной культуры образовательного учреждения является сложным процессом планирования, разработки и эффективного осуществления процесса. Данная деятельность по созданию корпоративной культуры состоит в определении последовательности и целесообразности различных мероприятий, обеспечивающих в конечном итоге достижение целей» [2].
Выделены условия управления формированием корпоративной культуры образовательной организации:
- Проектирование корпоративной культуры образовательной организации на основе её компонентов (миссии и стратегии развития, мотивации педагогического коллектива, традиций и норм корпоративного поведения, инновационного потенциала педагогов, атрибутики и символики организации).
- Разработка плана развития школы, в котором четко определены система мероприятий и виды деятельности по развитию всех элементов корпоративной культуры.
- Создание мотивации к эффективной педагогической деятельности, к повышению педагогических компетенций педагогического коллектива,
- Обеспечение благоприятного социально-психологического климата,
- Разработка и совершенствование атрибутики образовательной организации, функционирование сайта организации.
- Проведение систематической целенаправленной работы по повышению профессиональной компетентности педагогов образовательной организации, в том числе и руководителя, развитию их личностных и социальных характеристик, обеспечивающих высокое качество образовательной подготовки обучающихся.
- Обеспечение грамотного и эффективного взаимодействия и сотрудничества с другими образовательными организациями, учреждениями дополнительного образования, участие в социальных акциях и социальных программах.
- Реализация системы контроля с целью выявления трудностей в формировании корпоративной культуры образовательной организации, определения путей их устранения.
Реализация всех перечисленных выше условий будет способствовать формированию и развитию корпоративной культуры образовательной организации, что будет способствовать повышению её имиджа, конкурентоспособности, эффективности учебно-воспитательного процесс в целом.
Литература:
1. Демин, Д. Корпоративная культура: Десять самых распространенных заблуждений / Д. Демин. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 154 c.
2. Лайкер, Д. Корпоративная культура Toyota: Уроки для других компаний / Д. Лайкер. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 354 c.
3. Лизинский В. М. Имидж и миссия школы как ресурс ее развития. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. — 108 с.
4. Макеев, В. А. Корпоративная культура как фактор эффективной деятельности организации / В. А. Макеев. — М.: Ленанд, 2017. — 248 c.