Управленческая культура — одно из наиболее значимых профессиональных качеств руководителя образовательного учреждения. В исследовании К. В. Хорошуна определяется, что «успешная руководящая деятельность невозможна без должного уровня управленческой культуры её субъекта (руководящего работника). Поскольку именно образование является социальным институтом, миссия которого — гармонизация деятельности человека и общества, то формирование управленческой культуры будущих руководителей необходимо рассматривать как социальный заказ системе непрерывного образования, особенно для высшего образования и послевузовского профессионального образования (профессиональной переподготовки)».
Подробную градацию компонентов управленческой культуры руководителей образовательной организации провела Д. А. Андреева, включив в их состав:
1) успешность в реализации административно управленческих функций;
2) культуру принятия управленческого решения;
3) развитие инновационной деятельности, управление;
4) профессионально-педагогическую культуру руководителя;
5) социально-психологическую культуру руководителя (создание творческого педагогического коллектива);
6) мотивирование коллектива;
7) создание благоприятного психологического климата в коллективе;
8) культуру общения руководителя;
9) деловые и личностные качества руководителя [3].
О. В. Сухова отмечает, что развитие управленческой культуры руководителя ДОУ включает в себя совершенствование таких компонентов управленческой культуры как: овладение технологиями менеджмента и маркетинга в образовании; привлечение к управленческим процессам широкой общественности, педагогической общественности; создание принципиально новых моделей научно-методической работы в ДОУ; обновление образовательного процесса, реформирование образования и повышение статуса заведующего дошкольного учреждения как руководителя.
Анализ исследований в области управленческой культуры руководителя ДОУ позволил предположить, что сформированная управленческая культура руководителя ДОУ проявляется в результате деятельности учреждения и может быть оценена в виде таких характеристик как структурный аспект управленческой деятельности, качество условий образовательно-воспитательного процесса, система управления, характеризующая отношение подчиненных к профессиональной деятельности руководителя, качество образовательной деятельности ДОУ, отражающий реальные показатели результатов деятельности учреждения по направлению образовательно-воспитательного процесса. Следовательно, в рамках мероприятий по каждому направлению возможно создать условия по совершенствованию управленческой культуры руководителя ДОУ.
Рассмотрим мероприятия по формированию управленческой культуры и оценим возможные результаты их реализации.
- Структурный аспект управленческой деятельности. Ключевыми мероприятиями могут стать организованные конференции с руководителями ДОУ по вопросам структуры управления ДОУ, с целью обмена опытом в области управления, выполнения функций и ролей руководителей, делегирования полномочий и др. Важно также провести оценку управленческой деятельности руководителя и административно-управленческого персонала. В результате могут быть разработаны или обновлены должностные инструкции, повысится степень включенности персонала в управление ДОУ.
- Условия образовательно-воспитательного процесса. Мероприятия по данному направлению включают в себя действия направленные на пополнение материально-технической базы и установление сотрудничества со сторонними организациями (спортивные, музыкальные школы, театры, детские студии и др.). Это позволит повысить ресурсообеспеченность ДОУ (приобретение технических средств, проведение ремонта в группах и др.) и создаст условия для дополнительного образования дошкольников.
- Система отношений с подчиненными. В рамках данного направления могут быть разработаны системы стимулирование профессионального развития педагогического коллектива, что приведёт к совершенствованию профессиональных знаний подчиненных, окажет содействие в совершенствование педагогического мастерства. Кроме того, руководителем ДОУ может быть внедрена технология коучинга, направленная на развитие педагогического коллектива как единого целого (сплоченность, нацеленность на результат, командное взаимодействие и др.).
- Результаты образовательной деятельности. Данное направление может включать деятельность руководителя по организации мониторинга эффективности воспитательно-образовательной работы, с целью определения выполнения программы, методической работы, проявляющаяся в степени усвоения требований, выдвинутых в стандартах ДО. Важным элементом может стать разработка модели сотрудничества ДОУ с родителями. Данное условие позволит повысить результативность обучения и воспитания во взаимодействие с родителями воспитанников.
Таким образом, в соответствие с представленным планом, разработанные мероприятия учитывают необходимость воздействовать на все характеристики управленческой культуры руководителя ДОУ (структурный аспект управленческой деятельности, условия образовательно-воспитательного процесса, система отношений с подчиненными, результаты образовательной деятельности). Данный факт связан с тем, что результаты сформированной управленческой культуры руководителя ДОУ отражаются в эффективности воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения.
Литература:
- Бычков Н. В. Теоретические подходы к пониманию управленческой культуры руководителей образовательных учреждений // Сибирский педагогический журнал. — 2011. — № 8. — С. 28–33.
- Мезенцева О. И. Психолого-педагогические условия развития профессиональной культуры современного руководителя ДОУ [Текст]: монография / О. И. Мезенцева, Е. В. Кузнецова. — Новосибирск, 2013. — 158 с.
- Роньжова Н. В. Эффективное управление образовательной организацией. Сущность понятия «Эффективное управление». Критерии оценки эффективности управления образовательной организацией [Текст]. / Н. В. Роньжова // Молодой ученый. — 2016. — № 23. — С. 513–515.
- Троян А. Н. Управление дошкольным образованием [Текст]: Учеб. пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 160 с.
- Фалюшина Л. И. Управление дошкольным образовательным учреждением. Современный аспект [Текст]. / Л. И. Фалюшина. — М.: Педагогическое общество России, 2015. — 80 с.
- Хорошун К. В. Современные модели управленческой культуры как личностно-профессионального качества руководителя // Научные труды КубГТУ. — 2106. — № 2. — С.31–39.