Специфика управления дошкольной образовательной организацией
Автор: Гриценко Наталия Валерьевна
Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (33) июнь 2020 г.
Дата публикации: 01.06.2020
Статья просмотрена: 4283 раза
Библиографическое описание:
Гриценко, Н. В. Специфика управления дошкольной образовательной организацией / Н. В. Гриценко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 2-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5335/ (дата обращения: 16.11.2024).
Изменения в статусе дошкольной образовательной организации, педагогического коллектива и всех участников образовательного процесса рассматриваются на современном этапе как потенциалы развития детского сада, которыми можно управлять.
В настоящее время в отечественной науке термин “управление” трактуется с разных позиций:
– как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу (В. Г. Афанасьев, Н. С. Сунцов и др.)
– как деятельность (В. С. Лазарев, М. М. Поташник, Г. Х. Попов и др.)
– как взаимодействие субъектов (Т. И. Шамова, Л. А. Бурганова и др.)
По мнению А. А. Майер, под управлением понимают специально организованную деятельность управляющей системы (субъекта управления) по воздействию на управляемую систему (объект управления), направленную на обеспечение единства взаимосвязи целеполагания, целедостижения и целеизмерения в образовании [2, с. 6].
Под субъектом управления понимается физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие, в связи с наделением его определенными полномочиями по управлению каким-либо объектом. В дошкольной образовательной организации в качестве объекта управления может быть коллективный орган или управляющее лицо: заведующий и его заместители; управляющий совет, педагогический совет.
Объектами управления могут выступать физические и юридические лица, а также социально- экономические системы и процессы. В управлении дошкольной образовательной организацией объектами управления выступают:
– Материально-технические и экономические ресурсы;
– Дошкольная образовательная организация и ее структурные подразделения;
– Персонал дошкольной образовательной организации;
– Педагогические ресурсы;
– Образовательный процесс;
– Методическое сопровождение образовательного процесса;
– Взаимодействие организации с родителями воспитанников как заказчиками образовательных услуг.
Л. А. Бурганова в своем исследовании подчеркивает взаимовлияние во взаимодействии субъектов и объектов управления. И тех и других отличает способность к самоуправлению, при этом возможен конфликт интересов. Это означает, что управление в социальных системах существенно отличается от управления в системах другой природы: управляющим и управляемым в них является человек, и на первый план выходит управление людьми [1, с. 68].
М. М. Поташник, П. И. Третьяков в своих исследованиях подчеркивают подход к осуществлению управления в образовательной организации, ориентированный на управление не только функционированием, но и на ее развитие. Посредством управления развитием образовательной организации обеспечивается целенаправленность деятельности коллектива по наращиванию его образовательного потенциала, повышение уровня его использования и, как следствие, получение качественно новых результатов образования [4, с. 121].
По мнению Р. М. Чумичевой, Н. А. Платохиной, Л. Г. Богославец, целесообразно ставить акцент на управление качеством образования, в частности качеством дошкольного образования.
На современном этапе технологии управления качеством образования играют огромную роль в формировании эффективной системы управления дошкольной образовательной организации. Одной из таких технологий является технология управления качеством образования по результатам, разработанная под руководством П. И. Третьякова.
Само понятие «управление по результатам» можно определить как взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата, который определен и согласован со всеми членами организации [6, 403].
Учеными выделяются следующие уровни управления по результатам:
В рамках нашего исследования вызывает интерес вопрос организационной структуры управления. В исследовании М. М. Поташника, организационная структура управления в дошкольной образовательной организации представляет собой совокупность индивидуальных и коллективных субъектов, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций, между которыми существуют регулярно воспроизводимые связи и отношения [6, с.348].
Среди основных структур управления выделяют матричную, линейную, функциональную и линейно-функциональную.
Структура матричного типа возникает при одновременной реализации многих проектов. Одни и те же сотрудники могут одновременно входить в разные проектные группы и подчиняться нескольким руководителям проектов, которые организуют данный процесс, но не имеют административных полномочий. На рисунке 1 графически представлена матричная структура управления.
Рис. 1. Матричная структура управления
Линейная структура состоит из двух и более иерархических уровней управления, на каждом из которых руководителю подчиняется группа сотрудников, и отношения между руководителем и подчинёнными строятся по принципу единоначалия (рис.2)
Рис. 2. Линейная структура управления дошкольной образовательной организации
Функциональная организационная структура предполагает группирование конкретных должностей в структурные подразделения, которые основываются на основе общих видов деятельности (рис.3)
Рис. 3. Модель функциональной организационной структуры
Линейно-функциональная структура состоит из иерархии линейного руководства и функциональных подразделений, специализированных на выполнении определенных видов управленческих действий. В процессе ее создания определяется штатное расписание и кадровый состав организации, требования к квалификации персонала, уровням их взаимосвязей и ко всем направлениям педагогического процесса. При этом, основу модели данной структуры управления составляют четыре взаимосвязанных уровня всех участников педагогического процесса (рис.4)
Рис. 4. Модель линейно-функциональной структуры управления в дошкольной образовательной организации
Данный тип структуры управления наиболее распространен в образовательных организациях. Модель линейно-функциональной структуры управления позволяет организовать управление производственными процессами по линейной схеме, при этом предполагается, что функциональные подразделения оказывают методическую помощь, подготавливают информацию, решают разнообразные управленческие задачи для соответствующих линейных руководителей.
Таким образом, управление в дошкольной образовательной организации может рассматриваться в различных аспектах (системный, процессуальный, деятельностный, функциональный), осуществляться на разных уровнях. На современном этапе в формировании эффективной системы управления дошкольной образовательной организации начинают играть технологии, являющиеся средством оптимизации управленческого цикла в детском саду и обеспечивающие достижение запланированного результата управлением качеством условий, процесса и результата образования, реализации образовательной программы.
Литература:
- Бурганова, Л. А. Теория управления: учеб. пособие / Л. А. Бурганова. — М.: ИНФРА- М, 2013.
- Маааааааайер А. А. Управление инновационными процессами в дошкольной образовательной организации: метод. Пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Поздняк, Л. В. Управление дошкольным учреждением / Л. В. Поздняк, Н. Н. Лященко, — М.,2001.
- Третьяков П. И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. — М.: Новая школа, 2010.
- Троян, А. Н. Управление дошкольным образованием: учеб. пособие / А. Н. Троян. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Управление дошкольным образованием: учебник и практикум для вузов / Н. А. Виноградова [и др.]; под редакцией Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020.
- Чумичева, Р. М. Управление дошкольным образованием: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р. М. Чумичева, Н. А. Платохина. — М.: Академия, 2011.