Корпоративная культура образовательной организации как важный инструмент управления деятельностью педагогического коллектива | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 28.11.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Хуснутдинова, Л. И. Корпоративная культура образовательной организации как важный инструмент управления деятельностью педагогического коллектива / Л. И. Хуснутдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 284-286. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119782/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье описывается корпоративная культура в образовательной организации как важный инструмент управления детальностью педагогического коллектива. Сегодня корпоративная культура в образовательной организации играет ключевую роль в формировании внутреннего климата и определяет общую атмосферу в учебном заведении. Она представляет собой систему ценностей, норм и установок, которые принимаются и поддерживаются всеми участниками образовательного процесса. Корпоративная культура в образовательной организации влияет на отношения между учителями, учащимися, родителями и администрацией, а также на общее качество обучения и развития.

Ключевые слова: корпоративная культура, образовательная организация, управление, ценности, нормы, правила, традиции, корпоративная этика, этапы формирования корпоративной культуры.

The article describes the corporate culture in an educational organization as an important tool for managing the detail of the teaching staff. Today, corporate culture in an educational organization plays a key role in shaping the internal climate and determines the overall atmosphere in an educational institution. It is a system of values, norms and attitudes that are accepted and supported by all participants in the educational process. The corporate culture in an educational organization affects the relationship between teachers, students, parents and administration, as well as the overall quality of learning and development.

Keywords : corporate culture, educational organization, management, values, norms, rules, traditions, corporate ethics, stages of corporate culture formation.

В последнее время внимание различных представителей науки сосредоточилось на изучении корпоративной культуры. Исследования корпоративной культуры образовательных организаций, проблемы ее формирования и практического применения ее возможностей также актуальны сегодня.

Корпоративная культура — это модель поведения людей внутри организации, которая формируется в процессе функционирования компании и разделяется всеми членами команды. Это система ценностей, норм, правил, традиций и принципов жизни сотрудников. Она основана на философии компании, которая определяет все, включая систему ценностей, общее видение развития, модель взаимоотношений и концепцию корпоративной культуры [8].

В исследованиях в области образования корпоративная культура определяется как часть общей культуры человека, которая зависит от способности ответственного лица управлять процессом ее развития. Наличие эффективной культуры позволяет повысить качество работы образовательных организаций.

Развитие новых услуг и уникальность образовательных учреждений как конкурентоспособной организации поставили вопрос о профессионализме руководства. Управление образовательной деятельностью требует особого метода, который рассматривает формирование и развитие корпоративной культуры как важный организационный момент.

Корпоративная культура образовательных организаций обладает некоторой собственной спецификой, так как представляет собой общность, выстроенную по кирпичикам, культивированную и бережно хранящую настоящую любовь к знаниям, где общие ценности являются залогом правильных начинаний [4].

Поэтому корпоративная культура является сформировавшейся, когда и администрация школы, и все ее сотрудники руководствуются определенной для всех системой ценностей, которые различаются в зависимости от того, что лежит в их основе. Это может быть и информационное продвижение общеобразовательного учреждения, и политика получения прибыли от оказания платных образовательных услуг, и индивидуальные интересы отдельных ее сотрудников. Именно это и будет являться тем фундаментом, на котором стоится корпоративная культура с его отдельными компонентами, включающими в себя стиль одежды, стереотипы поведения, общение и пр.

Внедрение корпоративной культуры, ориентированной на цели, требует и особого стиля управления образовательной организацией, который получил название корпоративного. При данном стиле управления деятельность организации выступает итогом взаимодействия руководителя и подчиненного. Этот стиль управления востребован, прежде всего, в организации, где высока доля творческого содержания работы. Это как раз характерно для сферы образования [1].

Каждый вид установок, развивающих свою корпоративную культуру образовательного учреждения, наполняется конкретным содержанием и представляет собой внутреннюю мотивацию педагогов на выполнение поставленных профессиональных задач и принятие заявляемой системы профессионально — этических ценностей.

Для повышения уровня управленческой эффективности образованием необходимо также общее ценностно-нормативное информационное поле, которое формируется корпоративной этикой. Являясь ключевым элементом, объединяющим людей конкретной образовательной организации, корпоративная этика может выступить в качестве важнейшего элемента управления коллективом [6].

Корпоративная этика — это система убеждений, ценностей, традиций и основанное на них поведение, которые регулируют нравственные отношения в образовательно организации [2].

Существуют следующие пути формирования корпоративной культуры образовательной организации:

— во время практической деятельности за долгий период работы;

— искусственно, приглашая для этого квалифицированного специалиста;

— естественным способом, когда сотрудники в процессе работы на интуитивном уровне выбирают нормы и стандарты. На рисунке 1 приведены этапы формирования корпоративной культуры в общеобразовательной организации.

Этапы формирования корпоративной культуры в общеобразовательной организации

Рис. 1. Этапы формирования корпоративной культуры в общеобразовательной организации

Можно выделить следующие этапы формирования корпоративной культуры в общеобразовательной организации [5]:

  1. Определение миссии организации, стратегии, основных целей и ценностей (приоритетов, принципов, подходов, норм и желательных образцов поведения).
  2. Изучение сложившейся организационной культуры. Определение соответствия сложившейся организационной культуры, выработанной руководством стратегии развития организации. Выявление позитивных и негативных ценностей.
  3. Разработка организационных мероприятий, направленных на формирование, развитие и закрепление желательных ценностей и образцов поведения.
  4. Целенаправленное воздействие на организационную культуру с целью изжить негативные ценности и развить установки, способствующие реализации разработанной стратегии.
  5. Оценка успешности воздействий на организационную культуру и внесение необходимых корректив.

Для того, чтобы корпоративная культура общеобразовательного учреждения была стабильно направлена на результативность и эффективной, необходимо развивать активное взаимодействие между руководителем и сотрудниками для принятия корпоративных ценностей, достижения единой цели [7].

Сплоченный, творческий, активный педагогический коллектив — источник соблюдения и развития традиций, установления норм поведения, передачи духовных и материальных ценностей своим воспитанникам и молодым педагогам образовательного учреждения.

Таким образом, корпоративная культура современной общеобразовательной организации является важным инструментом управления всей деятельностью педагогического коллектива. Ее использование позволяет руководителю школы сформировать определенную модель поведения учителя, поддерживать превосходство определенной культуры в организации, а также увеличивать и использовать ее позитивный потенциал.

Литература:

  1. Воробьева С. В. Управление образовательными системами: учебник и практикум для вузов/ С. В. Воробьева. — изд. 2-е, пер. и доп. — М.: Юрайт, 2024. — 491 с.
  2. Жиркова З. С. Управление образовательными системами. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / З. С. Жиркова. — Электрон. текстовые дан. (2,5 Мб). — СПб: Наукоемкие технологии, 2020. — 122 с.
  3. Коблева А. Л. Развитие человеческого капитала в сфере образования: учебное пособие для вузов/ А. Л. Коблева. — М.: Юрайт, 2024. — 153 с.
  4. Леонова Л. А. Оценка уровня корпоративной культуры организации в сфере образования [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://na-journal.ru/2–2024-ekonomika-menedzhment/9259-ocenka-urovnya-korporativnoj-kultury-organizacii-v-sfere-obrazovaniya.
  5. Савичев А. В. Условия управления процессом формирования корпоративной культуры в образовательной организации// Молодой ученый. — 2024. — № 37 (536). — С. 53–54.
  6. Слизкова Е. В. Управление образовательными системами. Технологии внутришкольного управления: учебник и практикум для вузов / Е. В. Слизкова, Е. В. Воронина. — М: Юрайт, 2024. — 182 с.
  7. Сташевская И. Е. Роль директора образовательной организации в формировании корпоративной культуры» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/stat-ia-rol-diriektora-obrazovatiel-noi-orghanizatsii-v-formirovanii-korporativn.html.
  8. Шелякина А. В. Корпоративная культура организации// Молодой ученый. — 2018. — № 14. — С. 206 –209.
Основные термины (генерируются автоматически): корпоративная культура, образовательная организация, корпоративная этика, система ценностей, этап формирования, общеобразовательная организация, ценность, образовательное учреждение, общеобразовательное учреждение, организационная культура.


Похожие статьи

Задать вопрос