Корпоративная культура как важный элемент управления образовательной организацией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (414) май 2022 г.

Дата публикации: 11.05.2022

Статья просмотрена: 754 раза

Библиографическое описание:

Шумилова, А. А. Корпоративная культура как важный элемент управления образовательной организацией / А. А. Шумилова, Н. Н. Рогова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 203-206. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91356/ (дата обращения: 16.12.2024).



Проблема изучения корпоративной культуры важна для любой организации в целом. В данной статье подчеркивается значимость корпоративной культуры в управлении образовательной организацией. На основе проведенного исследования на базе современной школы автор выделяет основные недостатки в формировании корпоративной культуры, которые являются типичными для многих организаций, и предлагает пути их устранения. Материал будет полезен для руководителей образовательных организаций.

Ключевые слова : корпоративная культура, организационная культура, управление образовательной организации, современная школа, сотрудники, коллектив.

Без корпоративной или организационной культуры не обходится ни одна организация. Она вносит важный вклад, позволяющий сделать работу образовательной организации максимально эффективной.

На сегодняшний день правильно организованная корпоративная культура позволяет привлечь в образовательную организацию высококвалифицированных сотрудников, а также позволяет создать в рамках учебного заведения особое социально-экономическое пространство, обеспечивающее высокую производительность и успешность предприятия путем преданной работы сотрудников.

Руководители образовательной организации зачастую понимают важность сильной корпоративной культуры, но, к сожалению, редко занимаются ее формированием и развитием.

Последнее десятилетие проблема корпоративной культуры образовательных организаций привлекает все больше внимания общественности. Ее подробное изучение позволяет построить работу организации таким образом, чтобы сотруднику было комфортно работать в созданных условиях, что поможет повысить производительность путем оказания помощи работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепции поведенческих наук к управлению организацией.

Руководители образовательной организации при работе над формированием и развитием корпоративной культуры должны направить свои силы на построение траектории действий людей и организовать сотрудников таким образом, чтобы найти эффективное решение проблем. В современном мире, в котором все быстро меняется, руководителю в одиночку просто невозможно найти выход из затруднительной ситуации. В свою очередь продуктивной будет работа по созданию таких условий, такой культуры, благодаря которым организация сама найдет и реализует наиболее оптимальное решение.

Игнорирование директором образовательной организации вопросов корпоративной культуры приведет к снижению производительности сотрудников и может вызвать проблему текучести кадров.

Изучив теоретические аспекты по организации корпоративной культуры образовательной организации, мы выделили широкое и узкое значение данного термина. Согласно широкому пониманию корпоративная культура представляет собой сущность образовательной организации, поэтому целенаправленно влиять на нее невозможно. Узкое же понимание основывается на том, что корпоративная культура организации является частью управления и позволяет регулировать поведение сотрудников учреждения. При рассмотрении корпоративной культуры организации мы опирались на узкую точку зрения.

Корпоративная культура образовательной организации испытывает на себе влияние самых разных факторов (как внутренних, так и внешних). Организации, находясь под влиянием определенных факторов и проблем, опираясь на общий опыт коллектива, по-разному подходят к их решению. Только достигнув внутренней гармонии, можно перейти к внешней адаптации.

Внутри образовательной организации очень важно поддерживать и налаживать отношения, постоянно следует подыскивать наиболее эффективные способы совместной работы.

Существуют следующие пути формирования корпоративной культуры образовательной организации:

  1. во время практической деятельности за долгий период работы;
  2. искусственно, приглашая для этого квалифицированного специалиста;
  3. естественным способом, когда сотрудники в процессе работы на интуитивном уровне выбирают нормы и стандарты из тех, которые были предложены руководителем.

Каким же образом нужно действовать руководителю образовательной организации, чтобы управление корпоративной культурой было эффективно? Для начала необходимо составить план, позволяющий сформировать корпоративную культура, а затем составить перечень мероприятий, который будет способствовать ее укреплению и сохранению. Только четкий и продуманный план поможет добиться нужного эффекта. Также особое внимание руководителю образовательной организации необходимо уделить отбору и обучению педагогического состава.

Работу по управлению корпоративной культурой следует начинать с составления экспертной оценки по тому уровню, на котором она находится. Уместно будет проведение анкетирования среди сотрудников и руководящего состава. Такое анкетирование поможет выявить недостатки и «слабые» места.

На базе образовательного учреждения «Университетская школа» Елабужского института КФУ была проведена диагностика уровня сформированности элементов корпоративной культуры (был изучен Устав учебного заведения, а также проведено анкетирование педагогов и руководителей школы).

В анкетирование были включены вопросы на выявление знаний сотрудников относительно целей, задач и миссии образовательной организации (Рис. 1 «Знакомы ли Вы с задачами, целями, миссией школы»), а также вопросы, направленные на изучение недостатков созданной корпоративной культуры (Рис. 2 «Корпоративная культура»).

Знакомы ли Вы с задачами, целями, миссией школы

Рис. 1. Знакомы ли Вы с задачами, целями, миссией школы

Корпоративная культура

Рис. 2. Корпоративная культура

Опрошены были сотрудники разного возраста и педагогического стажа. Анкетирование показало, что коллектив неплохо знаком с целями и задачами учреждения, практически все ознакомлены с миссией школы. В целом социально-психологический климат достаточно благоприятный, однако коллектив полностью собирается редко, педагогический состав предпочитает тесный круг общения, сотрудники обособляются небольшими группами. Большинство педагогов отметило, что им не хватает совместных праздников и культурных мероприятий. Также нет отдельного документа, который закрепляет и регулирует нормы поведения сотрудников. Мотивация для педагогов слабо развита, в образовательной организации нет ритуалов поощрения лучших сотрудников.

Пытаясь сократить разрыв между необходимым уровнем корпоративной культуры и тем, который создан на сегодня, мы разработали перечень мероприятий, план действий, внедрение которого в деятельность образовательной организации позволит сделать управление эффективнее. Приведем небольшой перечень предложенных мероприятий: необходимо ввести Корпоративный кодекс; ярко и заметно оформить миссию учебного заведения и повесить ее на видное место (лучше всего возле входа, чтобы каждый раз, приходя на работу, сотрудники видели ее); создать традицию по выбору педагога месяца и озвучивать его заслуги и поощрять при всех, а также поместить его фотографию на доску почета; организовать ряд тренингов на сплочение коллектива и т. д.

Все эти мероприятия, несомненно, принесут положительный результат и позитивно скажутся на корпоративной культуре.

Таким образом, работа над формированием, укреплением и развитием корпоративной культуры в образовательной организации является важным направлением в управлении. Она позволяет создать благоприятный имидж учебного заведения, повысить удовлетворенность своей работой у сотрудников, сделать коллектив более сплоченным и замотивировать педагогов на дальнейшее развитие, которое положительно скажется на деятельности всей образовательной организации.

Литература:

  1. Макеев В. А. Корпоративная культура как фактор эффективной деятельности организации. — М., 2022. — 248 с.
  2. Шапиро С. А. Организационная культура. — М.: КНОРУС, 2017. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, корпоративная культура, сотрудник, учебное заведение, корпоративная культура организации, миссия школы, организационная культура, педагогический состав, перечень мероприятий, современная школа.


Похожие статьи

Современные действенные методы управления образовательной организацией

Авторы в данной статье делятся собственным опытом по анализу системы управления образовательной организации, а также действенными методами по направлениям развития учебного заведения. Эта тема становится особенно актуальной с переходом страны на рыно...

Территория образовательной организации как стратегический ресурс

Данная статья посвящена вопросам управления территорией образовательной организации. Автор рассматривает территорию образовательной организации (давая ей определение) как стратегический ресурс, эффективность которого может быть измерена количественны...

Анализ роли корпоративной культуры в процессе деятельности организации на примере федеральной таможенной службы г. Находка

В данной статье автором рассмотрена корпоративная культура как инструмент повышения работоспособности госслужащих, представлены ее элементы и структура, а так же факторы, которые влияют на формирование организационной культуры. Представлены рекоменда...

Ценностные аспекты иноязычной культуры как фактор развития туристской индустрии

В статье авторы рассматривают вопросы ценностных ориентиров в современном мире. Актуальность статьи выражается в проблематике сохранности и преемственности ценностей на протяжении всего времени развития человеческого общества. Авторы отмечают градаци...

К вопросу о теоретических основах кадровой составляющей экономической безопасности организации

В статье отмечается высокий интерес ученых к проблематике экономической безопасности предприятия. Прямым следствием такого интереса является разработка систематического подхода к теоретическим основам как экономической безопасности в целом, так и ее ...

Управление конкуренцией специализированных предприятий в сфере защиты информации

В настоящее время современное общество развивается в формате «информационного», что подтверждается существующими концепциями его развития. Информация — главный ресурс инфраструктуры такого общества, а ее защита — приоритетная задача, осуществлением к...

Анализ зарубежного опыта правового регулирования рекламной деятельности

В статье рассматриваются проблемы, связанные с правовым регулированием рекламной деятельности. Делается вывод о несовершенстве ее регулирования из-за развития и совершенствования способов доведения рекламы до потенциальных потребителей. Автор статьи ...

Совет молодых педагогов как инструмент управления развитием образовательной организации

В данной статье основное внимание уделяется концепции стратегического управления и стратегий развития в контексте образовательных институтов, причем особым фокусом становится роль Совета молодых специалистов. Раскрываются ключевые направления, благод...

Модель преодоления противоречий и сложностей внедрения процессного подхода в ООО «Центр бухгалтерской помощи «Альянс»

Научная статья рассматривает актуальную тему внедрения процессного подхода в управлении организацией. В работе обращено внимание на значительную важность процессного подхода для повышения эффективности и конкурентоспособности организаций в современны...

Особенности управления формированием имиджа в образовательном учреждении

В данной статье рассматриваются особенности управления формированием имиджа в образовательном учреждении в условиях возрастающей конкуренции между школами. Нами были выявлены причины, которые предопределяют значимость положительного имиджа. Был прове...

Похожие статьи

Современные действенные методы управления образовательной организацией

Авторы в данной статье делятся собственным опытом по анализу системы управления образовательной организации, а также действенными методами по направлениям развития учебного заведения. Эта тема становится особенно актуальной с переходом страны на рыно...

Территория образовательной организации как стратегический ресурс

Данная статья посвящена вопросам управления территорией образовательной организации. Автор рассматривает территорию образовательной организации (давая ей определение) как стратегический ресурс, эффективность которого может быть измерена количественны...

Анализ роли корпоративной культуры в процессе деятельности организации на примере федеральной таможенной службы г. Находка

В данной статье автором рассмотрена корпоративная культура как инструмент повышения работоспособности госслужащих, представлены ее элементы и структура, а так же факторы, которые влияют на формирование организационной культуры. Представлены рекоменда...

Ценностные аспекты иноязычной культуры как фактор развития туристской индустрии

В статье авторы рассматривают вопросы ценностных ориентиров в современном мире. Актуальность статьи выражается в проблематике сохранности и преемственности ценностей на протяжении всего времени развития человеческого общества. Авторы отмечают градаци...

К вопросу о теоретических основах кадровой составляющей экономической безопасности организации

В статье отмечается высокий интерес ученых к проблематике экономической безопасности предприятия. Прямым следствием такого интереса является разработка систематического подхода к теоретическим основам как экономической безопасности в целом, так и ее ...

Управление конкуренцией специализированных предприятий в сфере защиты информации

В настоящее время современное общество развивается в формате «информационного», что подтверждается существующими концепциями его развития. Информация — главный ресурс инфраструктуры такого общества, а ее защита — приоритетная задача, осуществлением к...

Анализ зарубежного опыта правового регулирования рекламной деятельности

В статье рассматриваются проблемы, связанные с правовым регулированием рекламной деятельности. Делается вывод о несовершенстве ее регулирования из-за развития и совершенствования способов доведения рекламы до потенциальных потребителей. Автор статьи ...

Совет молодых педагогов как инструмент управления развитием образовательной организации

В данной статье основное внимание уделяется концепции стратегического управления и стратегий развития в контексте образовательных институтов, причем особым фокусом становится роль Совета молодых специалистов. Раскрываются ключевые направления, благод...

Модель преодоления противоречий и сложностей внедрения процессного подхода в ООО «Центр бухгалтерской помощи «Альянс»

Научная статья рассматривает актуальную тему внедрения процессного подхода в управлении организацией. В работе обращено внимание на значительную важность процессного подхода для повышения эффективности и конкурентоспособности организаций в современны...

Особенности управления формированием имиджа в образовательном учреждении

В данной статье рассматриваются особенности управления формированием имиджа в образовательном учреждении в условиях возрастающей конкуренции между школами. Нами были выявлены причины, которые предопределяют значимость положительного имиджа. Был прове...

Задать вопрос