Инновационная деятельность вуза в контексте корпоративной культуры
Автор: Сазонова Жанна Владимировна
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, апрель 2011)
Статья просмотрена: 898 раз
Библиографическое описание:
Сазонова, Ж. В. Инновационная деятельность вуза в контексте корпоративной культуры / Ж. В. Сазонова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Москва : РИОР, 2011. — С. 128-131. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/599/ (дата обращения: 17.12.2024).
Университет представляет собой сложное в управлении учреждение, который включает в себя учебный процесс, научно-практические исследования, организацию и реализацию инновационных проектов в образовании, а также рекламную и маркетинговую деятельность. Высшее учебное заведение имеет разветвленную филиальную структуру, с постоянно меняющимся штатом сотрудников и студентов. Постоянно взаимодействуя со студентами, своими коллегами, абитуриентами, представителями бизнеса, а также с другими вузами университет осуществляет обмен информацией с внешней средой. В современных рыночных условиях развитие вуза напрямую зависит от его организационной структуры. В связи с этим актуальным является разработка системы управления внутренними и внешними процессами в условиях открытого информационного-образовательного пространства, а также обеспечение генерации новых идей, знаний и технологий. Университет – это инновационная структура. Разработка и использование новых образовательных технологий и подходов являются неотъемлемой частью его жизнедеятельности [5,18].
Одним из основных компонентов организационной структуры вуза является корпоративная культура. Потребность изучения корпоративной культуры вуза обусловлена тем, что на данный момент происходящие в стране изменения в системе образования оказывают непосредственное влияние на деятельность высших учебных заведений, что обуславливает решение проблем повышения конкурентоспособности, сохранения и транслирования культурных ценностей и традиций, необходимость решения задач по развитию науки и образования и многие другие.
Корпоративная культура вуза определяет все виды деятельности и взаимоотношения в внутри него и с внешней средой, его репутацию, внешний образ. Корпоративная культура - это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды[4,64].
Экономический фактор обуславливает приток в корпоративной культуре новых ценностей и норм, адекватных времени, носителями которых являются молодые преподаватели; оказывает влияние на повышение престижности профессии в глазах общества; непосредственно влияет на такие нормы корпоративной культуры вуза, как постоянное повышение преподавателями профессионального уровня и т.п.
На современном этапе развития в обществе главную роль играют знания, IT технологии, инновационные технологии, инновационная организация различных видов деятельности. Ключевые позиции в этой сфере занимают кадры и их подготовка.
Процесс подготовки кадров требует соответствующих изменений роли, подходов и методов управления инновационной научно-образовательной деятельностью современных университетов для соответствия их с реальными темпами экономического развития [1,34].
Инновационная деятельность вуза представляет собой системное, качественное изменение учреждения высшего профессионального образования в результате целенаправленной разработки и внедрения новшеств в учебный, научный и воспитательный процесс вуза. Целями управления являются развитие творческих способностей обучаемых, подготовка специалистов высокого класса, а также создание наукоемких технологий, внедрение этих технологий в жизнь. Очень часто менталитет русского человека противоборствует разработке и внедрению различных нововведений, инноваций в учебном, научном и образовательном процессах. Решением такого рода конфликтов и является преобразование корпоративной культуры в вузе.
Основными функциями корпоративной культуры в высшем учебном заведении являются:[7,10]
Определение ценностно-смысловых установок (формирование стратегии поведения)
Конструирование неформальных коммуникаций (налаживание межличностных связей, формирование среды общения работников)
Формирование стимулов и мотиваций деятельности
Социальная дифференциация и интеграция
Самоуправление и саморегулирование (формирование и транслирование норм поведения, порядок действий, механизмы взаимодействия участников)
Корпоративная культура является фундаментом и основой формирования подготовки людей к смене обстановки при переходе на новый этап развития. Корпоративная культура определяет поведение коллектива организации и каждой отдельной личности, взаимодействие организации с внешним окружением, её устойчивость, эффективность решения организацией своих задач и достижения поставленных ею целей.
Корпоративная культура вуза – это совокупность базовых предположений, ценностных ориентаций, ожиданий, норм, символики, традиций и других непреходящих ценностей, лежащих в основе всех внутривузовских отношений, в том числе между студентами и преподавателями[3,47].
Вузовская организационная культура станет совершеннее, если будет меняться, сокращая клановые и бюрократические компоненты в сторону наращивания рыночных и адхократических компонентов.
«Клановость снижает ориентированность во внешней среде, что негативно сказывается на конкурентоспособности вузов. Различия в корпоративной культуре образовательных учреждений могут рассматриваться, как барьер при трудоустройстве выпускников, и как фактор, затрудняющий специализацию выпускника на предприятии». Очевидно то, что для развития вузов в инновационном направлении необходимо ее изменение в нужном направлении.
Одним из направлений является создание единого информационного пространства, преодоление информационной разобщенности аудиторных групп и структурных подразделений вуза для максимально полного удовлетворения информационных потребностей студентов, преподавателей и сотрудников. Создание единого информационного пространства вуза предполагает выпуск корпоративного СМИ и привлечение к его работе значительного числа преподавателей, сотрудников и студентов; выявление наиболее актуальных проблем вуза; создание эффективных средств коммуникации, которые бы обеспечивали обратную связь [2,90]. Единая информационная система формирует корпоративные ценности, осуществляет распространение необходимой информации, а также обеспечивает обратную связь между аудиторными группами с администрацией.
Использование Интернет – представительства как источника информации повышает интерес студентов к учебе, их целеустремленность, раскрывает творческий потенциал, мотивирует на самоорганизацию, а также помогает в поиске учебной литературы.
Изменение культуры требует больших усилий и внимания почти на все стороны жизни вуза, которые поддерживают ее существование и создают уверенность в ее соответствии предпочтительной культуре. Изменения в:
структуре (архитектура организации)
символах (образы, которые подкрепляют культуру)
системах (производственные, системы оценок, отбора, качества и т.д.)
штате (подбор кадров и совершенствование человеческих ресурсов)
стратегии (поведенческие проявления видения организации)
стиле руководства (подходы и примеры, насаждаемые высшим руководством)
профессионализме сотрудников (аспекты компетентности лиц, реализующих процесс изменений)
Достижение соответствия между этими факторами будет основой успешного изменения культуры при переходе на новый этап развития.
Высокий образовательный уровень персонала, творческая обстановка в организации, стремление к постоянному самосовершенствованию и экспериментированию, динамизм, готовность к риску и изменениям – характерные черты инновационного типа культуры.
Переход корпоративной культуры вуза на инновационный тип будет способствовать смене общих ценностей, приоритетов людей в пользу инновационного развития организации.
Сфера образования должна к функции трансляции культуры добавить функцию созидания культуры, воспитав человека не просто нагруженного багажом общекультурного опыта, а личность, готовую к творческому освоению и анализу культуры, внутри которой она находится, личность способную самоопределиться во все более усложняющемся мире [6, 139].
Именно в стенах вуза необходимо сформировать отношение к научному знанию, желание заниматься наукой, научить мыслить и осуществлять обмен мыслями с другими людьми, а самое главное – научиться развивать интеллектуальные способности как умение не только перенимать знания, выработанные предшественниками, но и мыслить самостоятельно, творчески.
Обучение и воспитание грамотного специалиста, социальное единение – основа внутренней сферы деятельности высшего учебного заведения. Главная цель работы с персоналом – добиться того, что все ощущали свою принадлежность к единому уникальному миру учебного заведения и были проповедниками его идей и ценностей. Для достижения этой цели можно разработать специальный корпоративный кодекс. Необходимо также проводить различные акции и мероприятия направленные на увеличение своих сторонников, друзей и укрепление позиций среди других учебных заведений. Если учебное заведение имеет хорошую репутацию, количество сотрудников и студентов растет, то корпоративная культура развивается в правильном направлении.
Литература:
Гончаренко Л.П., Арутюнов Ю.А. Инновационная политика. М.: КНОРУС, 2009. 352 с.
Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М.: Логос.- 2002. –с.90
Петров В.В., Петров Д.В. Управление культурой организации. Саратов: СГТУ. 2008.
Спивак В.А. Корпоративная культура. стр.64
Миклушевский В. В.; Прокошкин А. С., Красильников И. О., Туманов В. Е. Инновации в управлении вузом: новые решения для корпоративной информационной систем // Университетское управление: практика и анализ. - 2006. - № 6. - С. 16-24
Роль корпоративной культуры в создании современного образа гуманитарного вуза: матер. науч. конф. Тольятти – Самара: Самар. гуманит. акад., 2006. – 139 с.
Тарабаева В.Б. Использование регулирующих возможностей корпоративной культуры в управлении конфликтами инновационного развития вуза // Научные ведомости БелГУ. 2008. №5.