Динамика направленности исследований корпоративной культуры вуза во взаимосвязи с ключевыми трендами развития высшей школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 05.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Фролова, М. Л. Динамика направленности исследований корпоративной культуры вуза во взаимосвязи с ключевыми трендами развития высшей школы / М. Л. Фролова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/archive/548/120131/ (дата обращения: 23.12.2024).



Проблемы формирования и развития корпоративной культуры вуза, её изменения под воздействием внешних факторов и её же влияния на внутреннюю среду современного университета исследуются в научной литературе уже сравнительно давно, однако направленность таких исследований меняется в связи с изменениями основных тенденций как в экономике страны, так и в сфере образования. Различны и подходы, применяемые в таких исследованиях: социологический, институциональный, психологический, культурологический, философский, ценностный, деятельностный, коммуникационный, поведенческий и др.

Ещё в 2006 М. В. Ионцева [1] в своём исследовании социально-психологических основ формирования корпоративной культуры высшего учебного заведения выделила такие её составляющие, как идеологию, процедуры и правила, межличностные и межгрупповые отношения и имидж образовательной организации.

И. Н. Богданова [2], рассматривая корпоративную культуру вуза как «неустоявшийся» социальный объект и определяя методологию исследования репрезентативной сущности такого объекта, делает акцент на том, что ценности, идеи и установки вузовской корпоративной культуры определяют как вектор, так и характер деятельности и администрации, и преподавателей, и студентов университета.

Ряд авторов в своих исследованиях делают акцент на дуальной по своей сути структуре корпоративной культуры современного вуза.

Так, С. А. Питина, исследуя проблему профессионального взаимодействия субъектов разных уровней в рамках корпоративной среды университета, выделяет в качестве «ключевых первичных субъектов вузовской организационной культуры» преподавателей и студентов, а в качестве вторичных — стремительно растущую «армию чиновников». При этом автор делает неутешительный вывод о том, что в современных условиях демократичная культура общения сохраняется только в коммуникациях между преподавателями и студентами, между тем как на других уровнях всё больше проявляется бюрократизация профессионального взаимодействия. Также подчёркивается, что «корпоративная культура вуза — понятие комплексное, постоянно меняющееся и развивающееся, требующее глубокого изучения» [3, с. 96].

Созвучно с категориями С. А. Питиной, Р. В. Леньков и Е. И. Боровлёва [4] называют преподавателей и студентов «ядром корпоративной культуры вуза».Считая корпоративную культуру одним из факторов эффективности вуза, авторы выделяют ряд проблем в её развитии, связанных со слабой приобщённостью преподавателей и студентов к организационным ценностям, предпочтением неформальных традиций формальным, а также с низким уровнем использования современных информационно-коммуникационных технологий. Анализируя результаты исследований М. Ю. Козлова [5], авторы делают интересный вывод о том, что «уровень авторитарности корпоративной среды возрастает по мере продвижения «вниз», от управления вузом в целом к управлению факультетами и кафедрами». Определяя концепт корпоративной культуры вуза, авторы подчёркивают её двойственную природу, обусловленную тем, что современный университет должен не только достигать определённых интересов на рынке образовательных услуг, но и призван быть хранителем гуманистических ценностей.

Двойственность структуры культурной базы современного университета рассматривает в своём концептуальном философском исследовании и Г. И. Петрова, отмечая, что «назначение корпоративной культуры современного университета — повысить его конкурентоспособность — вызвано необходимостью ответить на прагматизм современной исторической ситуации» [6, с. 86], при том, что культура классического университета «отдавала преимущество теоретическим фундаментальным знаниям». Выделяя две актуальные составляющие университетской культуры — профессорскую и корпоративную — и рассматривая кажущиеся непримиримыми противоречия между ними, автор, подчёркивая важность формирования «культуры взаимопонимания, доверия, коммуникации и сотрудничества», делает вывод о том, что современные реалии с неизбежностью приводят к трактовке «корпоративной культуры как управленческого механизма, обеспечивающего не только конкурентоспособность университета, но и пригодного для формирования человека, способного жить в сетевом, взаимосвязанном и едином мире» [6, с. 89].

Между тем, многие прикладные исследования посвящены анализу изменений, происходящих в корпоративной культуре российской высшей школы. При этом практическая необходимость обращения к проблематике корпоративной культуры вуза связывается «с формированием принципиально новых условий жизнедеятельности вуза как самостоятельной конкурентоспособной организации» [4] в эпоху экономики знаний.

Так, исследовательская группа в составе О. Б. Томилина, И. М. Фадеевой, О. О. Томилина и А. К. Клюева проанализировала изменения организационной культуры вузов, произошедшие за 13 лет, и выявила воздействие ряда факторов на культурные установки персонала, а именно: типа университета, должностного статуса сотрудника, преподаваемых профильных дисциплин. В целом, авторы делают вывод о том, что наблюдаемая модернизации организационной культуры вузов вполне соответствует вектору общественного развития и таким реалиям высшей школы, как усиливающийся бюрократизм, сокращение академической самостоятельности, дисбаланс университетских корпоративных ценностей. Также подчёркивается, что наблюдаемые «адаптационные реакции институционального, содержательного и технологического характера» призваны обеспечить «эффективную реализацию функций высшего учебного заведения как социального института» [7, с. 104].

Рассматривая корпоративную культуру в качестве одного из инструментов усиления конкурентоспособности вуза, И. В. Троцук и Д. В. Суховерова приходят к выводу о росте доли рыночного и адхократического типов в организационной культуре российских классических университетов за последние 10 лет в противовес снижению доли кланового и иерархического типов корпоративной культуры. Авторы подчёркивают, что формирование корпоративности, наряду с экономической самостоятельностью и конкурентной борьбой, помогает университетам в современных условиях «занять выгодную позицию на рынке образовательных услуг и активно взаимодействовать с внешней средой» [8, с. 44].

Е. В. Забелина и Я. Н. Сизова, исследуя взаимозависимость между уровнем приверженности персонала и типом организационной культуры вуза, приходят к выводу, что приверженность «повышается с повышением значений клановой и адхократической культуры и понижается с повышением значений бюрократической организационной культуры» [9, с. 117].

Е. С. Сахарчук констатирует развитие «рыночного» типа организационной культуры во всех отечественных высших учебных заведениях, «хотя и на разном уровне развития и в разных формах (в зависимости от статуса, роли в обществе и науке, отраслевой принадлежности, истории, традиций и т. д.)» [10, с. 172].

Т. Л. Чернышева [11], рассматривая специфику корпоративной культуры опорного университета, акцентирует внимание на проблеме недостаточной сформированности у профессорско-преподавательского состава вузов ценностей, мотивирующих к изменениям в контексте проводимой реформы высшего образования, и делает вывод о том, что высокие показатели по программам стратегического развития университетов могут быть достигнуты при формировании сильной корпоративной культуры, в особенности предпринимательского типа.

И. В. Легостаева [12, с. 66] также делает акцент на «на необходимости формирования и развития сильной, динамичной корпоративной культуры» в обстоятельствах, когда вузы меняют ориентиры своей стратегии. Рассматривая вуз как самостоятельную экономико-социальную организацию [13], автор изучает корпоративную культуру преподавателей (профессионалов) на трёх уровнях, — нравственном, этическом и коммуникативном — соответственно, выделяя в её структуре три ключевых элемента: аксиологический, когнитивный и коммуникативно-деятельностный.

Итак, многие исследователи подчёркивают существенное влияние на развитие корпоративной культуры вуза современных трансформаций высшей школы и вызовов, формируемых экономикой знаний.

Бесспорно, что усиление в последние годы процессов цифровизации и дигитализации во всех отраслях экономики, включая и сферу высшего образования, не может не отразиться на дальнейшем развитии университетской корпоративной культуры. Как подчёркивают М. А. Лукашенко и Т. Ю. Добровольская, «исследование параметров и показателей цифровой корпоративной культуры становится актуальной научной задачей» [14, с. 84]. Авторы делают акцент на том, что новым конкурентным преимуществом вуза становится именно сильная цифровая корпоративная культура, основанная на стратегии цифровой трансформации, что предполагает формирование цифровых образовательных платформ и сервисов, развитие цифровых компетенций преподавателей, студентов и персонала, а также цифровизацию системы управления обучением в целом.

И эти новые изменения, происходящие прямо сейчас, исследуются как в контексте их ценностной составляющей, так и инструментальной. Как отмечаетН. Цыцарова, «объектами различных исследований становятся процессы внедрения цифровых технологий и процессы цифровой трансформации» [15, с. 122]. При этом автор обращает внимание, что наличие в организации сильной корпоративной культуры, резистентной к процессам цифровизации, может свести на нет все предпринимаемые усилия по цифровой трансформации.

Подводя общий итог, можно констатировать, что корпоративная культура вуза развивается под воздействием быстро меняющихся трендов современности, а неослабевающий интерес исследователей к этому феномену, как и использование весьма разнообразных подходов, объясняется важностью той роли, которую играет эта система «ценностей, мотивов, форм и способов коммуникации» [16] в достижении актуальных целей, стоящих перед высшей школой.

Литература:

  1. Ионцева, М. В. Социально-психологические основы формирования корпоративной культуры вуза: специальность 19.00.05 «Социальная психология»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / Ионцева Мария Владимировна. — Москва, 2006. — 37 с.
  2. Богданова, И. Н. Репрезентативность вузовской корпоративной культуры как фактор формирования стиля жизни студентов / И. Н. Богданова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2013. — № 6–2(32). — С. 33–37.
  3. Питина, С. А. Субъекты профессиональной деятельности в корпоративной культуре университета / С. А. Питина // Вестник Челябинского государственного университета. — 2015. — № 20(375). — С. 94–96.
  4. Леньков, Р. В. Корпоративная культура как фактор эффективности вуза / Р. В. Леньков, Е. И. Боровлева // Интернет-журнал Науковедение. — 2013. — № 5(18). — С. 4.
  5. Козлов М. Ю. Социальные технологии управления корпоративной культурой высшего учебного заведения: Автореф. дис. … канд. соц. наук. — Белгород, 2009. — 20 с.
  6. Петрова, Г. И. «Дух информационализма» — ответ корпоративной культуры университета на вызовы времени / Г. И. Петрова // Университетское управление: практика и анализ. — 2017. — Т. 21, № 2(108). — С. 86–91.
  7. Организационная культура российских университетов: ожидания и реалии / О. Б. Томилин, И. М. Фадеева, О. О. Томилин, А. К. Клюев // Высшее образование в России. — 2018. — Т. 27, № 1. — С. 96–107.
  8. Троцук И. В., Суховерова Д. В. Корпоративная культура как инструмент повышения конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 44–54.
  9. Забелина, Е. В. Взаимосвязь типа организационной культуры с уровнем приверженности сотрудников вуза / Е. В. Забелина, Я. Н. Сизова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2015. — № 7–4(38). — С. 117–120.
  10. Сахарчук Е. С. Возможности социокультурной среды вуза в формировании специалистов корпоративного образования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 2(88). С. 168–175.
  11. Чернышева Т. Л., Специфика корпоративной культуры опорного университета // Сервис plus. Т. 12. 2018. № 1. С. 108–122.
  12. Легостаева, И. В. Корпоративная культура современного университета: социологический анализ / И. В. Легостаева // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2019. — № 2(59). — С. 8.
  13. Легостаева, И. В. Педагогическое сообщество университета как носитель и транслятор социокультурных ценностей / И. В. Легостаева // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 2. — С. 230.
  14. Лукашенко, М. А. Цифровая корпоративная культура предпринимательского университета / М. А. Лукашенко, Т. Ю. Добровольская // Современная конкуренция. — 2020. — Т. 14, № 4(80). — С. 84–94.
  15. Цыцарова, Н. М. Роль корпоративной культуры в цифровой трансформации организации / Н. М. Цыцарова // Экономика и управление: научно-практический журнал. — 2022. — № 2(164). — С. 121–124.
  16. Пискунова, Е. В., Заир-Бек, Е. С. Академическая культура университета в условиях цифровой трансформации образования // Международный журнал исследований культуры. — 2023. — № 4 (53). — С. 82–93.
Основные термины (генерируются автоматически): корпоративная культура, корпоративная культура вуза, современный университет, автор, высшая школа, том, цифровая трансформация, высшее образование, высшее учебное заведение, организационная культура.


Похожие статьи

Задать вопрос