Новое пробуждение самосознания российского общества, вылившееся в сложные процессы его целостного обновления, хотя еще и не давшие ожидаемых результатов, привело к рождению, утверждению в реальной жизненной практике таких феноменов как «корпорация», «корпоративная культура», «корпоративная этика», «корпоративность» организации. В связи с этим возникла потребность заложить основы теоретико-педагогического исследования феномена «корпоративности образовательного учреждения». В качестве фактора личностного саморазвития субъектов педагогического процесса, я хотела бы сосредоточить свое внимание на проблеме влияния корпоративного духа образовательного учреждения на личностное саморазвитие субъектов образовательного учреждения.
С понятием «корпорация», лежащим в основе названия исследуемого феномена, связаны и позитивные, и негативные смыслы. Так в теории коллектива понятием «корпорация» обозначается «…группа достаточно высокого уровня сплоченности, в которой её члены объединены общностью целей, ориентируются на единые ценности, качественно осуществляют групповое взаимодействие…» [3, с. 54] То есть, эта группа обладает рядом важнейших характеристик зрелого коллектива — и это основное. Но она является антиподом коллектива в главном — в направленности, поскольку в ней групповые, «корпоративные» интересы являются превалирующими по отношению к интересам социального целого.
Понятие «корпоративность», таким образом, традиционно несет в себе следующие коннотаты: оно обозначает некое сплоченное сообщество с узкосоциальной корпоративной (групповой) направленностью; это сообщество представляет собой оппозицию социальному целому по своим интересам; оно сосредоточено на своем выживании и потому использует любые средства для этого, вступая в конфликт с обществом. В таком узком смысле указанный термин не может быть принят сегодня, потому что разделяемое им явление противостоит российскому менталитету, опирающемуся на общинный дух, стихийный коллективизм.И как бы мы ни хотели отмежеваться от феномена корпоративности, реальность требует его осмысления. Необходимо наполнение понятия «корпоративности» новым углубленным содержанием. И сегодня рождаются его новые денотаты. Это обусловлено социальной практикой — тем, что появляются новые типы социальных сообществ, организаций, прежде всего профессиональных, которые, чтобы выжить, а затем и далее развиваться, должны уметь сознательно, целенаправленно автономизироваться, добиться высокого качества внутренней жизни, постоянно его подтверждать результатами деятельности, заявить себя в социальной среде, даже чем-то составлять ей содержательную оппозицию, тем самым обогащая свой ресурс. [2, с. 87]
Все сказанное выше касается и образования. Возникающие сегодня частные школы, детские сады, психолого-педагогические центры — это реалии современного российского социума. Чтобы выстоять и развиваться, им важно социально утвердиться. Такие корпоративные образовательные учреждения, чтобы самоосуществиться, должны создать содружество своих членов, помочь им понять общий интерес и достойный уважения смысл их деятельности. Становление этих образовательных учреждений является, по сути, рождением и развитием группового, корпоративного самосознания их участников. Происходит самоидентификация образовательного учреждения как корпорации — с одной стороны, автономной социальной целостности, решающей «собственные задачи», в чем-то даже противостоящей обществу в защите своих интересов; а с другой — совокупного социального субъекта, ассоциативного члена общества, способствующего его развитию.
Если образовательное учреждение успешно вовне и благотворно внутренне — создает благоприятную атмосферу для своих работников и воспитанников, осуществляет качественное образование, повышает в глазах ценность принадлежности к этому учреждению, то в нем возникают многогранные деловые и межличностные связи, скрепляющие его внутренне и усиливающие продуктивность деятельности и социальный имидж. [1, с. 26] Прежде всего, работникам образовательного учреждения приходится определить, пережить и личностно, каждому — как свою собственную — принять общую цель деятельности, увидеть социальное предназначение учреждения — для общества в целом и для каждого включенного в него человека, то есть принять миссию. Именно в этом случае можно говорить о корпоративности образовательного учреждении.
Таким образом, корпоративность образовательного учреждения может быть определена как выражение общей готовности сообщества в целом, включая обучающих и обучающихся, к качественному решению социальных задач — образования людей, повышения уровня их личностной и социальной зрелости — в единстве с целенаправленным удовлетворением потребностей его работников как социальной группы. Основу этой готовности составляет такое состояние группового самосознания и индивидуальных потребностей внутри корпорации, когда людьми осознаны смыслы и цели совместной деятельности, осмыслена и личностно принята миссия учреждения, то есть сложилась максимальная внутренняя мотивация на продуктивную самоотдачу в деятельности; когда в учреждении царит атмосфера творчества, энергии, инициативы и ответственности; когда участники его жизнедеятельности готовы сознательно отстаивать свои индивидуальные и групповые интересы в социуме, создавать и поддерживать фирменный имидж; при этом динамично сопрягая групповые интересы с интересами социального целого.
Рассмотрев вопросы сущности феномена «корпоративности образовательного учреждения», мы принимаем его определение как особого, важного фактора развития общества и личности, подчеркиваем динамичность данного феномена, риски его стихийного образования. Мы указываем на него как на мало используемый до сих пор — ресурс развития социума и человека, утверждаем возможность и необходимость специальной психолого-педагогической поддержки его становления. И это рассматриваем как предмет дальнейшего исследования.
Литература:
- Беляцкий, Н. П. Управление персоналом: учебное пособие / Беляцкий Н. П., Велесько С. Е., Ройш П.- Интерпрессервис. Экоперспектива, 2012
- Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — М.: Экономистъ, 2004.
- Сергеева Т. Б., Горбатько О. И. Особенности корпоративной культуры образовательного учреждения // Педагогика. –2006. — № 10.
- Влияние корпоративных ценностей на развитие российской государственной службы // Сб. материалов X международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых МГУ. Москва. 2003.
- Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. — 2 изд. перераб. и доп. — М.: Гардарика, 1998. С.212.
- Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН-ПРЕСС-Ц, Кучково поле, 2000. — 299.
- Дугина О. Корпоративная культура и организационные изменения // Управление персоналом. — 2000 — № 12.
- Дудченко B. C. Основы инновационной методологии. М.: Инст-т социол. РАН/ на Воробьевых, 2002. — С.68.
- Зарубина Н. Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. — М.: Магистр, 1998. С.121.
- Ионин Л. Г. Социология культуры. — М., 2000.
- Корпоративные ценности в контексте становления современной модели российской государственной службы // Социальное согласие: путь к прогрессу. Материалы межрегиональной конференции молодых ученых. Орел. 2002.
- Капитонов Э. А. Корпоративная культура: стратегическое направление развития социально-трудовых отношений. Науч. ред. Зинченко Г. П. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2003.