Педагогическое обеспечение игровой деятельности: понятие и структура | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №36 (274) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 09.09.2019

Статья просмотрена: 284 раза

Библиографическое описание:

Чепелева, А. Э. Педагогическое обеспечение игровой деятельности: понятие и структура / А. Э. Чепелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 36 (274). — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/archive/274/62308/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье раскрывается сущность педагогического обеспечения игры детей. Рассматриваются основные понятия и структура игровой деятельности.

Ключевые слова: педагогическое обеспечение, педагогические условия, игровая деятельность, дошкольная образовательная организация.

The article reveals the essence of pedagogical support of children's play. The basic concepts and structure of game activity are considered.

Keywords: pedagogical support; pedagogical conditions; game activity; preschool educational organization.

В данной статье рассматривается педагогическое обеспечение игровой деятельности детей основные понятия и структура.

Анализ научной литературы показал, что игра — это многогранный и сложный вид деятельности, так как многое в игре происходит во внутреннем плане. Структура игры, считал Даниил Борисович [5] — это структурные компоненты, элементы игры, а именно: роль, сюжет, игровые действия, игровые правила, игровые и реальные взаимоотношения. Сюжет игры — это цепь взаимосвязанных событий, которые передаются в игре. Эльконин считал, основным элементом творческой игры — роль. Н. Я. Михайленко говорила, что формирование игры это — планомерный процесс педагогического воздействия, который направлен на передачу детям способов игровой деятельности.

Под управление игрой считала Нинель Яковлевна — создание условий для игры, косвенные методы воздействия на игру [2]. Руководство игрой — непосредственное участие педагога в игре вместе с детьми.

В целом, под обеспечением можно понимать процесс осуществления чего-либо через создание комплекса специальных мер, средств и способов, помогающих в реализации реальных возможностей социальной системы и нацеленных на ее регулирование, функционирование и дальнейшее развитие.

Проанализировав эти подходы, можно констатировать, что под процессом педагогического обеспечения понимается специфический вид профессиональной деятельности, предполагающий активизацию личностных и институциональных ресурсов, необходимых для реализации эффективности деятельности детей.

А. И. Тимонина, в монографии представила широкий анализ подходов к модели педагогического обеспечения и пониманию её сущности. Можно выделить несколько [3]:

– относительно социального становления одаренных дошкольников: «…как совокупность

а) ресурсов: внешних (финансовый, социальный и личностный потенциал) и внутренних (личностно-ориентированное и дифференцированное воспитание и обучение (гуманистическая направленность воспитания);

б) условий (готовность воспитателей к управлению процессом становления одаренных дошкольников; развитии и определении их потенциальных возможностей, а так же и склонностей дошкольника; реализация комплексного подхода в определении содержания деятельности дошкольного учреждения и семьи по социальному становлению одаренных детей дошкольного возраста)»;

– «…применительно к социализации детей в различных социальных институтах: создание условий для наилучшего использования имеющихся потенциалов, мобилизации ресурсов, описание его модели и обоснование его содержания с педагогических позиций».

А. И. Тимонин [3] считает, социальная среда показывает решающее влияние на развитие и формирование личности ребёнка. Рассмотрев социальную среду в контексте концепции социально-педагогического обеспечения, мы будем понимать под этим термином окружающие ребёнка общественные и духовные условия его существования и деятельности.

По мнению Н. Ю. Шепелевой [4], педагогическое обеспечение призвано способствовать благополучному решению поставленных проблем социализации воспитанников в рамках возрастной нормы, индивидуальных также личностных ресурсов участников воспитательного процесса в дошкольном учреждении.

Автор сообщает о том, то что педагогическое обеспечение предоставляет возможность осуществлять процесс социализации ребенка в рамках целенаправленного педагогического управления: в соответствии с диагностированием, в основе специальной проекты, с помощью компании взаимодействия во различных конфигурациях также различными способами участников воспитательского процесса друг с другом также с социумом (4).

Так же, педагогическое обеспечение предполагает наличие следующих компонентов: образовательной среды, обогащенной разнообразием видов деятельности, их преемственностью и возможностью для самореализации личности ребёнка; взаимодействия участников воспитательного процесса на основе: партнерских отношений, рефлексивной деятельности и диалогичности общения [2].

Мы проанализировали категории педагогического обеспечения системно. При изучении проблемы самореализации ребенка в детских общественных организациях он представил этот процесс в виде модели, включающей результат, цель и следующие функции [3]:

– диагностика социальной среды и определение возможностей объединения детей;

– определение возможных вариантов и включения детей в совместную социальную их деятельность;

– программирование воспитательных воздействий на ребенка в процессе организованной социальной деятельности;

– организационно-педагогическая поддержка создания детской организации; индивидуально-ориентированная социально-педагогическая помощь ребенку;

– диагностика эффективности социально-педагогического обеспечения социализации ребенка в детской общественной организации.

Проанализировав эти подходы, можно сделать вывод, что под педагогическим процессом обеспечения игровой деятельности можно понимать специфический вид профессиональной деятельности, предполагающий активизацию личностных качеств педагога, необходимых для реализации эффективности обеспечением игровой деятельности.

Специальное изучение данного вопроса выявило, что обеспечение — данное воздействие на процесс, в этом случае — педагогический, таким образом, ему присущи: активность, многоуровневость, многосторонность. В основе теоретического анализа психолого-педагогических исследований педагогическое обеспечение возможно рассматривать равно как управление также развитие системной совокупности последующих элементов: целеполагания; определения содержания и методов его реализации в разных этапах, организации условий, оптимизирующих развитие социальности как интегративного качества личности, объяснения конкретных способов взаимосвязи, взаимообусловленности имеющихся ресурсов через структурирование определенным образом времени, пространства, количественного также качественного состава детей также их взаимодействия.

Так как педагогическое обеспечение является частью педагогической деятельностью, оно включает в себя следующие элементы: задачи, цель, отношения, формы, методы, средства, приводящие к управлению воспитательно-образовательной системой [1].

Педагогическое обеспечение имеет под собой управленческую природу, соответственно, специфика данного процесса заключается в наличии задач, цели, условий, этапов, функций, средств и форм.

Педагогическое обеспечение может реализовывать мотивационную, ориентационную, операционную функции и функцию зашиты.

Данные функции реализуются через [3]:

– социальное обучение, что проявляется в обучении прежде всего нормам общества и их законам;

– создание условий для социального самоопределения;

– содействие в преодолении трудностей социализации, возникающих на фоне проблемных отношений с окружающей социальной средой.

Феномен «педагогическое обеспечение» рассматривать необходимо как систему. По нашему мнению, это даст возможность не только увидеть целостно совокупность элементов, но также и рассмотреть существующие взаимосвязи. Системообразующей деятельностью становится, в случае если во ее организации испытывают необходимость все без исключения субъекты педагогической работы. Описывая педагогическое обеспечение, мы можем выделить, то что ему присущи многогранность (целеполагание, ресурсность, доступность, системность, активность, многоуровневость). Система педагогического обеспечения — это непростая, структурно-функциональная система, которая является личностно-ориентированной, динамической также открытой системой.

Таким образом, рассмотрев различные определения авторов, под педагогическим обеспечением игровой деятельности должно рассматриваться — управление системой ресурсов, привлекаемых для осуществления процесса педагогической деятельностью. Ресурсы определяются как средства, которые задействуются для достижения поставленной цели. Ресурсной составляющей определяется такая характеристика педагогического обеспечения как помогающая, поддерживающая направленность. Это позволяет рассматривать педагогическое обеспечение как сопровождение обучения, воспитания и развития субъектов образовательного процесса в рамках создания целостной среды.

Литература:

  1. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. [Текст] /М.: Наука, 1984. — 444 с.
  2. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя [Текст] /Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. — 96 с.
  3. Тимонин, А. И. Концептуальные основы социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов вуза [Текст] / А. И. Тимонин. — Кострома, 2007–216 с.
  4. Шепелева, Н. В. Педагогическое обеспечение процесса социализации учащихся в негосударственном образовательном учреждении [Текст]: дис. канд. пед. наук / Н. В. Шепелева. — Кострома, 2004–211 c.
  5. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] /Д. Б. Эльконин. — М.: Издательский центр Владос, 2009. –360 с.
  6. https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-obespechenie-suschnost-i-struktura-ponyatiya
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое обеспечение, игровая деятельность, создание условий, социальная среда, воспитательный процесс, дошкольное учреждение, педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, социальное становление, специфический вид.


Похожие статьи

Методы мотивации трудовой деятельности педагогов

В статье рассматриваются современные методы и способы мотивации трудовой деятельности педагогов. На основе анализа управленческой литературы в статье исследуются основные виды методов мотивации трудовой деятельности педагогов.

Специфика принятия управленческих решений в деятельности воспитателя детского сада

В статье рассматривается актуальная тема современного педагогического менеджмента — принятие управленческих решений в педагогической деятельности воспитателей детского сада, рассматриваются особенности и этапы принятия управленческих решений.

Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.

Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности

В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.

Математическое развитие как важное направление развития детей дошкольного возраста

В данной статье рассматривается одна из важнейших частей интеллектуального и личностного развития дошкольника, его математическое представление. Обозначены средства, задачи, формы работы по математическому развитию, а также рассмотрен вопрос знакомст...

Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

В статье раскрывается значение формирования коммуникативных навыков у современных дошкольников и возможности дидактической игры для решения данной задачи.

Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматривается понятие «методическая работа», а также выделяются основные подходы, формы и методы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Похожие статьи

Методы мотивации трудовой деятельности педагогов

В статье рассматриваются современные методы и способы мотивации трудовой деятельности педагогов. На основе анализа управленческой литературы в статье исследуются основные виды методов мотивации трудовой деятельности педагогов.

Специфика принятия управленческих решений в деятельности воспитателя детского сада

В статье рассматривается актуальная тема современного педагогического менеджмента — принятие управленческих решений в педагогической деятельности воспитателей детского сада, рассматриваются особенности и этапы принятия управленческих решений.

Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.

Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности

В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.

Математическое развитие как важное направление развития детей дошкольного возраста

В данной статье рассматривается одна из важнейших частей интеллектуального и личностного развития дошкольника, его математическое представление. Обозначены средства, задачи, формы работы по математическому развитию, а также рассмотрен вопрос знакомст...

Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

В статье раскрывается значение формирования коммуникативных навыков у современных дошкольников и возможности дидактической игры для решения данной задачи.

Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматривается понятие «методическая работа», а также выделяются основные подходы, формы и методы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Задать вопрос