Преимущества и недостатки конкуренции в рыночной экономике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 26.03.2017

Статья просмотрена: 31913 раз

Библиографическое описание:

Буцкая, А. А. Преимущества и недостатки конкуренции в рыночной экономике / А. А. Буцкая, К. А. Николаева, О. А. Петриго. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 252-254. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41145/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются преимущества и недостатки конкуренции в рыночной экономике, а также методы повышения эффективности конкурентной борьбы в мировой рыночной экономике.

Ключевые слова: конкуренция, рынок, потребитель, производитель

The article considers the advantages and disadvantages of competition in a market economy, and methods to improve the effectiveness of competition in the world market economy.

Keywords: competition, the market, the consumer, the manufacturer

В настоящее время конкуренция занимает центральное место в вопросах функционирования экономики различных стран, особенно с рыночным типом экономики. Вопрос значимости конкуренции является дискуссионным, что определяет необходимость исследования ее преимуществ и недостатков.

Рыночная экономика экономическая система, основанная на частной собственности на факторы производства и на решениях, принимаемых отдельными хозяйствующими субъектами (частными лицами и фирмами) самостоятельно и независимо друг от друга. Она присуща социально-экономическим системам, где имеются товарно-денежные отношения. Возникнув много веков назад, рыночная экономика достигла высокого уровня развития, стала цивилизованной и социально ограниченной.

Основные черты рыночной экономики свободной конкуренции:

− частная собственность на экономические ресурсы;

− рыночный механизм регулирования экономики, основанной на свободной конкуренции;

− большое число самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара.

Согласно российскому законодательству, конкуренция это конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [1]. Конкуренция толкает к розыску подходящего решения хозяйственных задач, в частности изготовления, наиболее высококачественной продукции или услуг и более быстрого темпа их сбыта.

В публичном сознании конкурентная борьба — это главное достоинство для бизнеса и покупателей. Общеизвестно, что от нее остаются в плюсе потребители, вследствие широкого ассортимента и ценовой борьбы производителей на рынке. А также от нее остаются в плюсе и сами участники конкуренции, потому что она принуждает их развиваться, не стоять на месте.

Итак, ее основными преимуществами являются:

− конкуренция стимулирует научно-технический прогресс, а также естественным образом ликвидирует неэффективные методы ведения бизнеса;

конкуренция дает толчок научно-техническому процессу, и исключает неэффективные способы ведения бизнеса;

происходит понижение стоимости на конкурирующую продукцию и услуги. Этот фактор может существовать только в совершенной конкуренции;

конкуренция позволяет уровнять значения прибыльности и заработной платы во всевозможных сферах экономики. На этом шаге и вступает в силу главная регулирующая функция конкуренции.

Рыночная экономика базируется на концепции — люди могут свободно делать свой выбор об услугах или продуктах для покупки. Теории рыночной экономики, считаются действенными, так как капиталистическая рыночная система ориентирована на создание продукции с минимальным количеством потраченных ресурсов. Рациональные люди не выкидывают ресурсы или деньги, и потому изготовители работают на повышение прибыли за счет минимизации отходов. Покупатели похожим способом станут рассчитывать свою собственную прибыль таким способом, чтобы в максимальной степени увеличить свое удовлетворение.

Есть хороший пример, когда конкурентная борьба помогла маленькой фирме стать мировым лидером.

Это пример компании Parallels. Фирма Parallels первой произвела программу, которая позволяла установить на компьютерах Apple операционную систему Windows. Потому что их программка была первой и единственной в своем роде, выход на рынок был быстрым и довольно легким. Фирма Parallels так бы и осталась небольшим нишевым игроком, если б ее нишей не были заинтересованы крупные инвесторы рынка программ, превосходящие Parallels по объемам в разы, а именно фирма VMware. Эта фирма составила и выпустила собственную программу для решения этой же задачи спустя год после выхода в свет программного обеспечения компании Parallels и из-за своих собственных ресурсов быстро и оперативно отняла у Parallels половину юзеров. Соперничество было очень длительным и тяжелым, но именно благодаря ей фирма Parallels возросла в разы и улучшила свои исходные характеристики до такого уровня, что вернула свих первоначальных пользователей, а уже потом стала держать под контролем около 95 % рыночной ниши (пользователей Apple, которым необходимо запускать Windows). Нюанс состоит в том, что собственно продукт Parallels стоит 80 долларов, а продукция VMware продается вдвое дешевле и на рынке уже появились бесплатные аналоги. Качество продукции и хороший маркетинг дают возможность Parallels держать лидерскую позицию на собственном рынке.

Основными недостатками являются:

− нестабильность экономики и пускание колебаний конкуренции “на самотек” нередко приводит к банкротству представителей бизнеса (чаще всего страдают малые и средние предприятия, не покрывающие весь рынок);

− повышение разницы доходов в разных слоях общественности создает негативное действие на социальную сторону жизни;

− излишнее изготовление товаров в условиях постоянной конкурентной борьбы ведет к перенасыщению рынка, что и сказывается на качестве и стоимости на продукцию;

− инвестиции и средства могут быть распределены непропорционально к тому, что приносит наибольшую пользу, оставляя меньше денег на социальные услуги, такие, как отделения полиции, государственные школы и медпомощь;

− расходы, связанные с изготовлением товаров, не всегда оплачивается поставщиком.

На ряду со сферами, где конкурентность идет во благо, есть сферы, где она приносит ущерб, одна из данных сфер — изготовление продуктов питания. На данном рынке очень непросто ввести конкурентную борьбу по качеству сервиса и качеству продукта, которые чувствуются всеми покупателями персонально, и в большинстве случаев единственные выходы для игроков данного рынка — ценовая политика или нишевые продукты. Но, из-за того что стоимость можно уменьшать только лишь при снижении издержек, а возможности их снижения не нескончаемые, изготовители идут на ухудшение качеств и свойств продукта. В конечном итоге страдает покупатель, который изначально пристращается к продукции хорошего качества, но с течением времени оно ухудшается. В конечном счете, он конкурентной борьбы мучаются все и клиенты, и производители, теряющие покупателей.

Достижение равновесия между плюсами и минусами конкурентной экономики считается очень важным, поскольку оно предупреждает экономический коллапс. Но поскольку преимущества и недостатки постоянно трансформируются вследствие огромного количества рыночных факторов и масштабных валютных ценностей, рыночная экономика координирует сама себя, в смысле, что, когда покупатели ощущают какие-то недочеты, они меняют свое мнение и потребительские привычки.

Рыночная экономика основывается на законах спроса и предложения. Оставшись парализованным от государственного вмешательства и регулирования, рынку товаров очень тяжело теоретически отыскать равновесную стоимость свободной от дефицита или профицита. Рыночная система обязана восприниматься по тому, как товары и услуги производятся, кто получает эту продукцию и способна ли эта система приспособляться к переменам.

Рыночная система базирована на принципе, что любой участник работает в ее интересах. Изготовители стремятся обрести наибольшую прибыть, для того чтобы максимизировать собственные интересы. Потребители продвигают собственные интересы, выискивая самые низкие расценки и наивысшее качество. Из данных противоречивых целей рыночная стоимость появляется как будто, по словам Адама Смита, руководствуясь «невидимой рукой». Ни один субъект рынка не устанавливает стоимость на товар или услугу и не определяет, в каких количествах производятся товары.

С некоторыми товарами и услугами рыночная экономика не имеет возможности совладать. В таких случаях она обязана быть дополнена государственными службами регулирования. Национальная оборона, например, является обязанностью правительства. Это, например, коммунальные услуги, а также прочие отрасли промышленности, где безопасность и качество считаются проблемой, включая фармацевтические препараты, производство продуктов питания и энергетический сектор.

Таким образом, в любой экономике имеются свои положительные и отрицательные стороны, между которыми необходимо находить равновесие для стабильного экономического развития.

Литература:

  1. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 153-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Справочно-правовая система «Консультант-плюс». Версия от 26.01.16.
  2. Конкуренция (эконом.) // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.
  3. Колганов А. И., Бузгалин А. В. Экономическая компаративистика: Сравнительный анализ экономических систем: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2009. — ISBN 5–16–002023–3.
Основные термины (генерируются автоматически): рыночная экономика, конкурентная борьба, конкуренция, услуга, покупатель, рынок, рыночная система, свободная конкуренция, товар, частная собственность.


Похожие статьи

Роль анализа и оценки конкурентоспособности организаций в современных рыночных условиях

В статье рассматриваются такие понятия, как конкуренция и конкурентоспособность, роль анализа и оценки конкурентоспособности организаций в современных рыночных условиях.

Экономические институты и их роль в современной рыночной экономике

В статье описаны основные экономические институты, а также рассматривается их роль в современных рыночных условиях. Проанализированы положительные и негативные факторы экономических институтов, влияющие на экономику.

Понятие и влияние конкуренции и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики

В статье автор анализирует понятие и влияние конкуренции и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики.

Реклама как инструмент конкурентной борьбы

В статье рассмотрена сущность таких понятий, как «реклама» и «конкуренция». Реклама представлена одним из инструментов конкурентной борьбы. Выявлены пути повышения эффективности рекламы.

Конкурентная стратегия: разработка и реализация

В статье проанализированы теоретические аспекты сущности конкурентной стратегии, а также особенностей ее разработки и реализации.

Экономическая безопасность в условиях глобализации: вызовы и последствия

В статье рассмотрено понятие экономической безопасности. Определены угрозы, вызовы и риски в условиях глобализации, а также предложены пути решения вопросов устранения финансово-экономических угроз и их носителей.

Теоретические основы конкуренции

В данной статье изучены теоретические аспекты конкуренции и конкурентоспособности. Также рассмотрены виды рынков конкуренции и факторы её возникновения.

К вопросу о сущности монополии

В статье авторы рассматривают, как монополия влияет на экономические отношения и экономику рынка в целом. Приводят основные понятия, плюсы и минусы монополизации рынка в экономике, и приводят способы решения данной проблемы.

Основные стратегии повышения конкурентоспособности предприятия

В данной статье рассмотрены определения, способствующие формированию основных стратегий повышения конкурентоспособности предприятия.

Конкурентоспособность организации

Данная статья посвящена конкурентоспособности, ее значению для предприятий в современных реалиях. Рассмотрены фундаментальные условия устойчивости и развития компании Отражены пути повышения конкурентоспособности предприятия. Особое внимание уделено ...

Похожие статьи

Роль анализа и оценки конкурентоспособности организаций в современных рыночных условиях

В статье рассматриваются такие понятия, как конкуренция и конкурентоспособность, роль анализа и оценки конкурентоспособности организаций в современных рыночных условиях.

Экономические институты и их роль в современной рыночной экономике

В статье описаны основные экономические институты, а также рассматривается их роль в современных рыночных условиях. Проанализированы положительные и негативные факторы экономических институтов, влияющие на экономику.

Понятие и влияние конкуренции и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики

В статье автор анализирует понятие и влияние конкуренции и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики.

Реклама как инструмент конкурентной борьбы

В статье рассмотрена сущность таких понятий, как «реклама» и «конкуренция». Реклама представлена одним из инструментов конкурентной борьбы. Выявлены пути повышения эффективности рекламы.

Конкурентная стратегия: разработка и реализация

В статье проанализированы теоретические аспекты сущности конкурентной стратегии, а также особенностей ее разработки и реализации.

Экономическая безопасность в условиях глобализации: вызовы и последствия

В статье рассмотрено понятие экономической безопасности. Определены угрозы, вызовы и риски в условиях глобализации, а также предложены пути решения вопросов устранения финансово-экономических угроз и их носителей.

Теоретические основы конкуренции

В данной статье изучены теоретические аспекты конкуренции и конкурентоспособности. Также рассмотрены виды рынков конкуренции и факторы её возникновения.

К вопросу о сущности монополии

В статье авторы рассматривают, как монополия влияет на экономические отношения и экономику рынка в целом. Приводят основные понятия, плюсы и минусы монополизации рынка в экономике, и приводят способы решения данной проблемы.

Основные стратегии повышения конкурентоспособности предприятия

В данной статье рассмотрены определения, способствующие формированию основных стратегий повышения конкурентоспособности предприятия.

Конкурентоспособность организации

Данная статья посвящена конкурентоспособности, ее значению для предприятий в современных реалиях. Рассмотрены фундаментальные условия устойчивости и развития компании Отражены пути повышения конкурентоспособности предприятия. Особое внимание уделено ...

Задать вопрос