Конкуренция как социально-экономическое и правовое явление
Автор: Сокуренко Кирилл Германович
Рубрика: Финансовое право
Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (5) май 2018 г.
Дата публикации: 26.04.2018
Статья просмотрена: 3554 раза
Библиографическое описание:
Сокуренко, К. Г. Конкуренция как социально-экономическое и правовое явление / К. Г. Сокуренко. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2018. — № 3 (5). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/91/3320/ (дата обращения: 22.11.2024).
Одним из главных признаков рыночной экономики является противоречие и столкновение интересов участников предпринимательской деятельности.
Конкуренция как социально-экономическое явление заключается в борьбе независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Конкуренция является экономическим процессом взаимодействия и борьбы действующих на рынке предприятий, направленная на обеспечение лучших возможностей для сбыта предлагаемого покупателям товара и оказания услуг.
Конкуренция товаропроизводителей характерна также и для внешней экономики, так как для успешной деятельности на внешнем рынке, необходимо повышение конкурентоспособности отечественных товаров. При импорте товаров на территорию нашей страны, действующая конкуренция среди иностранных продавцов, позволяет добиваться более выгодных условий купли-продажи.
Конкуренция является многогранным понятием, которое невозможно охарактеризовать единым определением.
Основным тезисом, который будет выдвигаться и поддерживаться автором настоящего эссе, будет выступать тезис о том, что: «Несмотря на правовое значение конкуренции, ее социально-экономическая роль является преобладающей».
Итак, конкуренция представляет собой основную сущностную черту товарного производства, способ экономического развития, а также стихийный регулятор общественного производства.
Как социально-экономическое явление, конкуренции присущи, как положительные, так и отрицательные черты.
Положительными сторонами конкуренции являются следующие:
Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны:
‒ способствует развитию научно-технического прогресса, так как постоянно заставляет производителей товаров, работ услуг внедрять новейшие технологии, а также более рационально использовать имеющиеся ресурсы.
‒ В условиях конкурентной борьбы на второй план отходят некачественные товары, устаревшее производство и техника;
‒ в результате конкурентной борьбы снижаются издержки производства, приостанавливается рост цен на товары, а в некоторых случаях цены снижаются вообще;
‒ конкурентная борьба выравнивает норму прибыли на уровень заработной платы. [4, с. 35.]
Среди негативных сторон конкуренции можно отметить следующие из них:
‒ делает осуществление предпринимательской деятельности нестабильным, создает условия для развития и повышения уровня инфляции, безработицы,
‒ приводит к несправедливому распределению полученных в результате предпринимательской деятельности доходов,
‒ может приводить к избыточному производству товаров, а также недозагрузке производственных мощностей в моменты производственных спадов.
Несмотря на социально-экономическую характеристику конкуренции, которая была приведена выше, ей присуще также и определенное юридическое содержание.
По мнению автора настоящего эссе, правовое значение конкуренции заключается в следующем.
Во-первых, конкуренция представляет собой социальный регулятор, на основании регулируется поведение различных субъектов. В этом смысле конкуренция формирует общественные правила поведения людей. В свою очередь, право, как основной элемент системы социального регулирования, осуществляет взаимодействие с конкуренцией и производит ее регулирование нормами права.
Несмотря на это, право и закон не могут заменить конкуренцию, что наглядно видно в экономике на примере регулирования цен на товары, работы, услуги.
Именно конкуренция, а не предписания правовых норм и административные установления, в большинстве случаев, является наиболее естественным и эффективным регулятором цен.
Во-вторых, правовая сторона конкуренции заключается в том, что юридической предпосылкой конкуренции служит свобода экономической деятельности, которая закреплена в части 1 статьи 8 Конституции РФ, с сопутствующими ей элементами:
‒ свобода договора,
‒ свобода предпринимательства,
‒ свобода конкуренции. [1]
Фундаментальные положения данной конституционной нормы более подробно характеризуются в антимонопольном и гражданском законодательстве.
Судебная арбитражная практика свидетельствует о том, что суд, в большинстве случаев, принимают за основу при вынесении решений по хозяйственным спорам конституционный принцип свободы экономической деятельности и свободы конкуренции.
В-третьих, конкурентная борьба хозяйствующих субъектов содействует реализации прав потребителей (например, права на выбор товаров (работ, услуг) или на получение информации).
При отсутствии конкуренции на рынке товаров, работ и услуг, вышеперечисленные права потребителя существенно ограничиваются.
Именно потребитель считается ключевым участником процесса конкуренции, так как его правомерное поведение, является важным элементом конкурентной борьбы.
В-четвертых, правомерная конкуренция, которая разрешена на законодательном уровне, способствует независимой деятельности субъектов предпринимательской деятельности соответствующего сегмента рынка. В условиях конкуренции, хозяйствующие субъекты с помощью законных средств, стремятся получить наиболее выгодные условия производства и сбыта.
Несмотря на правовой характер понятия конкуренция, предпринимательская деятельность, легальное определение которой содержится в пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ отличается от понятия конкуренция. [2, ст. 3301.]
Для конкуренции важным моментом является состязательность, наличие соперников в соответствующем сегменте рынка, за счет которых достигаются поставленные цели.
В свою очередь, предпринимательская деятельность может осуществляться и при отсутствии конкуренции (например, в условиях естественной монополии. [6, с.59.]
Кроме того, правовой характер конкуренции при достижении предпринимателями поставленной цели заключается в том, что способы достижения таких целей не должны противоречить требованиям действующего законодательства, обычаям делового оборота, недопустимым является также противозаконное использование интеллектуальной собственности.
В-пятых, конкуренция представляет собой общественные отношения, которые складываются между субъектами предпринимательской деятельности, что составляет предмет правового регулирования.
Предпринимательские правоотношения являются урегулированными нормами права, которые содержатся в различных актах действующего законодательства (антимонопольного, гражданского и пр.) В результате урегулирования правовыми нормами, конкурентные правоотношения приобретают свою юридическую форму, что составляет правовую сторону конкуренции.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. [3, ст. 34.]
Правовое значение конкуренции вышеприведенного понятия «конкуренция», которое содержится в антимонопольном законодательстве, по мнению А. В. Юданова, выражается в следующем:
‒ в результате конкурентной борьбы создаются необходимые условия для деятельности антимонопольного законодательства;
‒ недобросовестные проявления конкуренции (например, ее устранение или недопущение) представляют собой противоправные наказуемые деяния;
‒ сформировавшиеся в процессе борьбы на конкретном рынке обычаи делового оборота являются образцом при выявлении случаев недобросовестной конкуренции;
‒ содействие развитию конкуренции является на сегодняшний день одной из основных задач антимонопольного органа;
‒ конкурентная борьба в соответствующем сегменте рынка, является критерием при осуществлении государственного антимонопольного контроля. [7, с. 12.]
Итак, убедившись в преобладающем социально-экономическом характере конкуренции, в заключении настоящего эссе необходимо сделать следующие выводы.
Основная задача государственного антимонопольного регулирования заключается в обеспечении надежных, безотказных мер влияния экономической системы на изменение условий рынка. Антимонопольная политика государства, включает разработку антимонопольного законодательства и контроль за его осуществлением.
Проблема заключается в том, что бизнес располагает значительным практическим мировым опытом конкурентной борьбы. Имеется возможность без дополнительного теоретического изучения и самостоятельных разработок, усвоить сформировавшиеся в практике варианты решения проблемы.
В сложившихся условиях конкурентной борьбы, выходом из ситуации является выделение наиболее ценного в имеющейся практике и формирование на этой основе таких приемов и методов конкуренции, которые:
‒ с одной стороны, отвечали бы особенностям развития конкретного производства,
‒ с другой — сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) //Российская газета. -1993. — № 237.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 29.12.2017)//СЗ РФ. — 1994. — № 32.
- Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (в ред. от 29.07.2017)// СЗ РФ. — 2006. — № 31. — Ст. 34.
- Буданова И. Б. Антимонопольное законодательство России. // «Общество и экономика». — 2013. — № 2.
- Никеров Г. Н. Монополия и антимонопольная политика «у них» и «у нас» // «Вопросы экономики». — 2015. — № 11.
- Паращук, С. А. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции и монополии) Текст. / С. А. Паращук. М.: Городециздат. — 2012. — 90 с.
- Юданов А. В. Теория конкуренции: прикладной аспект // «Мировая экономика и международные отношения». — 2014. — № 5.