Введение
Конкуренция является важнейшим понятием экономической теории. Данный термин происходит от латинского слова «concurrentia», что означает «столкновение, соревнование». Понятие многогранно и трактуется учеными-экономистами по-разному.
Под конкуренцией можно понимать элемент рыночного механизма, который состоит из действий компаний, вступающих в борьбу за обеспечение наиболее оптимальных условий для удовлетворения потребностей как производителей, так и потребителей [3]. Невозможно не отметить вклад в экономическую науку шотландского экономиста Адама Смита, который рассматривал конкуренцию как «невидимую руку» рынка, которая самостоятельно осуществляет рыночное регулирование [2].
Принято выделять четыре основных типа рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Данные типы различаются по степени монополизации рынка, количеству конкурирующих фирм, их возможности влиять на установление цены, доступу к информации и другим критериям.
Функции конкуренции определяют её важнейшую роль в экономике. Наиболее часто выделяются шесть функций конкуренции: регулирующая, аллокационная, инновационная, адаптационная, распределительная и контролирующая. Каждая из них важна для развития как фирмы, так и экономики в целом: распределительная функция означает, что конкуренция способствует установлению баланса между главными механизмами рынка, то есть между спросом и предложением; аллокационная функция заключается в том, что экономическая конкуренция способствует размещению фирм там, где они будут наиболее полезны; инновационная функция стимулирует производителей активно использовать достижения научно-технического прогресса в процессе производства; адаптационная функция означает способность производителей приспосабливаться к рыночным условиям и циклам; распределительная функция способствует рассредоточению товаров и услуг между потребителями, а также прибыли между фирмами; контролирующая функция препятствует чрезмерной монополизации рынка [1].
Таким образом, рассмотрение функций доказывает колоссальную роль конкуренции в развитии экономики.
Анализ ключевых показателей
Рассмотрим уровень конкуренции в Российской Федерации. В фокусе анализа находится общий оборот организаций и распределение оборота малых предприятий по видам экономической деятельности за 2023 год. Анализ данных свидетельствует о незначительной доле оборота малых предприятий в совокупном обороте по большинству рассматриваемых отраслей экономики. Исключение составляет сектор строительства, где малый бизнес демонстрирует доминирующие позиции. Несмотря на то, что данный показатель требует комплексной оценки, он служит инструментом для распределения отраслей по уровню конкурентной напряжённости: между вкладом малых предприятий в общий оборот и интенсивностью конкуренции существует прямая зависимость. Таким образом, результаты исследовательского анализа позволяют предположить наличие устойчивой конкурентной среды в строительной отрасли, в то время как в прочих секторах могут наблюдаться ограничения для развития конкуренции. Проиллюстрируем результаты аналитической работы на рис. 1.
Рис. 1. Общий оборот и оборот малых предприятий по отраслям на 2023 год [5]
Изучение динамики доли оборота малых предприятий за период с 2018 по 2023 год предоставит возможность для более глубокого анализа вопроса и формулирования прогнозов и тенденций.
На основании данных, представленных на рис. 2, можно выявить сложности в регулировании конкурентной среды. Анализ динамики показывает, что в определённые периоды роста общего оборота наблюдалось сокращение доли оборота предприятий малого бизнеса. Данная тенденция может означать усиление рыночной концентрации: часть малых фирм, не выдержав конкурентного давления, покинула рынок, в то время как оставшиеся предприятия малого бизнеса столкнулись с ограничениями роста оборота вследствие доминирующей позиции крупных производств, занявших значительную долю рынка.
Рис. 2. Динамика общего оборота и оборота малых предприятий [5, 6]
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что обеспечение конкурентных условий и реализация эффективной антимонопольной политики остаются приоритетными направлениями государственного регулирования экономики в Российской Федерации. Ключевой практической задачей является разработка и внедрение мер, направленных на стимулирование предпринимательской активности и защиту малого бизнеса, что является необходимым условием для устойчивого долгосрочного экономического роста.
Кроме того, анализ показывает, что конкурентная среда некоторых рынков Российской Федерации сталкивается с вызовами, решение которых требует комплексного воздействия.
К таким вызовам относятся низкая конкурентоспособность отечественных фирм, которая связана в первую очередь с использованием старого оборудования, отсутствие должного финансирования и распространение теневой конкуренции.
В связи с этим предлагается ряд направлений для решения задач:
- Внедрение модели «Технология как услуга»: данная модель стимулирует фирмы брать оборудование в аренду вместо того, чтобы единоразово приобретать новое. Это будет способствовать распределению новейших технологий не только между фирмами центральных регионов, но и между предприятиями провинциальных городов [7];
- Изменение распределения государственного бюджета на уровне органов власти;
- Привлечение инвесторов, стимулирующих развитие производства и решение проблемы недостаточного финансирования;
- Поддержка стартапов, направленных на разработку новых технологий и их введение в производственный процесс;
- Введение оптимальных налоговых ставок, которые будут стимулировать людей переходить с теневой экономики на ведение обычной, законной экономической деятельности, а также выявление нарушений и применение санкций с использованием инновационных технологий (например, адаптация системы предиктивного анализа цепочек поставок, основанной на теории вероятности и прогнозировании поведения объекта исследования, под решение данных вопросов. Данная адаптация может состоять в том, что технология будет использовать спутниковые снимки, данные видеонаблюдения и нейросетевой анализ для обнаружения отклонений между фактической и заявленной экономической активностью, что позволит усилить контроль за подозрительными объектами экономической деятельности. Дополнительное стимулирование может быть обеспечено через систему рейтингов, где высокий балл добросовестности предоставляет субъектам экономические льготы [4]).
Заключение
В процессе проведения аналитической работы удалось доказать актуальность тематики. Конкуренция является важной движущей силой рынка, и поддержание конкурентоспособной среды остается одним из приоритетных направлений деятельности государства в экономике. На основе анализа и рассмотрения главных вызовов, а также способов их решения, выявлено, что тенденции для конкуренции в Российской Федерации в основном положительны: существующие вопросы решаются в условиях государственной деятельности с использованием инновационных методов и технологий, а Федеральная антимонопольная служба как главный орган по охране конкурентной среды проводит уже существующие мероприятия и вводит новые механизмы для достижения наилучших результатов.
Литература:
- Конкуренция в экономике и ее сущность, задачи и функции в современном мире [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_57182205_35007302.pdf (дата обращения: 19.11.2025)
- «Невидимая рука» Адама Смита и проблема гибкости трудовых отношений: неоконченная дискуссия [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_47363835_48972299.pdf (дата обращения: 17.11.2025)
- Понятия «Конкуренция» и «Ненадлежащая конкуренция» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32413172_65770394.pdf (дата обращения: 17.11.2025)
- Предиктивная экономика в управлении цепями поставок [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prediktivnaya-analitika-v-upravlenii-tsepyami-postavok/viewer (дата обращения: 28.11.2025)
- Регионы России. Социально-экономические показатели. Стат. сб. / Росстат. — М., 2024. 1081 с. [Электронный ресурс]. — URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2024.pdf (дата обращения: 26.11.2025)
- Регионы России. Социально-экономические показатели. Стат. сб. / Росстат. — М., 2023. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 26.11.2025)
- The Benefits of Technology as a Service (TaaS) | ArcherPoint [Электронный ресурс]. — URL: https://archerpoint.com/technology-as-a-service/ (дата обращения: 29.11.2025)

