Формирование и развитие законодательства о конкуренции и монополии в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (414) май 2022 г.

Дата публикации: 11.05.2022

Статья просмотрена: 358 раз

Библиографическое описание:

Прошляков, И. Д. Формирование и развитие законодательства о конкуренции и монополии в России / И. Д. Прошляков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 312-315. — URL: https://moluch.ru/archive/414/90899/ (дата обращения: 17.12.2024).



Одним из важнейших условий функционирования рыночной экономики является существование конкуренции. С точки зрения экономики [1] и действующего законодательства [2] , конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов за наиболее выгодные условия хозяйствования, при котором ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на определенный товарный рынок. Поскольку данное явление представляет собой соперничество, можно сделать вывод, что конкуренция — отношение между хозяйствующими субъектами, регулируемое, прежде всего, нормами права. В силу этого существует отдельное законодательство о конкуренции и монополии.

Законодательство о конкуренции и монополии в России, существовавшее на рубеже XIX XX веков и в советский период

Рубеж XIX–XX веков характеризуется тем, что происходит достаточно быстрый рост промышленности, торговли и финансовой деятельности, вызванный результатами проводившихся во второй половине XIX века реформ, открытия и разработки новых месторождений полезных ископаемых, промышленным развитием и иными причинами. Вследствие этого имеющийся на тот момент времени объем нормативных правовых актов, регулирующих конкуренцию и монополию, был недостаточным. Правовые нормы, закрепленные этими актами, начинали отставать от реальной действительности. По этой причине возникала необходимость в усовершенствовании правового регулирования. Различные ученые предлагали варианты решения тех проблем, которые существовали в тот период времени в области конкуренции и монополии. Например, И. И. Янжул [3] сформулировал идею о необходимости создания такой системы, в которой специальное административное ведомство экономического направления осуществляло контроль за крупными хозяйствующими субъектами и картельными соглашениями. Такая идея была воспринята властью и была положена в основу Правительственного законопроекта о синдикатах и трестах в 1916 году [4]. Но в полной мере претворить такую систему в реальность оказалось невозможным вследствие революции 1917 года. Тем не менее, 8 сентября 1916 года был принят Закон «Об уголовной ответственности торговцев и промышленников за повышение цен на предметы продовольствия или необходимой потребности», в соответствии с которым создавался антимонопольный административный механизм [4].

В 1917 году в России произошли революционные изменения, в ходе которых была установлена советская власть. Вследствие принятия курса на монополизацию экономики государством правовое регулирование конкуренции и монополии изменяется кардинальным образом. Поскольку конкуренция и монополия — явления, которые характерны для рыночной экономической системы, а советское государство начало перестраивать экономику на начала командной экономической системы, то правовое регулирование конкуренции и монополии перестает осуществляться. Однако государство в 1922 году возвращает определенные механизмы рынка в виде проведения новой экономической политики. В период двадцатых годов двадцатого века были приняты отдельные акты и правовые нормы, касающиеся регулирования конкуренции и монополии, в частности: Декрет о трестах от 17 июля 1923 года [5]; установление составов преступлений в УК РСФСР 1922 года [6] и УК РСФСР 1926 года [7], которые устанавливали уголовную ответственность за искусственное повышение цен на товары путем сговора или стачки торговцев между собой или путем намеренного невыпуска товаров, а также за злостное повышение цен на товары и за другие преступления. С окончанием проведения новой экономической государство начинает полностью осуществлять контроль за экономикой и, соответственно, становится единственным монополистом в экономике.

Ситуация, когда государство являлось единственным монополистом в экономике, сохранялась до середины восьмидесятых годов двадцатого века. В ходе проведения экономических реформ постепенно стали вводиться определенные элементы рыночной экономики. Соответственно, конкуренция и монополия как объекты правового регулирования стали также регулироваться. В частности, это отражается в принятии соответствующих нормативных правовых актов: Закона СССР от 30 июня 1987 года «О государственном предприятии (объединении)» [8]; Закона СССР от 19 ноября 1986 года «Об индивидуальной трудовой деятельности» [9]; Закона СССР от 26 мая 1988 года «О кооперации в СССР» [10]. Эти законы способствовали возрождению конкуренции в экономике и демонополизации государственного участия в экономике.

Необходимо отметить, что 22 марта 1991 года был принят Закон РСФСР № 948–1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [11]. Данный закон раскрывал понятие монополистической деятельности, определял формы недобросовестной конкуренции, задачи, функции, полномочия Антимонопольного комитета РСФСР. Необходимо отметить, что настоящий закон действует и на данный момент времени в той части, которая определяет, что такое аффилированные лица, кто относится к аффилированным юридическим лицам, к аффилированным лицам, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

Законодательство о конкуренции и монополии Российской Федерации

Анализ данного периода времени необходимо начать, по нашему мнению, с анализа положений Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ), принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. В частности, часть 1 статьи 8 Конституции РФ [12] закрепляет основы рыночной экономики: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Часть 2 статьи 34 Конституции РФ [13] определяет, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В соответствии с пунктом ж) статьи 71 Конституции РФ [14] в предмете ведения Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка. Кроме того, часть 1 статьи 74 Конституции РФ [15] закрепляет запрет на установление на территории Российской Федерации таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Исходя из анализа конституционных норм, можно сделать вывод, что государство напрямую закрепляет основы рыночной системы, основы законодательства о конкуренции и монополии. Закрепляя запрет на формирование монополии и ведение недобросовестной конкуренции, Конституция РФ таким образом охраняет одно из экономических прав, принадлежащих человеку и гражданину Российской Федерации.

Данные конституционные положения в дальнейшем конкретизируются в иных нормативных правовых актах. В частности, дальнейшее развитие законодательства о конкуренции и монополии можно увидеть в принятии следующих нормативных правовых актов: первой части Гражданского кодекса Российской Федерации, в пункте 1 статьи 10 которого не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке [16]; Федерального закона от 17 августа 1995 года «О естественных монополиях» [17], который сформировал отдельную сферу правового регулировании в области конкуренции и монополии; Федерального закона от 13 марта 2006 года «О рекламе» [18], который определяет правовое регулирование отношений в сфере рекламы как непосредственного регулятора конкуренции на рынке; Уголовного кодекса Российской Федерации, статья 169 которого предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, а статья 178 — за ограничение конкуренции [19] и другими.

Необходимо отметить, что 26 июля 2006 года был принят Федеральный закон «О защите конкуренции» [20] (далее — ФЗ «О защите конкуренции»), который обладает кодифицирующим характером, поскольку он регулирует антимонопольное регулирование и конкурентный контроль на товарных рынках и на рынках банковских услуг, вследствие чего был устранен дуализм антимонопольного законодательства, существовавший ранее.

В настоящий момент времени в ФЗ «О защите конкуренции» было внесено немалое количество изменений. Наиболее крупные изменения называют «антимонопольными пакетами», так как они вносят изменения не только не в ФЗ «О защите конкуренции», но и в другие нормативные правовые акты. На данный момент времени было принято четыре «антимонопольных пакета»: «первым антимонопольным пакетом» именуется принятие в 2006 году самого ФЗ «О защите конкуренции»; в ходе принятия в 2009 году «второго антимонопольного пакета» был регламентирован порядок проведения проверок соблюдения антимонопольного законодательства, разграничены «горизонтальные» и «вертикальные» антиконкурентные соглашения и были внесены другие изменения; в ходе принятия в 2012 году «третьего антимонопольного пакета» было уточнена сфера применения ФЗ «О защите конкуренции», введены новые институты предупреждения и предостережения и были внесены другие изменения; в ходе принятия «четвертого антимонопольного пакета» в 2015 году был отменен реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке выше 30 %, уточнены понятия «вертикального соглашения», «картеля покупателя» и были внесены другие изменения. Также необходимо отметить, что предполагается в будущем принятие «пятого антимонопольного пакета», который будет направлен на регулирование конкуренции и монополии в цифровой среде.

Стоит отметить, что законодательство о конкуренции и монополии в России имеет достаточно богатую историю, и к настоящему моменту времени является достаточно эффективным, объемным и соответствующим практике. Многие проблемы, существовавшие ранее, были устранены принятием действующих нормативных правовых актов. Кроме того, как уже было выше сказано, в связи с изменением жизни законодательство о конкуренции и монополии также предполагается изменить. Но в то же время нужно не забывать о разрешении существующих проблем и учитывать их при изменении или принятии новых нормативных правовых актов.

Литература:

  1. Экономика. Учебник для студентов естественных и гуманитарных факультетов / Под ред. Н. П. Кононковой, 2018, С.135
  2. Пункт 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // СПС Консультант Плюс
  3. Янжул И. И. Промысловые синдикаты или предпринимательские союзы для регулирования производства преимущественно в Соединенных Штатах Северной Америки. СПб., 1895
  4. Писенко К. А., Бадмаев Б. Г., Казарян К. В. Антимонопольное (конкурентное) право: учебник // СПС КонсультантПлюс. 2014.
  5. Декрет от 17.07.1923 «О государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (трестах), находящихся в управлении местных органов» // СПС Консультант Плюс
  6. Уголовный кодекс РСФСР от 01.06.1922 // СПС Консультант Плюс
  7. Уголовный кодекс РСФСР от 22.11.1926 // СПС Консультант Плюс
  8. Закон СССР от 30.06.1987 № 7285-XI «О государственном предприятии (объединении)» // СПС Консультант Плюс
  9. Закон СССР от 19.11.1986 № 6050-XI «Об индивидуальной трудовой деятельности» // СПС Консультант Плюс
  10. Закон СССР от 26.05.1988 № 8998-XI «О кооперации в СССР» // СПС Консультант Плюс
  11. Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948–1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // СПС Консультант Плюс
  12. Часть 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС Консультант Плюс
  13. Часть 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС Консультант Плюс
  14. Пункт ж) статьи 71 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС Консультант Плюс
  15. Часть 1 статьи 74 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС Консультант Плюс
  16. Пункт 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 26.10.2021) // СПС Консультант Плюс
  17. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О естественных монополиях» // СПС Консультант Плюс
  18. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О рекламе» (с изм.и доп., вступ. в силу с 25.08.2021) // СПС Консультант Плюс
  19. Статья 169, 178 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021) // СПС Консультант Плюс
  20. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // СПС Консультант Плюс
Основные термины (генерируются автоматически): Конституция РФ, монополия, Российская Федерация, конкуренция, момент времени, СССР, акт, недобросовестная конкуренция, Россия, рыночная экономика.


Похожие статьи

Институт конфликта интересов в механизме противодействия коррупции на муниципальной службе

В статье рассматривается такой новый инструмент противодействия коррупции, как конфликт интересов. Сделан вывод о том, что конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная прямая или косвенная заинтересованность служащего влияет или...

Соглашение о неконкуренции как способ защиты интересов работодателя

Современное трудовое право развивается, меняется и совершенствуется в условиях глобализации, а также интеграции социальных и экономических процессов. В связи с этим, правовое регулирование общественных отношений, в том числе отношений, связанных с тр...

Ограничения частной собственности на землю

В статье рассматриваются основные ограничения частной собственности на землю на законодательном уровне. Ограничения являются важной составной частью земельного права, поскольку без них трудно было бы представить управление и контроль государства земе...

Некоторые проблемы правового регулирования естественных монополий в России

В статье автор предлагает рассмотреть некоторые аспекты правового регулирования естественных монополий, при этом определяя ключевые признаки, позволяющие относить хозяйствующих субъектов к субъектам естественных монополий. Также выявляется ряд пробле...

Договор купли-продажи, его виды и их общая характеристика

В данной статье рассматривается один из наиболее распространенных договоров гражданского права — договор купли-продажи. Мы сталкиваемся с куплей-продажей каждый день, а потому важно четко понимать, что купля-продажа является гражданско-правовым отнош...

Современные проблемы предприятий: региональный аспект

Движущей силой рыночной экономики является предпринимательство. Национальная экономика современных государств базируется на различных типах субъектов предпринимательства, основное звено которых — малые, средние и крупные предприятия. Сложное и неопре...

Корпоративное соглашение с кредиторами юридического лица в российском праве: проблемы правового регулирования

Статья посвящена анализу нового способа защиты интересов кредиторов корпорации, а именно соглашениям участников юридического лица кредиторами об осуществлении участниками своих корпоративных прав. В работе исследуются схожие договорные конструкции, и...

Соотношение злоупотребления правом с другими видами правового поведения

Статья посвящена исследованию такого правового явления, как злоупотребление правом. В статье делается вывод, что злоупотребление правом имеет признаки как правомерного, так и противоправного поведения, но тем не менее, ни к тому, ни к другому его отн...

Особенности ценообразования в условиях рыночной конкуренции

Ценообразование — это комплексный процесс, в котором необходимо учитывать большое количество факторов: политику и задачи предприятия, результаты маркетинговых исследований, действия конкурентов, психологию потребителей, действующее законодательство и...

Защита прав в административном процессе: ретроспектива развития

Судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти является важной гарантией соблюдения прав и свобод человека. В демократическом государстве каждый гражданин должен иметь возможность контролировать действия тех, кто им управляет, а в с...

Похожие статьи

Институт конфликта интересов в механизме противодействия коррупции на муниципальной службе

В статье рассматривается такой новый инструмент противодействия коррупции, как конфликт интересов. Сделан вывод о том, что конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная прямая или косвенная заинтересованность служащего влияет или...

Соглашение о неконкуренции как способ защиты интересов работодателя

Современное трудовое право развивается, меняется и совершенствуется в условиях глобализации, а также интеграции социальных и экономических процессов. В связи с этим, правовое регулирование общественных отношений, в том числе отношений, связанных с тр...

Ограничения частной собственности на землю

В статье рассматриваются основные ограничения частной собственности на землю на законодательном уровне. Ограничения являются важной составной частью земельного права, поскольку без них трудно было бы представить управление и контроль государства земе...

Некоторые проблемы правового регулирования естественных монополий в России

В статье автор предлагает рассмотреть некоторые аспекты правового регулирования естественных монополий, при этом определяя ключевые признаки, позволяющие относить хозяйствующих субъектов к субъектам естественных монополий. Также выявляется ряд пробле...

Договор купли-продажи, его виды и их общая характеристика

В данной статье рассматривается один из наиболее распространенных договоров гражданского права — договор купли-продажи. Мы сталкиваемся с куплей-продажей каждый день, а потому важно четко понимать, что купля-продажа является гражданско-правовым отнош...

Современные проблемы предприятий: региональный аспект

Движущей силой рыночной экономики является предпринимательство. Национальная экономика современных государств базируется на различных типах субъектов предпринимательства, основное звено которых — малые, средние и крупные предприятия. Сложное и неопре...

Корпоративное соглашение с кредиторами юридического лица в российском праве: проблемы правового регулирования

Статья посвящена анализу нового способа защиты интересов кредиторов корпорации, а именно соглашениям участников юридического лица кредиторами об осуществлении участниками своих корпоративных прав. В работе исследуются схожие договорные конструкции, и...

Соотношение злоупотребления правом с другими видами правового поведения

Статья посвящена исследованию такого правового явления, как злоупотребление правом. В статье делается вывод, что злоупотребление правом имеет признаки как правомерного, так и противоправного поведения, но тем не менее, ни к тому, ни к другому его отн...

Особенности ценообразования в условиях рыночной конкуренции

Ценообразование — это комплексный процесс, в котором необходимо учитывать большое количество факторов: политику и задачи предприятия, результаты маркетинговых исследований, действия конкурентов, психологию потребителей, действующее законодательство и...

Защита прав в административном процессе: ретроспектива развития

Судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти является важной гарантией соблюдения прав и свобод человека. В демократическом государстве каждый гражданин должен иметь возможность контролировать действия тех, кто им управляет, а в с...

Задать вопрос