Конкурентная стратегия: разработка и реализация | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 14.04.2023

Статья просмотрена: 203 раза

Библиографическое описание:

Канатаев, Абай Алиаскарулы. Конкурентная стратегия: разработка и реализация / Абай Алиаскарулы Канатаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 128-130. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101602/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье проанализированы теоретические аспекты сущности конкурентной стратегии, а также особенностей ее разработки и реализации.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентная стратегия, стратегическое управление.

Выход на новый рынок, максимизация прибыли в долгосрочном периоде, наращивание показателей производительности труда, удержание целевых клиентов, развитие ассортимента — эти и многие иные цели ставит перед собой любая современная компания.

Добиться того или иного желаемого результата и помогает конкурентная стратегия, как четко сформулированный план действий, который помогает получить в разрезе поставленных целей положительный экономический эффект. Конкурентная стратегия диктует условия для системной и согласованной работы менеджеров и делает взаимодействие между подразделениями органичными и взаимосвязанным.

В целом правильно выбранная и реализованная стратегия конкуренции — это один из главных факторов, определяющих не только «выживание» бизнеса, но и программирующих будущую его успешность в долгосрочной перспективе.

Рассматривая деятельность казахстанских предприятий, можно сказать, что конкурентные стратегии разрабатывают в основном крупные компании в рамках своих корпоративных политики управления. При этом, небольшие предприятия пренебрегают разработкой конкурентной стратегии, используя в своей практике только лишь общие корпоративные стратегии развития. Что, по нашему мнению, не дает им возможности добиться больших успехов на целевых рынках.

Суть разработки стратегии исходит из самой природы конкуренции: стратегия отражает образ будущего, к которому должна стремиться компания. Его можно описать словами, оформить, а затем сформулировать таким образом, чтобы достичь желаемого состояния сущности в ее различных аспектах. Она проявляется в стратегическом управлении и конкретных планах стратегического развития.

Стратегическое управление предполагает выбор нескольких альтернативных путей для достижения цели. Акцент, который компании делают на стратегическом планировании, основан на предположении, что хорошо продуманные конкурентные стратегии дают хорошие результаты и значительный экономический эффект [1].

По словам Майкла Портера, «конкурентная стратегия заключается в том, чтобы отличать себя от других. Это означает сознательный выбор другого набора активов, чтобы предложить уникальную ценность рынку [2, с.17–19].

В работе Портер М. «Конкурентная стратегия» в 1985 г. ввел такую концепцию, как универсальные стратегии, выделив три их основных типа потенциально успешных стратегий (рис.1).

Матрица Портера «Три базовых варианта стратегий» [2, с.75].

Рис. 1. Матрица Портера «Три базовых варианта стратегий» [2, с.75].

Концепцией разработки конкурентной стратегии для субъекта хозяйствования является определенного рода алгоритм действий, который направлен на достижение позитивного экономического эффекта за счет значительного усиления конкурентной позиции компании.

Разработка и последующая реализация конкурентной стратегии осуществляется путем последовательного выполнения восьми основных этапов (рис. 2).

Стоит отметить тот факт, что универсального метода разработки конкурентной стратегии в теории и практики не существует.

По мере развития любого целевого рынка требуется внесение тех или иных необходимых корректировок в конкурентный план действий субъекта хозяйствования. При этом, существует определенный инструментарий, применяемый на протяжении достаточно долгого периода времени для поиска необходимого направления конкурентной борьбы. Этапы разработки конкурентной стратегии [3]

Рис. 2. Этапы разработки конкурентной стратегии [3]

Ключевыми инструментами разработки конкурентной стратегии субъекта хозяйствования являются:

— модель Абеля,

— STEP-анализ,

— SWOT-анализ,

— модель «пяти сил Портера»,

— портфельные методы анализа (BCG, McKinsey, матрица Ансоффа и пр.),

— методы стратегического маркетинга (модели 4Р/4С, 7Р/7С, карты конкурентного позиционирования и пр.).

Также важно подчеркнуть, что для разработки и реализации конкурентной стратегии крайне важно иметь определенные организационные условия, поскольку успешная реализация компанией конкурентной стратегии невозможна в том случае, когда ее не поддерживают сотрудники на всех уровнях организации.

Поэтому все реализуемые мероприятия в части создания организационных условий для реализации конкурентной стратегии, должны обязательно быть оформлены инструментарием деятельного подключения персонала, повышением стимулирования трудовой деятельности и активной мотивации сотрудников, инструментарием социально-психологического интегрирования.

Также целесообразно решить вопрос о конкретных формах проведения тех или иных мероприятий и процедур, определить основные управленческие задачи [4, с.74–83].

Современный этап развития теории и практики конкуренции, безусловно, тесно связан с процессом стратегического планирования, при реализации которого для развития предприятия, разрабатывают стратегии.

Конкурентная стратегия — не что иное, как особый инструмент в руках каждого топ менеджера, который помогает в достижении всего спектра поставленных целей.

Правильно разработанная стратегия — это особая интеллектуальная модель развития компании, получаемая в результате проведения большого числа аналитически процедур. Тогда, когда качество данного процесса высокое, то, существует большая вероятность того, что будет высоким и качество итогового результата.

Универсального метода разработки конкурентной стратегии в теории и практики не существует, поэтому каждая компания выбирает свой собственный путь в зависимости от сферы деятельности, целей и имеющихся ресурсов, опыта стратегического управления.

Литература:

  1. Полетило А. И. Сущность и виды конкурентных стратегий [Электронный ресурс] Режим доступа: https://core.ac.uk/download/pdf/290232951.pdf (Дата обращения: 10.02.2023)
  2. Портер М. Е. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов /М. Е. Портер. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2019. — 454 с.
  3. Шалгин В. О., Севастьянов И. М. Этапы разработки и реализации конкурентной стратегии. — 2021.
  4. Сурат И. Л., Хайк М. «Организационные условия реализации конкурентной стратегии фирмы» Вестник экспериментального образования, Вып. № 3 (16). — 2018. — С. 74–83.
Основные термины (генерируются автоматически): конкурентная стратегия, стратегическое управление, BCG, компания, стратегическое планирование, стратегия, универсальный метод разработки.


Похожие статьи

Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности организации, и ее значение для деятельности предприятия. Проанализированы методы оценки конкурентоспособности фирмы, а также выявлены различные подходы к определению конкурентной стратегии.

Ценовая стратегия предприятия: формирование и реализация

В статье раскрывается содержание понятия «ценовая стратегия». Описаны особенности формирования ценовой стратегии предприятия в зависимости от типа рынка. Даны методические рекомендации по реализации ценовой стратегии с учетом изменения множества внут...

Реклама как инструмент конкурентной борьбы

В данной статье рассмотрено понятие «реклама», проанализированы функции рекламы и методы расчета ее эффективности, а также ее значимость в конкурентной борьбе за клиента.

Реклама как инструмент конкурентной борьбы

В статье рассмотрена сущность таких понятий, как «реклама» и «конкуренция». Реклама представлена одним из инструментов конкурентной борьбы. Выявлены пути повышения эффективности рекламы.

Стратегия развития организации: подходы и определение

В статье автором рассматривается понятие стратегии развития организации и стратегического управления, особенности ее построения и управления. Анализируются различные точки зрения на рассматриваемое понятие и подходы к определению стратегии развития и...

Особенности формирования стратегий развития современных коммерческих организаций

В статье анализируются современные стратегии, позволяющие развивать современные предприятия в контексте обеспечения экономической безопасности.

Структура отраслевого рынка как фактор формирования конкурентной стратегии компании

В статье на примере рынка услуг мобильной связи анализируются принципы выбора конкурентной стратегии в условиях олигополии.

Методы оценки конкурентоспособности транспортного рынка

В статье рассматриваются научно-методологические подходы к решению проблемам анализа конкуренции и конкурентоспособности на транспортном рынке. Характеристика конкурентных структур, исследованы факторы повышения конкурентоспособности.

Конкурентоспособность организации

Данная статья посвящена конкурентоспособности, ее значению для предприятий в современных реалиях. Рассмотрены фундаментальные условия устойчивости и развития компании Отражены пути повышения конкурентоспособности предприятия. Особое внимание уделено ...

Организация корпоративного управления в современных условиях

В статье рассматриваются теоретические аспекты реализации корпоративного управления в современных условиях. Проведен анализ функционального назначения всех субъектов взаимодействия. Показана необходимость повышения эффективности корпоративного управл...

Похожие статьи

Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности организации, и ее значение для деятельности предприятия. Проанализированы методы оценки конкурентоспособности фирмы, а также выявлены различные подходы к определению конкурентной стратегии.

Ценовая стратегия предприятия: формирование и реализация

В статье раскрывается содержание понятия «ценовая стратегия». Описаны особенности формирования ценовой стратегии предприятия в зависимости от типа рынка. Даны методические рекомендации по реализации ценовой стратегии с учетом изменения множества внут...

Реклама как инструмент конкурентной борьбы

В данной статье рассмотрено понятие «реклама», проанализированы функции рекламы и методы расчета ее эффективности, а также ее значимость в конкурентной борьбе за клиента.

Реклама как инструмент конкурентной борьбы

В статье рассмотрена сущность таких понятий, как «реклама» и «конкуренция». Реклама представлена одним из инструментов конкурентной борьбы. Выявлены пути повышения эффективности рекламы.

Стратегия развития организации: подходы и определение

В статье автором рассматривается понятие стратегии развития организации и стратегического управления, особенности ее построения и управления. Анализируются различные точки зрения на рассматриваемое понятие и подходы к определению стратегии развития и...

Особенности формирования стратегий развития современных коммерческих организаций

В статье анализируются современные стратегии, позволяющие развивать современные предприятия в контексте обеспечения экономической безопасности.

Структура отраслевого рынка как фактор формирования конкурентной стратегии компании

В статье на примере рынка услуг мобильной связи анализируются принципы выбора конкурентной стратегии в условиях олигополии.

Методы оценки конкурентоспособности транспортного рынка

В статье рассматриваются научно-методологические подходы к решению проблемам анализа конкуренции и конкурентоспособности на транспортном рынке. Характеристика конкурентных структур, исследованы факторы повышения конкурентоспособности.

Конкурентоспособность организации

Данная статья посвящена конкурентоспособности, ее значению для предприятий в современных реалиях. Рассмотрены фундаментальные условия устойчивости и развития компании Отражены пути повышения конкурентоспособности предприятия. Особое внимание уделено ...

Организация корпоративного управления в современных условиях

В статье рассматриваются теоретические аспекты реализации корпоративного управления в современных условиях. Проведен анализ функционального назначения всех субъектов взаимодействия. Показана необходимость повышения эффективности корпоративного управл...

Задать вопрос