В статье осуществлен анализ различных подходов к пониманию сущности конкурентоспособности предприятия, выделены основные характеристики данного понятия, определены отличия конкурентоспособности предприятия от конкурентоспособности товара, рассмотрен интегрированный подход к определению понятия «конкурентоспособность предприятия».
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособность товара, конкурентное преимущество, конкурентный потенциал
В современных условиях одной из наиболее характерных особенностей развития российской экономики является ужесточение конкуренции, наличие которой способствует повышению качества производимых товаров и услуг, позволяет наиболее эффективно использовать имеющиеся знания и опыт, а также обеспечивает наиболее полное удовлетворение человеческих потребностей за счет рационального поведения предприятий на рынке. Конкуренция, выступая фундаментом рыночных методов ведения хозяйства, является основой формирования и проявления конкурентоспособности на всех уровнях. Конкурентоспособность предприятия представляет собой один из важнейших критериев его выживания и успешной деятельности на рынке. Анализ конкурентоспособности предприятия позволяет оценить сложившуюся ситуацию, определить его положение на рынке, разработать решения назревших проблем в производстве, менеджменте или сбыте. Выработка практических рекомендаций для повышения конкурентоспособности предприятия и усиления его конкурентных преимуществ на базе обоснования модели конкурентоспособности предприятия позволит сформулировать рекомендации по увеличению конкурентных позиций.
Однако, несмотря на очевидную важность формирования и повышения конкурентоспособности предприятия данное понятие до сих пор не получило однозначной трактовки. На настоящий момент в зарубежной и отечественной экономической литературе опубликовано множество научных работ, посвященных данной проблеме. Вопросам изучения конкурентоспособности предприятий, а также ее оценки посвящены работы Г. Л. Азоева, И. И. Веретенниковой, И. М. Гараева, Д. Е. Ивахника, Е. А. Лысовой, Н. И. Перцовского, Е. И. Сапелкиной, С. Г. Светунькова Х. А. Фасхиева и т. д. Многообразие подходов к определению понятия «конкурентоспособность предприятия» указывает на отсутствие единой точки зрения среди ученых-экономистов (таблица 1).
Таблица 1
Обзор подходов копределению понятия «конкурентоспособность предприятия» [3, с.92]
№ |
Автор |
Определение |
1 |
Азоев Г. Л., Завьялов П. С., Лозовский Л. Ш. |
Конкурентоспособность предприятия — это способность фирмы конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей. |
2 |
Русак Е. С., Сапелкина Е. И. |
Конкурентоспособность предприятия — это способность создавать и использовать стратегические факторы успеха, выгодно отличающие предприятие от конкурентов и дающие определенные рыночные преимущества выпускаемой продукции. |
3 |
Сергеев И. В., Веретенникова И. И. |
Конкурентоспособность предприятия — способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать имеющиеся ресурсы. |
4 |
Перцовский Н. И. |
Конкурентоспособность предприятия — это обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы. |
5 |
Светуньков С. Г. |
Конкурентоспособность предприятия — это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов. |
6 |
Фасхиев Х. А., Гараев И. М. |
Конкурентоспособность предприятия — это превосходство предприятия своими товарами и услугами аналогов в конкретных сегментах рынка в определенный период времени, достигнутое без ущерба финансовому состоянию предприятия. |
7 |
Ивахник Д. Е. |
Конкурентоспособность предприятия — это комплексная характеристика субъекта хозяйствования за определенный период времени в условиях конкретного рынка, отражающая превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей — финансово-экономических, маркетинговых, производственно-технологических, кадровых и экологических, а также способность субъекта к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. |
На основе проведенного сравнительного анализа определений понятия «конкурентоспособность предприятия» можно сделать следующие выводы:
– конкурентоспособность предприятия является относительной характеристикой, поскольку предполагает сопоставление данного предприятия с его конкурентами по тем или иным признакам;
– конкурентоспособность предприятия представляет собой категорию, зависящую от многих внутренних и внешних факторов и меняющуюся с течением времени, т. е. является непостоянной величиной;
– конкурентоспособность предприятия включает его возможность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и сохранять бескризисное функционирование;
– конкурентоспособность предприятия предполагает эффективное управление всеми ресурсами предприятия и максимальное использование его потенциала;
– конкурентоспособность предприятия — сложный комплексный показатель, предполагающий оценку различных сфер деятельности предприятия.
Необходимо отметить, что довольно широко распространенным мнением является отождествление понятий «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность товара». Однако, по нашему мнению, такое представление нельзя признать корректным, поскольку конкурентоспособность товара является необходимым, но не достаточным условием конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность товара является составным элементом показателя конкурентоспособности предприятия и носит по отношению к нему подчиненный характер. На практике предприятие, выпускающее конкурентоспособную продукцию, может оказаться неконкурентоспособным. Основные отличия между данными категориями заключаются в следующем [1, с.120]:
– анализ конкурентоспособности товара осуществляется по каждому его виду, конкурентоспособность предприятия, в свою очередь, охватывает весь ассортимент выпускаемой продукции, а также все виды производственно-экономической деятельности предприятия (финансовую, инвестиционную деятельность и т. д.);
– конкурентоспособность и товара, и предприятия оценивается на рынке, однако в отличие от оценки конкурентоспособности товара оценку конкурентоспособности предприятия дает не только потребитель, но и сам производитель: именно предприятие решает вопрос о целесообразности выпуска данной продукции в конкретных условиях;
– товар и предприятие характеризуются разными временными периодами жизненного цикла. В случае если предметом исследования является текущая оценка конкурентоспособности, то фактор времени не играет значительной роли, но когда анализируется долгосрочная перспектива, то необходимо учитывать, что жизненный цикл предприятия, как правило, более продолжителен, особенно в современных условиях, когда ассортимент выпускаемой предприятием продукции постоянно обновляется.
Таким образом, конкурентоспособность товара и конкурентоспособность предприятия являются взаимосвязанными понятиями, но определяются различными характеристиками. Предприятие является опосредованным носителем свойства конкурентоспособности через свои товары или услуги, поэтому конкурентоспособностью товара необходимо управлять, поскольку она играет большую роль в обеспечении конкурентоспособности предприятия в целом.
Конкурентоспособность предприятия нередко связывают с такими понятиями, как конкурентное преимущество и конкурентный потенциал. Конкурентное преимущество можно определить как экономическую категорию, означающую наличие у предприятия уникальных характеристик, выгодно отличающих его от конкурентов на рынке. Основой конкурентного преимущества являются специфический опыт работы, навыки и профессионализм предприятия, которыми не обладают конкуренты. Предприятие конкурентоспособно, если обладает определенными конкурентными преимуществами по отношению к другим предприятиям данного рынка. Конкурентный потенциал предприятия трактуется как «совокупность показателей и факторов, определяющих его возможности, средства, запасы, способности, ресурсы, производственные резервы, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности в будущем» [5, с.405]. Таким образом, согласно данному подходу, способность эффективно использовать имеющийся потенциал в конкурентной борьбе, создавая на его основе конкурентные преимущества, является основой конкурентоспособности предприятия.
Многообразие трактовок понятия «конкурентоспособность предприятия» закономерно привело к появлению и развитию интегрированного подхода, учитывающего различные аспекты конкурентоспособности предприятия. Так, Е. А. Лысовой предложено следующее определение: «Конкурентоспособность предприятия — это способность предприятия вести деятельность на рынке, опережая конкурентов, эффективно используя свои внутренние возможности и учитывая факторы внешней среды, уделяя внимание рыночной конъюнктуре, особенностям регионального развития, отраслевым особенностям, получая при этом достаточную прибыль, позволяющую наращивать свой потенциал» [5, 406].
В рамках комплексного подхода Х. А. Фасхиев определяет конкурентоспособность предприятия как оцененное субъектами внешней среды превосходство на выбранных сегментах рынка над конкурентами в данный момент времени, достигнутое без ущерба окружающим, определяемое конкурентоспособностью его конкретных товаров и уровнем конкурентного потенциала, характеризующего способность в настоящем и будущем разрабатывать, изготавливать, сбывать и обслуживать товары (услуги), превосходящие по критерию «цена-качество» аналоги [5, с.406].
Другим примером интегрированного подхода к определению конкурентоспособности предприятия является определение, данное Л. М. Калашниковой: «Конкурентоспособность предприятия — комплексное понятие, которое обусловлено системой и качеством управления, качеством продукции, широтой и глубиной ассортимента, востребованного обществом или отдельными его членами, стабильным финансовым состоянием, способностью к инновациям, эффективным использованием ресурсов, целенаправленной работой с персоналом, уровнем системы товародвижения и сервиса, имиджем фирмы» [5, с.406].
Таким образом, на основе рассмотренных определений можно сделать вывод, что сторонники интегрированного подхода объединяют различные частные подходы, базирующиеся на отдельных факторах конкурентоспособности, что позволяет создать универсальную методику оценки конкурентоспособности предприятий на основе их соответствия данным факторам.
Литература:
- Афоничкина Е. А., Бахарев Н. П., Лихацкая А. Анализ и оценка конкурентных преимуществ предприятия / Е. А. Афоничкина, Н. П. Бахарев, А. Лихацкая // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. — 2009. — № 17. — С. 120–128.
- Дёмин С. А. Понятие конкурентоспособности предприятия в современных условиях / С. А. Дёмин // Вестник Омского университета. — 2011. — № 3. — С. 325–329.
- Мансуров Р. Е. Об экономической сущности понятия «конкурентоспособность агропромышленного предприятия» / Р. Е. Мансуров // Вестник Орловского государственного аграрного университета. — 2011. — № 3. — С. 91–93.
- Стародубцева Е. А. К вопросу о трактовке понятия «конкурентоспособность предприятия» / Е. А. Стародубцева // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2011. — № 4. — С. 132–135.
- Фелештин В. И. Современные подходы к определению понятия «конкурентоспособность предприятия» / В. И. Фелештин // Вестник белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2015. — № 3. — С. 401–409.