В статье рассмотрены существующие, в том числе авторские, подходы к определению понятия конкурентоспособность, выявлены основные составляющие определения конкурентоспособность и сформулировано собственное обобщенное трактование определения конкурентоспособности исходя из современных тенденций и изменений на потребительском рынке.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность компании, потребительский рынок.
Развитие экономического сектора России изначально придерживалось замедленных темпов по сравнению с масштабами деятельности международных рынков. В период ведения советского регулирования экономической деятельности придавалась недостаточная важность роли конкуренции и основным законам рыночных отношений. Это определило необходимость формулирования обновленного понимания терминов и проблем, связанных с конкурентоспособностью деятельности компаний различных сфер деятельности.
Отметим, что процесс анализа и формирования конкуренции неразрывно связан с изучением экономических закономерностей рынка, политикой ценообразования, поведением потребителей продукции и поставщиков материалов, а также государственным регулированием данного вопроса.
В разрезе экономической теории и практики только способность компании оперировать конкурентными преимуществами выпускаемой продукции может обеспечить возможность получения прибыли, занять достойную долю на рынке и обозначить себя как устоявшегося игрока, завоевав авторитет и узнаваемость бренда.
На сегодняшний день, изучению конкурентоспособности посвятили свои исследования большое количество зарубежных и отечественных авторов, например, А. Смит, М. Портер, Р. А. Фатхутдинов, И. М. Лифиц, М. Гельвановский, П. У. Зулькарпаев, Л. Р. Ильясова, О. В. Аристов.
Первопроходцем освоения принципов конкуренции считается Адам Смит, его теория гласит, что каждый субъект стремящийся получить максимальную личностную выгоду по итогу приносит пользу не только себе, как участнику рынка, но и обществу в целом. Данная теория применима и к сегодняшним реалиям, ведь без присутствия конкуренции невозможно построение здоровых рыночных отношений, которые способствуют росту экономического благосостояния региона и, впоследствии, страны.
Размышляя на тему конкуренции обратимся к определению данного понятия в нормативном акте РФ, а именно «конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке» [1].
Для всестороннего раскрытия определения конкурентоспособности обратимся и к понятию ученого, чье имя неразрывно связано с исследовательской темой, М. Портера «конкурентоспособность — свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с аналогичными товарами, услугами и конкурирующими субъектами рыночных отношений» [4]. В своей работе автор сделал упор на формулирование групп факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности и поспособствовал практической части разработки конкурентного преимущества, определив борьбу за конкуренцию как стимул к постоянному поиску нового.
М. Гельвановский считал, что в конкурентоспособность в самом общем смысле — обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономических соревнований. Данная обобщенность определения свидетельствует о высоких показателях деятельности компании как рыночное положение, уровень внедрения инноваций или тот же эффективный маркетинг.
Российский экономист Р. А. Фатхутдинов дал свое определение «свойство объекта, характеризующееся степенью реального и потенциального удовлетворения конкурентной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке» [5]. Другими словами, конкурентное преимущество компании определяется исходя из первенства по количеству потребителей. Похожее определение выдвинул Е. Визер «способность фирмы приобрести, сохранить и увеличить долю на рынке» [5]. Здесь конкурентоспособность компании имеет место быть при выполнении условия максимально занятой ниши для сбыта продукции.
Уместно обозначить и определение, которое дали авторы П. У. Зулькарпаев и Л. Р. Ильясова «конкурентоспособность предприятия — это его способность занимать определенную долю рынка продукции и способность увеличивать/уменьшать данную долю» [3]. Речь идет о навыках управленческого состава четкого определения количества выпускаемой продукции, избегая дефицита и профицита, чтобы не допустить издержек в производстве.
Следующим рассмотрим определение конкурентоспособности компании, выдвинутое О. В. Аристовым «это состязательная способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для научно-технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания работников на высоком качественном уровне» [2]. Автор позиционирует конкурентоспособность компании в разрезе грамотного управленческого процесса, где происходит равномерное усовершенствование производственного цикла и поддержание достаточного уровня квалификации и мотивации сотрудников.
В большинстве определений делается акцент на рассматриваемых потребительских компонентах, показателей прибыльности и совершенствование деятельности компании — это прежде всего характеризует конкурентоспособность как процесс достижения максимальной доли на рынке сбыта.
Таким образом, можно сделать вывод, что конкурентоспособной является та компания, которая на основе эффективного управления имеющимися ресурсами (а именно, материальными, трудовыми и финансовыми) способна обеспечить выпуск продукции с минимальными затратами, высоким качеством продукции и максимальной покупательской привлекательностью.
Современные тенденции и произошедшие изменения на потребительском рынке преобразуют конкурентоспособность в самостоятельный вектор развития экономики. При этом, она является важным и неотъемлемым свойством каждого экономического объекта и требует непрерывного управления показателями и параметрами в результате изменений условий внешней и внутренней среды исследуемого объекта.
Ввиду стремительного развития рынка сбыта продукции, его высокой динамики и резких политических изменений важную роль стала играть скорость адаптации компании и её внутренних процессов к происходящему. Также, значительный прирост в структуре общего бизнеса позиций малого среднего предпринимательства напрямую затрагивают вопросы повышения конкурентоспособности субъектов.
В связи с вышеизложенным определяется необходимость расширения и обобщения определения конкурентоспособности учитывая её динамический характер, растущую агрессивную политику конкурентов, уровень адаптивности менеджеров компании и степень защищенности бизнеса.
Таким образом, определение конкурентоспособность сформулируем следующим образом. Конкурентоспособность — особая экономическая категория, отражающая четкую рыночную ситуацию и характеризующая способность производить конкурентоспособную продукцию путем применения различных инструментов (за счет управленческих аспектов деятельности).
Предложенное понятие конкурентоспособности позволяет не только обозначить текущее положение субъекта на потребительском рынке, но и наметить пути дельнейшего совершенствования его деятельности.
Литература:
- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 29.12.2022).
- Аристов О. В. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие / О. В. Аристов. — М.: Финстатинфорум. 2007. — 142с.
- Кондратюков С. В., Стаурский Е. С. Основные подходы к определению и анализу конкурентоспособности организаций на рынке услуг // ОНВ. 2012. № 2. С.78–82.
- Портер М. Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Е. Портер — 6-е изд. — Москва: Альпина Пабл. 2016–453 с.
- Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: учебник. — 2-е изд., испр. И доп. — Москва: Эксмо. 2005. — 544с.