Современное понимание и значение конкурентоспособности предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (396) январь 2022 г.

Дата публикации: 06.01.2022

Статья просмотрена: 3416 раз

Библиографическое описание:

Бабанов, А. Б. Современное понимание и значение конкурентоспособности предприятия / А. Б. Бабанов, Р. Х. Шаваев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 75-79. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87630/ (дата обращения: 16.12.2024).



Агрессивная внешняя среда ставит перед бизнесом задачи, которые решаются только на основе научных разработок и рекомендаций. В связи с этим целью статьи является обобщение подходов и взглядов для формулировки современного понимания и значения конкурентоспособности предприятия. Для достижения цели в работе обобщены подходы к выявлению сущности и значимости конкурентоспособности, приведены варианты формулировок, акцентирована важность интегральной, совокупной способности включаться в борьбу, сбалансированных возможности и стимулирования конкурентной активности, предложено понимание конкурентоспособности предприятия с позиции инновационного, цифрового и коммуникационного наполнения и активности.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкуренция, сущность, значение, предпринимательство, система, инновационная среда, потенциал, среда.

Высокая изменчивость внешней среды, сложности выявления многочисленных и тесно взаимодействующих факторов, рисков и опасностей, энтропия связей и отношений ставят перед бизнесом актуальные задачи по формированию конкурентоспособности как системы стратегий, мер и технологий удержания рыночной доли, финансовой стабильности и клиентской базы.

В связи с этим целью статьи является обобщение подходов и взглядов для формулировки современного понимания и значения конкурентоспособности предприятия. Концептуальные и методические подходы к пониманию сущности конкурентоспособности предприятия исследуют ученые Воронина Н. А., Кузнецова И. В., Бирюков Д. Е., Ноздрачева Е. Н., Голиков И. А., Даниленко Н. Н., Арбатская Е. А., Докукина А. А., Казанцева С. Ю., Золотова Е. В., Лубский А. А., Медведева В. В., Папанова С. Ю., Кравченко Е. Ю., Салтыков Н. А., Щепакин М. Б., Кривошеева Е. В., Еремеев А. В.

В научных статьях и монографиях понятие «конкурентоспособность» достаточно широко распространено, активно используется, но точного и однозначного определения пока не сформировано, в связи с чем в новых условиях цифровой и инновационной экономики проблемы разработки методологии исследования и содержательного толкования конкурентоспособности являются многогранными, неоднозначными и очень востребованными.

Исследования отечественных учёных (Данилов И. П., Гельвановский М. И.) в плане категории «конкурентоспособность» связаны с позицией содержательного анализа по следующим 6 аспектам: экономическому, социальному, философскому, рыночному, правовому, психологическому [1, 2, 13]. В экономическом плане конкурентоспособность выступает платформой и гарантом функционирования хозяйствующего субъекта. Рыночные позиции базируются на акцентировании ценности противоборства, соперничества субъектов и контрагентов на рынке [12]. Философское содержание конкурентоспособности отражает всю широту позиций по стимулированию развития производительных сил общества и производственных отношений. Правовая сущность предполагает оценку конкурентоспособности в соответствии с законодательными актами, нормативами и критериями. Социальное содержание включает соответствие предприятия по рыночному поведению и выпускаемым товарам требованиям социального развития общества (качество жизни, экологическая безопасность) на уровне фирм, регионов и стран. Психологическое определение отражает необходимость фирмы по реализуемым товарам соответствовать психологическому комфорту, потребностям и ожиданиям потребителей [12].

В научных исследованиях, ставших классическими, большинство ученых (Завьялов П. С., Перцовский Н. И., Киперман Г. Я., Фатхутдинов Р. А.) конкурентоспособность субъектов предпринимательства рассматривают как стабильный процесс создания добавленной стоимости (цепочки стоимости) [2]. В работах Забелина П. В. и Моисеевой Н. К. конкурентоспособность предпринимательского субъекта характеризуются в рамках «способности приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной, или фактическое превышение среднестатистической прибыли в соответствующей сфере бизнеса» [8].

Имеются разработки, в которых конкурентоспособность хозяйствующих субъектов (инновационного предпринимательства) характеризуется как основная функциональная задача стратегического управления субъектом предпринимательства, как способность и результат реализации на рынках конкурентоспособных товаров [5]. Нельзя оставить без внимания определение конкурентоспособность как процесса создания добавленной стоимости, с дальнейшим использованием как ресурса развития предприятия [4].

Сущность ресурсного подхода к определению конкурентоспособности связана с тем, что компания, обладающая достаточными для развития и превышающими конкурентов ресурсами, имеет расширенные возможности получить устойчивую, сверхнормальную прибыль [7]. «Путем развития возможностей фирма может оставить позади своих подражателей и продолжит динамичную работу и зарабатывание превосходящей прибыли…» [3]. Исследователи подчеркивают, что конкурентоспособность носит относительный характер и выявляется в результате сопоставления анализируемого объекта (субъекта) с конкурирующими объектами (субъектами). Сопоставление по методам и подходам к оценке должно удовлетворять требованиям полноты и конкретности. В исключительном случае «абсолютный» характер конкурентоспособности возникает при уникальных ситуациях и отношениях, при высоком уровне инновационности. Например, когда предприятие продает эксклюзивные товары, не имеющими товаров-заменителей; когда предприятие является монополистом или разработчиком новых технологий на рынке голубых океанов [6].

Все конкурентные преимущества группируются по основным видам:

а) ресурсные или экстенсивные факторы формирования производства и степень достижения эффективности использования;

б) технико-технологические преимущества основаны на достижениях научно-технического прогресса;

в) организационные преимущества связаны с компетенциями менеджмента, маркетинга для мобилизации факторов развития хозяйствующего субъекта и гарантированного обеспечения эффективного управления [3].

Несмотря на кажущуюся ясность сложнокоренного слова «конкурентоспособность», состоящего из слов «конкуренция» и «способность», в некоторых публикациях наряду со способностью используется понятие «возможность», то есть осуществимость, допустимость, наличие условий и благоприятных обстоятельств для решения задач. Когда конкурентоспособность предприятия определяется как способность предприятия выпускать и реализовывать конкурентоспособные продукты и противостоять конкурентной борьбе на долговременной основе, то сущность прослеживается через внутреннее состояние ресурсов, технологий и труда. С позиции возможностей в конкурентоспособности рассматривается комплекс явлений и компонентов: научный и производственный потенциал; функционал кадровой службы; маркетинг-менеджмент предприятия [4]. Лубский А. А. и Медведева В. В. выделяют такие основные элементы конкурентоспособности предприятия как устойчивость во времени; доминирующее положение на рынке; эффективное управление; экономический потенциал и конкурентные преимущества [9].

Новым подходом к определению конкурентоспособности стало использование в практике менеджмента положений теории ключевых компетенций, которые создают устойчивые источники конкурентного преимущества [10]. Ученые ключевую компетенцию определяют как устойчивую, когда она представляет значительную и ощутимую ценность потребителей по сравнению с предложениями конкурентов; весьма трудна для воспроизведения конкурентами или третьими сторонами, что создает конкурентные барьеры для входа на рынок, и открывает предприятию доступ на рынки, весьма разнообразные и внешние несвязанные друг с другом, за счет объединения основных навыков и технологий [12].

Исследователи отмечают, что если предприятие обладает уникальными ресурсами и организационными способностями, то, несомненно, они являются источниками экономической ренты и повышают степень конкурентных преимуществ конкретных фирм и компаний. Организационные (ключевые) компетенции хозяйствующего субъекта влияют на легкость или сложность копирования конкурентных преимуществ, успеха в борьбе за рынок. Поэтому для предприятия важна специфика выстроенной организационной и корпоративной структуры и культуры, наполненной иерархии бизнес-процессов, сбалансированных, перспективных и партисипативных кадровых ресурсов, интеллектуальной, инновационной, производственной и социальной активности персонала, мониторинга скрытых и явных факторов общего состояния бизнес-среды и влияния на развитие компании [4].

На основе мультиформатного и поливариантного содержания конкуренции и конкурентоспособности ученые предлагают использовать различные подходы к определению сущности понятия (таблица 1).

Таблица 1

Современные подходы к определению понятия «конкурентоспособность предприятия»

Подходы

Трактовка подхода к определению конкурентоспособности

Отличительные черты

1

как характеристика факторов производства, совокупного потенциала, которыми располагает предприятие

Комплексная характеристика факторов, без указания цели, зависима от других показателей.

2

как свойства конкурентоспособности товара, продукции

Отождествление с конкурентоспособностью продукции, трактуется цель по наличию в производстве конкурентоспособной продукции, ведущей к победе в конкурентной борьбе.

3

как характеристика результатов деятельности предприятия, в т. ч. стоимости компании на рынке

Подмена понятий, когда конкурентоспособность трактуется как эффективность. Целевой характер конкурентоспособности понимается как получение определённого экономического или финансового результата (прибыль), рост стоимости предприятия на рынке.

В условиях ускорения научно-технического прогресса, роста интеллектуальной и инновационной насыщенности труда и производства, обострения рыночной конкуренции понимание конкурентоспособности включает борьбу, состязательность и противостояние хозяйствующих субъектов, предпринимателей. Конкуренция по своей сущности ускоряет экономическое развитие, потому что в основе содержит процесс инноваций, инновационные приемы, технологии и активность. Выход предприятия на рынок с новыми продуктами и технологиями, использование новых ресурсов (организационных, управленческих, логистических, маркетинговых), завоевание новых рынков базируется на опережающем конкурентов рыночном поведении [2].

Мы предлагаем определять сущность конкурентоспособности как устойчивое рыночное и финансовое положение организации, сформированное на основе экономических, технологических, социальных, информационных, инвестиционных и инновационных факторов повышения долгосрочной рентабельности бизнеса в условиях адаптации к динамичным и турбулентным условиям внешней среды (таблица 2).

Таблица 2

Современное понимание конкурентоспособности

Ученые

Определение

Год

Золотова Е. В.

Конкурентоспособность предпринимательских включает профессиональную компетентность самих предпринимателей как составной и определяющий ее элемент, и «мотивационный механизм повышения конкурентоспособности предпринимательских структур» как управленческая совокупность базовой системы мотивации и повышения конкурентоспособности, факторов воздействия на нее, методик ее применения и критериев оценки конкурентоспособности, работающих по принципу компаратора.

2016

Голиков И. А.

Конкурентоспособность предприятия  это способность и развитие приспособленческих качеств к борьбе на конкурентном рынке, что напоминает дерево, пытающееся всеми возможными способами приспособиться к агрессивной окружающей среде.

2016

Кривошеева Е. В.

Инструмент хозяйствующего субъекта, который проявляет себя дихотомически: с одной стороны, он ориентирует субъект на адаптацию к условиям рынка, а с другой, — проявляет способность активизировать внутренний ресурсный потенциал субъекта на достижение поставленных ориентиров, а также построении внутрипроизводственных и рыночных отношений.

2016

Воронина Н. А., Кузнецова И. В.

Конкурентоспособность характеризует состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров и услуг на соответствующем рынке.

2018

Салтыков Н. А.

Конкурентоспособность предприятия является сравнительной характеристикой, связанной с возможностью предприятия соперничать на рынке с другими предприятиями и определяется наличием у него конкурентных преимуществ и эффективностью его деятельности. Конкурентоспособность предприятия — это способность использовать свои сильные и слабые стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров и услуг, где оно может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках.

2019

Докукина А. А., Казанцева С. Ю.

Достижение или восстановление конкурентоспособности подтверждается величинами, включающими соответствие емкости рынка (объем продаж); эффективность производственной деятельности (фондоотдача и фондоемкость, затраты и себестоимость, рентабельность, производительности труда; загрузка и мощность оборудования); финансовые показатели (оборачиваемость оборотных средств, платежеспособность, ликвидность, автономия); факторы продвижения и организации сбыта товара (рентабельность продаж, затоваренность готовой продукцией); показатели конкурентоспособности товара (цена, качество).

2019

Ноздрачева Елена Н, Бирюков

Формирование конкурентного преимущества затрагивает все сферы деятельности предприятия: от оптимизации производства до внутреннего администрирования. конкурентоспособности отдельного предприятия зависит от оптимального комбинирования ресурсов и способности руководства компании грамотно управлять ими: быстрее, эффективнее и в более оригинальном формате, нежели чем у конкурентов.

2019

Папанова С. Ю., Кравченко Е. Ю.

Повышение конкурентоспособности современной организации основано на репутации, которая становится основным фактором в условиях интеграции в цифровую экономику.

2019

Даниленко М. И.

Для повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности на предприятии требуется создание благоприятную инновационную атмосферу, способствующую развитию и разработке уникальных научных технологий

2020

Лубский А. А.

Конкурентоспособность предприятия — это способность устойчиво доминировать на рынке товаров и услуг в течение определенного промежутка времени, эффективно управляя своим экономическим потенциалом, обладая ресурсами и реализуя конкурентные преимущества.

2021

Современная сущность и значение конкурентоспособности связаны со способностью, возможностью и целеполаганием в отношении сохранения и устойчивого развития бизнеса, продления жизненных циклов и выстраивания гарантированных перспектив развития [6]. Конкурентоспособность как динамичная и относительная характеристика не исключает самостоятельного пути развития предприятия, выбора вектора построения отношений с клиентами и выхода за рамки рынка и конкуренции [9, 11].

В целом разъяснению сущности и уточнению трактовки конкурентоспособности предприятия способствуют ответы на вопросы: какие причины, факторы и условия вызвали возникновение у предприятия свойств, способностей и качества конкурентоспособности; что можно называть факторами определения уровня конкурентоспособности предприятия; на какие цели направлены конкурентоспособность предприятия или для чего компании необходимо обладать конкурентоспособностью; какие качественные и количественные характеристики (критерии, параметры) отражают конкурентоспособность предприятия; как проявляется взаимосвязь конкурентоспособности предприятия с конкуренцией, конкурентоспособностью продукции, отрасли и всей экономики [8, 11].

Таким образом, стремительно меняющая среда и возникающие риски для бизнеса повышают важность использования научных разработок для управления компанией в условиях обострения конкуренции. Современное понимание конкурентоспособности связано не только со способностью предприятия противостоять конкурентам и внешним раздражителям и препятствиям на пути к рынку и клиенту, но активно использовать информационные, коммуникационные, цифровые и компетентностные ресурсы для эффективного позиционирования в течение всех жизненных циклов компании, для повышения финансовой стабильности и самостоятельности, роста эффективности и лояльности клиентов.

Литература:

  1. Гельвановский М. И. Конкурентоспособность: микро-, мезо-и макроуровни. Вопросы методологии // Высшее образование в России. 2006. № 10. С. 32–40.
  2. Бирюков Д. Е., Ноздрачева Е. Н. Понятие конкурентоспособности и подходы к выбору и формированию конкурентной стратегии // Политика, экономика и инновации. 2019. № 2 (25). С. 1–10.
  3. Воронина Н. А., Кузнецова И. В. Конкурентоспособность современных предприятий: понятие, оценка и направления обеспечения: монография. Саратов: Амирит, 2018. 135 с.
  4. Голиков И. А. Особенности содержания понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность» // Российское предпринимательство. 2016. Том 17. № 10. с. 1251–1264.
  5. Даниленко М. И. Оценка конкурентоспособности предприятия // Вестник Академии знаний. 2020. № 4 (39). С. 152–162.
  6. Даниленко Н. Н., Арбатская Е. А. Конкурентоспособность предприятий сферы услуг: теория и методика оценки. Монография. М.: Русайнс. 2021. 160 с.
  7. Докукина А. А., Казанцева С. Ю. Влияние адаптивного управления на конкурентоспособность организации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 2–1. С. 33–44.
  8. Золотова Е. В. Повышение конкурентоспособности предпринимательских структур с использованием мотивационного механизма. М.-Берлин: Директ — медиа, 2016. 115 с.
  9. Лубский А. А., Медведева В. В. Конкурентоспособность предприятия: проблемные вопросы и решения // Журнал прикладных исследований. 2021. № 1. C. 48–52.
  10. Папанова С. Ю., Кравченко Е. Ю., Болотова И. С. Репутация как фактор повышения конкурентоспособности современной организации в условиях интеграции в цифровую экономику // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2019. № 2 (75). С. 160–169.
  11. Салтыков Н. А. Внедрение клиентоориентированных решений в рамках управления конкурентоспособности бизнеса // Интеграция наук. 2019. № 1 (24). С. 170–172.
  12. Управление конкурентоспособностью организации: учебное пособие / Н. С. Шарафутдинова, Р. Б. Палякин. М.: РУСАЙНС, 2017. 132 с.
  13. Щепакин М. Б., Кривошеева Е. В., Еремеев А. В. Маркетинговый протектор — инструмент удержания бизнесом конкурентного положения на рынке // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2017. № 3. С. 16–35.
Основные термины (генерируются автоматически): конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособность, рынок, хозяйствующий субъект, предприятие, преимущество, способность, внешняя среда, конкурентная борьба, конкурентное преимущество.


Похожие статьи

Анализ пяти конкурентных сил Портера на примере ОАО «Айдырлинский элеватор»

С помощью анализа внешней среды можно разработать стратегические результаты, которые помогут не только обнаружить угрозы и возможности предприятия, но и поддерживать его потенциал на должном уровне. Актуальность работы. Состояние внешней среды имеет...

Конкурентные стратегии и стратегические преимущества малых и средних предприятий

В данной статье рассматриваются конкурентные стратегии малых и средних предприятий (МСП) с целью выявления основных стратегических преимуществ, связанных с этими компаниями, которые могут стать ключом к их конкурентному успеху в современных глобализи...

Роль инновационного маркетинга в условиях конкуренции

В статье производится анализ роли инновационного маркетинга в условиях становления конкурентоспособности предприятий. Представлены этапы реализации новой стратегии. Целью исследования является поиск результатов значений инновационного развития и особ...

Управление интеллектуальным потенциалом сотрудников организации

В настоящее время для развития отечественной инновационной экономики требуется разработка управленческих инструментов, опирающихся на понимание организационно-экономического механизма управления интеллектуальным потенциалом с учетом новых условий, вл...

Трансформация инвестиционной, финансовой и инновационной деятельности предприятия в условиях кризиса

Статья посвящена проблеме трансформации деятельности предприятия в условиях кризиса. Выделяются и описываются характерные особенности инвестиционного, инновационного и финансового компонентов. В статье рассматриваются пути успешного преодоления кризи...

Развитие культурного потенциала студентов как фактор безопасности в современном поликультурном обществе

В статье исследуется проблема содержания культурного потенциала, анализируется его роль в укреплении безопасности общества, обосновывается значимость понимания как основополагающей, интегративной характеристики культурного потенциала субъекта культур...

Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия

В своей статье авторы раскрывают содержание следующих вопросов: конкуренция, конкурентоспособность предприятия и её роль в современных условиях. Делается акцент на необходимость повышения конкурентоспособности современного предприятия и приводятся ко...

Сущность конкурентного позиционирования компании сферы строительства

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа теоретической сущности понятия конкурентного позиционирования компаний сферы строительства. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современные условиях ведения строительного биз...

Проблемы управления кадровым потенциалом

Оценка эффективности деятельности персонала организации входит в состав тем исследований вопросов менеджмента организации, не теряющих своей актуальности. Деятельность персонала, как и деятельность общества, многогранна. Подходить к оценке ее эффекти...

Императивы развития экономики счастья

Статья посвящена обоснованию императива развития экономики счастья и выявлению особенностей формирования экономики счастья. Общий подход к проблеме основывается на анализе двух экономик счастья: российской и финляндской. Кроме того, методологическая ...

Похожие статьи

Анализ пяти конкурентных сил Портера на примере ОАО «Айдырлинский элеватор»

С помощью анализа внешней среды можно разработать стратегические результаты, которые помогут не только обнаружить угрозы и возможности предприятия, но и поддерживать его потенциал на должном уровне. Актуальность работы. Состояние внешней среды имеет...

Конкурентные стратегии и стратегические преимущества малых и средних предприятий

В данной статье рассматриваются конкурентные стратегии малых и средних предприятий (МСП) с целью выявления основных стратегических преимуществ, связанных с этими компаниями, которые могут стать ключом к их конкурентному успеху в современных глобализи...

Роль инновационного маркетинга в условиях конкуренции

В статье производится анализ роли инновационного маркетинга в условиях становления конкурентоспособности предприятий. Представлены этапы реализации новой стратегии. Целью исследования является поиск результатов значений инновационного развития и особ...

Управление интеллектуальным потенциалом сотрудников организации

В настоящее время для развития отечественной инновационной экономики требуется разработка управленческих инструментов, опирающихся на понимание организационно-экономического механизма управления интеллектуальным потенциалом с учетом новых условий, вл...

Трансформация инвестиционной, финансовой и инновационной деятельности предприятия в условиях кризиса

Статья посвящена проблеме трансформации деятельности предприятия в условиях кризиса. Выделяются и описываются характерные особенности инвестиционного, инновационного и финансового компонентов. В статье рассматриваются пути успешного преодоления кризи...

Развитие культурного потенциала студентов как фактор безопасности в современном поликультурном обществе

В статье исследуется проблема содержания культурного потенциала, анализируется его роль в укреплении безопасности общества, обосновывается значимость понимания как основополагающей, интегративной характеристики культурного потенциала субъекта культур...

Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия

В своей статье авторы раскрывают содержание следующих вопросов: конкуренция, конкурентоспособность предприятия и её роль в современных условиях. Делается акцент на необходимость повышения конкурентоспособности современного предприятия и приводятся ко...

Сущность конкурентного позиционирования компании сферы строительства

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа теоретической сущности понятия конкурентного позиционирования компаний сферы строительства. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современные условиях ведения строительного биз...

Проблемы управления кадровым потенциалом

Оценка эффективности деятельности персонала организации входит в состав тем исследований вопросов менеджмента организации, не теряющих своей актуальности. Деятельность персонала, как и деятельность общества, многогранна. Подходить к оценке ее эффекти...

Императивы развития экономики счастья

Статья посвящена обоснованию императива развития экономики счастья и выявлению особенностей формирования экономики счастья. Общий подход к проблеме основывается на анализе двух экономик счастья: российской и финляндской. Кроме того, методологическая ...

Задать вопрос