Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие культурного потенциала студентов как фактор безопасности в современном поликультурном обществе

1. Общая педагогика
06.11.2017
265
Поделиться
Библиографическое описание
Рощупкин, В. Г. Развитие культурного потенциала студентов как фактор безопасности в современном поликультурном обществе / В. Г. Рощупкин. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13232/.


В статье исследуется проблема содержания культурного потенциала, анализируется его роль в укреплении безопасности общества, обосновывается значимость понимания как основополагающей, интегративной характеристики культурного потенциала субъекта культуры, способствующей решению стоящих перед обществом проблем.

Ключевые слова: культура, культурный потенциал, понимание, безопасность, образование

Вопросы обеспечения безопасности общества и государства неразрывно связаны с вопросами развития образования. Образование было и остается важнейшей сферой жизни общества, оно закладывает основы способности к выживанию и развитию общества, культуры в меняющихся условиях. Потенциал образования как фактора безопасности заложен в самой сущности социального института образования, основной целью которого является воспроизводство субъекта культуры. Реализация функций образования обеспечивает формирование такого субъекта, качества которого обуславливают функционирование и развитие общества и культуры. Процессы функционирования, воспроизводства и развития культуры, общества, человека, в свою очередь, тесно связаны с понятием культурного потенциала.

Кроме того, современный этап развития общества характеризуется как переходный в новую информационную эпоху, о чем свидетельствуют произошедшие в последние десятилетия значительные изменения, охватившие все сферы жизнедеятельности человека. Изменился и сам человек как субъект исторической деятельности, его ценностные ориентации, возможности и взаимодействия. В этих условиях обостряются старые и проявляются новые противоречия развития различных культур, образов жизни, ценностных приоритетов, что отражается на состоянии безопасности современного общества. Одним из факторов, способствующих укреплению безопасности общества, является развитие культурного потенциала студента — будущего учителя (субъекта культуры) в пространстве образования.

Понятие культурного потенциала чаще всего рассматривается в работах экономистов и культурологов. Так, О. К. Луховская первостепенное внимание уделяет экономической сущности культурного потенциала, определяемого как совокупность накапливаемых экономических ресурсов культуры, которыми располагает общество в каждый данный момент; всех тех возможностей, запасов, средств и источников, которые существуют в качестве экономико-культурных ценностей и объектов культурного наследия, вновь создаются и накапливаются в виде экономических ресурсов культуры, способных неоднократно удовлетворять всеобщие культурные потребности в сфере художественной и культурной деятельности [4, с. 81]. Г. А. Гриценко основной акцент делает на духовной основе культурного потенциала, рассматривая последний как определенные ценности, которые лежат в основе национального характера и самосознания, указывают на общественное или личностное значение явлений и фактов действительности [1].К. М. Хоруженко под культурным потенциалом понимает условный показатель, отражающий способность культуры к функционированию, выживанию и развитию при оптимальных социально-экономических условиях той или иной страны [7, с. 391].

Таким образом, культурный потенциал определяется как целостное культурное явление, объединяющее в себе два взаимосвязанных уровня: индивидуальный и коллективный.Кроме того, он понимается одновременно как способности субъекта культуры к воплощению ресурсов, сформировавшихся в процессе практической деятельности, его готовность к использованию основных ценностных позиций, культурных технологий и как источники и средства культуры, находящиеся в готовом для реализации виде, которые могут быть использованы субъектом для решения актуальных задач и достижения более высоких результатов.

Культурный потенциал определяет возможности субъекта, общества в достижении поставленных целей, направленность деятельности по освоению культурных ценностей, а также способность к проявлению накопленных знаний, умений и навыков в созидательной, преобразующей деятельности. Посредством реализации культурного потенциала в деятельности социальных общностей и отдельных субъектов возможно изменение элементов коллективного сознания, в свою очередь, меняющее и способы поведения, существующие в обществе [3, с. 214]. В современных переходных условиях развития общества, обострения конфликтов и противоречий, именно развитие культурного потенциала молодежи в процессе образования будет способствовать формированию адекватных современным вызовам способов деятельности, развитию осмысленной активности субъекта в сфере культуры как фактору социокультурных преобразований, противостоящих различным отрицательным воздействиям.

Культурный потенциал является основой и результатом культурной деятельности, формирующимся под влиянием опыта, пережитого, осмысленного субъектом культуры. Накопление и освоение опыта, в свою очередь, происходит благодаря наличию культурного потенциала. При этом важно помнить, что человеческая деятельность может быть не только созидательной, но и разрушительной. Поэтому необходимой частью культурного потенциала субъекта выступают его ценностная ориентация, мотивация, определяющие направленность деятельности. Культурный потенциал не дан человеку или обществу изначально природой, он формируется в процессах социализации, культурации субъекта и коллектива, изменяется в течение жизни как содержательно, так и структурно, может по-разному реализовываться в зависимости от существующих условий. Культурный потенциал является внутренним ресурсом субъекта культуры, необходимым ему для осуществления культурной деятельности, с одной стороны, в социальной действительности, с другой стороны, в плане самоактуализации личности.

Кроме того, существование, развитие культуры связано со способностью человека понимать, порождать смыслы и утверждать их в действительности. Без осмысления и смыслополагания невозможны ни культурная деятельность, ни самоактуализация личности. Смысл и смыслогенез — важнейшее условие возникновения и существования культуры, поэтому способы построения смысловых конструкций, характер смысловых связей и конфигурации смысловых структур являются основой культурного многообразия, системных межкультурных различий [5, с. 241]. Субъект культуры так же неотделим от смыслового потенциала культуры, в которую он погружен, как и от своих природных оснований. Человек живёт в пространстве смыслов, имеет дело не с единичными предметными объектами, а, прежде всего, с репрезентирующими их смыслами [6, с. 8–12], приобретая опыт не познания мира, а отношений с миром, то есть смысловой опыт, позволяющий ему существовать в мире, полном неопределенности и хаоса. Все это делает понимание основополагающей, интегративной характеристикой культурного потенциала субъекта, ресурсом, позволяющим ему осуществлять культурную деятельность в социальной действительности, а также в плане самоактуализации личности.Именно понимание, развитие способности субъекта понимать не только себя, но и других, не только собственную, но и иную культуру позволяет сохранять целостность общества и обеспечить реальную безопасность его членов, быть готовым к межгрупповому, межкультурному взаимодействию и взаимопониманию.

Образование не в состоянии разрешить стоящие перед обществом проблемы, но оно может внести существенный вклад в формирование и развитие культурного потенциала, как отдельного субъекта, так и общества в целом. Поликультурное образование располагает возможностями развивать и у детей, и у взрослых способность понимать собственную культуру и культуру других народов, ценностно видеть пути решения проблем, адекватно оценивать действия и поступки отдельных людей и социокультурных групп. Вследствие этого современное образование должно развивать в человеке способность понимания, представляющим собой основу развития культурного потенциала, способствующего решению стоящих перед обществом проблем.

В этой связи возрастает актуальность исследования условий формирования и развития культурного потенциала, способствующих или препятствующих его реализации, как объективных, так и субъективных факторов, негативно влияющих на развитие культурного потенциала. К объективным факторам относятся процессы, связанные с ускорением изменения общества, эпохальными особенностями этого процесса. Имеются в виду, прежде всего, факторы, связанные с закономерностями развития культуры (процессы системного перехода, научно-технического прогресса, глобализации культур и т. д.) и порождаемые ими возможности, а также угрозы существованию человека и общества. Субъективные факторы связаны с уровнем культуры, обуславливающей реакцию общества на действие объективных факторов. Сюда можно отнести следствие культурной неграмотности, неподготовленности общества к крупномасштабным социальным явлениям, переходу на новую ступень развития. В их основе — широкий спектр причин, от элементарной неграмотности и невежества до инерционности механизмов выработки обществом соответствующих норм и критериев [2, с. 109–110].

Таким образом, система образования может стать основой решения многих противоречий развития современного общества, способствовать сохранению его целостности и усилению безопасности его членов. Нацеленность образования на формирование и развитие у людей готовности к межгрупповому, межкультурному взаимодействию и взаимопониманию на основе формирования культурного потенциала студентов, развития их способности понимать не только себя, но и других, не только собственную, но и иную культуру, является если не единственной, то одной из немногих альтернатив росту неопределенности, агрессии и страха в современном обществе.

Литература:

  1. Гриценко Г. А. Субъектный потенциал территории. URL: http://pandia.ru/text/78/307/70888.php (дата обращения 09.03.2017).
  2. Кургузов В. Л. Концепция культурного потенциала и проблемы его измерения в контексте полисемантики современной культуры // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2012. — № 2. — С. 95–119.
  3. Латышева Т. В. Культурный потенциал молодых преподавателей // Специфика педагогического образования в регионах России. — 2012. — № 1. — С. 213–220.
  4. Луховская O. K. Культурный потенциал как социально-экономический ресурс национального хозяйства // Социально-экономические явления и процессы. — 2010. — № 1. — С. 78–97.
  5. Пелипенко А. А. Постижение культуры: в 2 ч. Ч. I. Культура и смысл. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. — 608 с.
  6. Пелипенко А. А., Яковенко И. Г. Культура как система. — М.: Издательство «Языки русской культуры», 1998. — 376 с.
  7. Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь. — Ростов-н/Д: изд. «Феникс», 1997. — 640 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
культура
культурный потенциал
понимание
безопасность
образование

Молодой учёный