Европейская квалификационная рамка представляет результаты обучения (Learning Outcomes)как набор знаний, умений и компетенций, освоенных человеком, которые он может продемонстрировать по завершении обучения. Формулировка результатов обучения показывает, что обучающийся должен знать, понимать и готов делать по завершении обучения.
Существует несколько уровней применения показателей результативности обучения:
· индивидуальный уровень, при котором результаты обучения используются для разработки модулей образовательных программ;
· национальный уровень, объясняющий использование результатов обучения для разработки квалификаций, квалификационных рамок, повышения качества образовательных программ;
· международный уровень, при котором результаты обучения используются для обеспечения прозрачности образовательных программ и международного признания присуждаемых степеней и дипломов.
В процессе становления новой философии высшего профессионального педагогического образования, происходит не только перестройка его концептуальных и идеологических оснований, но изменяется и сам человек в своём отношении к природе, обществу, самому себе. Пропаганда поведения, разрушающая традиционные формы жизнедеятельности человека, насаждение чуждых традиционной культуре ценностей способствуют совершению биологически патологических действий, опасных для самого существования народа и человечества вообще. Востребованность высококвалифицированных специалистов, призванных ориентировать молодое поколение на безопасный тип поведения, объясняются и тем, что сама культура, особенно её традиционные формы, нуждаются в защите и сохранении. Совершенно очевидно, что функции обеспечения безопасности ценностей культуры могут осуществить лишь люди, обладающие широким общекультурным кругозором, владеющие гуманитарными технологиями
В этих условиях на вуз ложатся дополнительные функции по формированию профессиональной компетентности, включающей не только осведомлённость выпускника в вопросах культуры, поведения, организации досуга, но и осознание ценности культурного наследия в триаде «человек – природа – общество».
Общекультурные компетенции, обозначенные в контексте общих требований ФГОС ВПО, предъявляемых к образованности бакалавра по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности») играют ключевую роль в формировании их профессиональной компетентности, которые определяются следующими способностями:
- понимание значения культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
- овладение основными методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- понимание сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
- готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям.
Сегодня вузам рекомендовано создавать стандарт компетенций, основываясь на запросы региона, учитывая кадры, структурировать компетенции. Выделение этих компетенций позволяет конструировать содержание подготовки бакалавров с учетом как культурологического, так и аксиологического подходов.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых документов в области образования позволяет уточнить понятие «Общекультурная компетентность» бакалавра по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности») как профессионально значимое интегральное качество личности, которое обеспечивает способность специалиста включаться в педагогическую деятельность и ориентироваться в современном социокультурном пространстве, распознавать и оценивать объекты культурного значения, не допускать возможности их разрушения или нанесения им ущерба, осознавая при этом ценность явления или объекта с позиции воспитательного воздействия на личность учащегося, с целью формирования личности безопасного типа поведения».
С учетом специфики будущей профессиональной деятельности студентов факультета безопасности жизнедеятельности определено содержание общекультурной компетентности будущего бакалавра по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»), включающее элементы:1) ориентация в источниках духовной и материальной культуры; 2) установка на овладение культурным наследием; 3) осознание ценностей культуры (в социальном, этическом, эстетическом аспектах); 4) понимание значимости роли культурного наследия для безопасности жизнедеятельности в системе «человек – общество – природа»; 5) деятельность, направленная на сохранение культуры; 6) безопасное взаимодействие в поликультурном пространстве.
При проектировании методики формирования и развития общекультурных компетенций у бакалавра безопасности жизнедеятельности в области образования мы учитывали следующие условия:
- содержание образования бакалавра образования по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности» формирует субъектную позицию студента, обеспечивающую самостоятельность, умение принимать решения в конкретных ситуациях, брать на себя ответственность за результат собственной деятельности;
- в содержательный компонент подготовки бакалавра безопасности жизнедеятельности в области образования включён курс по выбору
«Защита и сохранение культурного наследия», который целенаправленно ориентирован на систему критериев достижения общекультурной компетентности студентов.
Необходимо отметить, что отбор содержания дисциплины «Защита и сохранение культурного наследия» осуществляется с учетом культурологической составляющей предметной области знаний «Безопасность жизнедеятельности» на основе определения четырех содержательных линий: 1) Культура как фактор устойчивого развития общества; 2) Сохранение культурного наследия – составная часть политики обеспечения безопасности развитого государства; 3) Культурная среда человека способствует формированию личности безопасного типа поведения; 4) Культурное наследие - часть среды безопасной жизнедеятельности человека (общества).
Эти содержательные линии выступают одновременно ведущими идеями курса, освоение которых позволит студентам освоить материал на концептуальном уровне и усвоить целостную картину мира.
Задача формирования общекультурной компетентности будущего бакалавра по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности») ставит вопрос о необходимости организации специального культуроориентированного образования. Попытку реализовать культурологическую составляющую содержательных линий и представляет собой создание эффективной организации образовательного процесса в высшей школе в формировании общекультурных компетенций.
И, в заключение, хочется подчеркнуть, что на эффективность профессионального образования влияют многие факторы, прежде всего экономические. Но в сложном современном мире свести все изменения только к экономическим тенденциям, в первую очередь к ориентации исключительно на современные потребности существующего рынка труда, невозможно. Сегодня наиболее значимым становится позиция самого человека как уникальной индивидуальности, готовой разделить ответственность за судьбы страны и мирового сообщества.