Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование профессиональных компетенций магистрантов при изучении дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения»

Спецвыпуск
20.03.2017
765
Поделиться
Библиографическое описание
Силакова, О. В. Формирование профессиональных компетенций магистрантов при изучении дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения» / О. В. Силакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.2 (145.2). — С. 101-105. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40634/.


В статье определена основная тенденция в современном непрерывном образовательном процессе и в целом педагогической науки – уточнение содержания понятий «компетентность» и «компетенции», которые призваны важнейшими для выпускников вузов. Продемонстрированы формирование основных профессиональных компетенций при подготовке магистров факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена по направлению «050100 Педагогическое образование – магистерская программа «Экологическая безопасность» через освоение дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения».

Ключевые слова: компетентность, компетенции, профессиональная компетентность, общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, комплексная безопасность.

В общепедагогическом плане понятие компетентности связано, по мнению С.А. Писаревой, с выполнением сложных практических задач. Выполнение данных задач требует не только наличия определенных знаний и умений, но также определенных стратегий и процедур, необходимых для применения этих знаний и умений. Таким образом, понятие компетентности включает не только когнитивную составляющую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др. [1, С. 160-161].

Понятие «компетентность» сопряжено с понятием «компетенция», под которой понимают круг вопросов, в котором специалист должен быть компетентным, сферу деятельности, в которой он реализует свою профессиональную компетентность.

По мнению О.В. Акуловой, компетентность есть обладание компетенцией: обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо [1].

Компетенция способность осуществлять какую-либо деятельность, как привычную, так и новую, на основе органического единства знаний, умений, опыта и отношений, а также это способность применять знания, умения отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях [Глоссарий Юнеско, 2004 г.].

Особое внимание в педагогике уделяется профессиональной компетентности и профессиональным компетенциям преподавателя. В результате наблюдения за деятельностью наиболее эффективно работающих педагогов и моделирования потребностей будущего был выявлен ряд компетенций, основанных на «трех китах» деятельности и личности педагога: «знать, делать, быть» [4, с. 157]. С тех пор влияние личностных качеств преподавателя на его профессиональную компетентность отмечается практически всеми исследователями [2, 3, 5].

Продемонстрируем формирование основных профессиональных компетенций при подготовке магистров факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена по направлению "050100 Педагогическое образование - магистерская программа Экологическая безопасность " через освоение дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения».

Дисциплина направлена на повышение уровня профессионально-педагогической компетентности студентов магистратуры, сформированности у них комплекса умений и навыков, необходимых для реализации научной и преподавательской деятельности в предметной области знаний – комплексная безопасность в учреждениях образования, где вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета в вопросах защиты жизни и здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях [7].

Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Данный учебный курс знакомит магистрантов с целями, содержанием и структурой мероприятий по обеспечению комплексной безопасности в образовательном учреждении, такими как:

-Обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения;

- Обеспечение охраны здания школы и территории, прилегающей к зданию школы;

- Обеспечение пожарной безопасности и электробезопасности в школе;

- Организация в школе мероприятий по гражданской обороне;

- Профилактика правонарушений в школе;

- Оказание первой медицинской помощи.

Проанализировав федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в подготовке магистра [9] была составлена матрица формируемых компетенций в результате освоения дисциплины, которая отражена в таблице 1 – Матрица компетенций.

Таблица 1

Матрица компетенций

Формируемые компетенции

ОК

ОПК

ПК

1

7

9

12

1

3

1

11

15

17

18

19

Магистрант после освоения содержания дисциплины обладает следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК):

  • Компетенции сохранения здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни; физическая культура) – ОК-1;
  • Готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
  • Культура безопасности и риск-ориентированное мышление, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности – ОК-7;
  • Способность принимать решения в пределах своих полномочий – ОК-9;
  • Способность к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способ­ность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций – ОК-12.

б) профессиональными (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):

  • готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
  • готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3);
  • в области педагогической деятельности:
  • Способность ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного харак­тера – ПК-1;
  • Способность проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации – ПК-15;
  • Способность определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска – ПК-17;
  • Способность контролировать состояние используемых средств защиты, принимать решения по замене (регене­рации) средства защиты – ПК-18.
  • в области культурно-просветительской деятельности:
  • Способность пропагандировать цели и задачи обеспече­ния безопасности человека и природной среды в техно­сфере – ПК-11;
  • Способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций – ПК-19.

Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты были готовы решать следующие профессиональные задачи:

  • использовать оптимальные методы предупреждения опасных ситуаций в образовательном учреждении – ПК-15, ПК-17;
  • применять оптимальные методы преодоления опасных ситуаций в образовательном учреждении – ПК-11.
  • организовывать и обеспечивать комплексную безопасность образовательного учреждения, организовывать антитеррористическую защищенность, физическую охрану и инженерно-техническую оснащенность образовательного учреждения – ПК-18;
  • формировать у несовершеннолетних лиц законопослушное правовое поведение – ПК-19.

В ходе, текущей аттестации оценивается качество освоения формируемых компетенций, прежде всего, через освоение содержания конкретных разделов данной дисциплины, путем выполнения разработок уроков и их фрагментов, отработке методики уроков и внеклассных занятий в обучении основам безопасности окружающей среды. Большое внимание также уделяется отработке умений тематического и поурочного планирования; разработке тематики и методики проведения тренировок, учений и походов в природу. Проводятся деловые и ролевые игры, направленные на отработку и выявление усвоения умений устанавливать взаимодействия с учащимися, коллегами и другими субъектами образовательного процесса; умений создавать и использовать в педагогических и профилактических целях образовательную среду с целью создания безопасных условий реализации учебно-воспитательного процесса. Используются тестовые задания и ситуационные задачи, направленные на проверку овладения организационными и коммуникативными умениями, умениями видеть и понимать ученика в учебно-воспитательном процессе, направленном на формирование личности безопасного типа поведения. Проводятся консуль­тации и собеседования с целью выявления сформированности у магистрантов умений проектировать и осуществлять мероприятия по безопасности в образовательном учреждении [6].

Так на практических занятиях магистрантам предлагается решать расчетные задачи, обеспечивающие успешное выполнение эвакуационных мероприятий, например:

При приспособлении подвального помещения под укрытие вместимостью на 20 человек потребуется следующий расход материала : леса - 0,9 м3 ; гвоздей - 0,25 кг ; кирпича - 600 штук ; грунта - 10  12 м 3. Трудоемкость работ составит 70 + 90 чел.час, при этом коэффициент защиты будет равен 80 - 100.Сделайте расчёт материалов, необходимых для создания для укрытия на 100 человек, на 1000 человек.

При изучении дисциплины магистрантам предлагается решать ситуационные задачи, например:

  1. Вы являетесь заместителем директора по безопасности ОУ и являетесь по совместительству педагогом-организатором ОБЖ. В соответствии с программой курса ОБЖ предложите план мероприятий со школьниками по обеспечению антитеррористической безопасности в общеобразовательном учреждении. Обоснуйте предложенный вариант планирования.
  2. В соответствии со своими функциональными обязанностями заместителя директора по безопасности, составьте схему эвакуации персонала и обучающихся из здания школы в случае пожара (взять за основу один из типовых вариантов школьного здания). Схему составленную обоснуйте.
  3. Вам как педагогу-организатору ОБЖ поручили организовать предметную неделю по ОБЖ в школе, акцент просили сделать на межпредметные связи. Предложите алгоритм взаимодействия педагога-организатора ОБЖ с учителями-предметниками школы по организации и проведению интегрированных уроков и внеклассных мероприятий по тематике ОБЖ.
  4. Будучи педагогом-организатором ОБЖ в школе, в рамках года экологии в РФ предложите тематику мероприятий по экологической безопасности, которые можно провести в школе на предметной неделе по ОБЖ.
  5. Вы – заместитель директора образовательного учреждения по безопасности. Обучение педагогов школы по вопросам безопасности ОУ входит в Ваши обязанности. Составьте тезис-план обучающего занятия с учителями-предметниками на тему «Обеспечение антитеррористической безопасности».

Изучение курса предусматривает выполнение магистрантами определенных видов учебной работы и большого объема самостоятельной работы по данной учебной дисциплине: прослушивание лекций, активное участие в практических и семинарских занятиях, подготовка и защита реферата, а также выполнение заданий в соответствии с технологической картой курса, которая представлена в таблице 2.

Таблица 2

Технологической карта курса.

Виды текущей аттестации аудиторной и внеаудиторной работы

Минимальное для аттестации количество баллов

Максимальное количество баллов

Обязательные виды самостоятельной работы:

1

Выполнение практических работ.

10

20

2

Составление словаря терминов по курсу

10

15

3

Составление библиографического списка литературы по курсу

5

10

4

Реферат

15

20

5

Методическая разработка

10

20

ИТОГО:

50

85

Дополнительные виды самостоятельной работы:

6

Статья и выступление перед коллегами магистрантами по теме курса

10

15

ИТОГО (всего):

60

100

Выполнение заданий оценивается в баллно-рейтинговой системе. Для допуска к итоговой аттестации магистрант должен набрать не менее 60 баллов.

Для итоговой проверки сформированных компетенций используются следующие контролирующие средства: вопросы, нацеленные на выявление теоретических знаний магистрантов, задания в тестовой форме, способствующие выявлению умений у магистрантов применять полученные знания; вопросы проблемного характера, творческие задания, ситуационные задачи.

Для выявления образовательных достижений магистрантов в овладении содержанием дисциплины введена накопительная оценка и используется портфолио, учитывающее различные достижения студентов по выполнению проектов, написанию рефератов, творческих работ, выступлениям и докладам на заседаниях студенческого научного общества и студенческих научных конференциях.

Требования к профессионально-личностным компетенциям, которые должны быть сформированы у современных специалистов в различных областях, особенно в связи с вступлением в Болонский процесс, широко анализируются в настоящее время на различных уровнях. Описание содержания квалификаций по уровням требует компетентностного подхода [2, 4, 8].

Литература:

  1. Акулова, О.В., Писарева С.А, Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся. – СП.: КАРО, 2008. – 96 с.
  2. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие / В.И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.
  3. Гафнер, В.В. Мониторинг становления профессиональной компетентности учителя безопасности жизнедеятельности / Дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2005.
  4. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.-214 с.
  5. Иванов, Д.А.., Митрофанов, К.Г., Соколова, О.В. «Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003.
  6. Методические рекомендации по организации и проведению практики магистров по программам образование в области безопасности жизнедеятельности. Экологическая безопасность. / Киселева Э.М., Попова Р.И., Силакова О.В./
    Учебно-методическое пособие для магистров высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100-Естественнонаучное образование / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2011.
  7. Силакова, О.В. Комплексная безопасность образовательного учреждения как важнейшее условие обеспечения безопасных условий учебно-воспитательного процесса. / Молодо ученый. 2014. № 18-1. С.. 84-88.
  8. Смирнов, С. Болонский процесс: перспективы развития в России. В журн. «Высшее образование в России.» – М., 2004, ‒ № 1, С. 43 – 51.
  9. www.russmag.ru (Стандарт образования по направлению 280100 «Безопасность жизнедеятельности». Компетенции бакалавра и магистра в области БЖ).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
компетентность
компетенции
профессиональная компетентность
общекультурные компетенции
профессиональные компетенции
комплексная безопасность

Молодой учёный