В статье рассматривается логика конструирования структуры и содержания предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» в рамках основной образовательной программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности», разработанной в РГПУ им. А.И. Герцена на факультете безопасности жизнедеятельности.
Ключевые слова: высшее педагогическое образование, бакалавр образования в области безопасности жизнедеятельности, профиль, основная образовательная программа, модульный подход, предметно-профильный образовательный модуль.
Современная ситуация в высшем педагогическом образовании характеризуется реформированием структурно-содержательного компонента образовательной системы в условиях перехода на уровневую подготовку педагогов-предметников.
Одним из важнейших сегментов предметного поля высшего педагогического образования является образование в области безопасности жизнедеятельности.
Это предполагает, в первую очередь, рассмотрение вопросов подготовки будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности в русле общих методологических подходов к бакалаврскому образованию. В данном контексте значимыми становятся определение стратегии и логико-методологический анализ системы профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» в условиях использования модульного подхода.
Инновационная система подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности строится на основе компетентностного и модульного подходов, которая реализуется через встраивание предметно-профильных образовательных модулей в рабочий учебный план, составленный на основе базового общенаучного и общепрофессионального содержания стандарта по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование». Основополагающими принципами предметно-профильной области (профиля) современного педагогического образования выступают его интегративность, фундаментальность, целостность [2].
Вариативная часть профессионального блока основной образовательной программа «Образование в области безопасности жизнедеятельности» разработанной в РГПУ им. А.И. Герцена представлена шестью предметно-профильными образовательными модулями: «Основы военной службы» (11 зачетных единиц), «Социальная безопасность человека» (13 зачетных единиц), «Защита человека ЧС» (16 зачетных единиц), «Безопасность жизни в техносфере» (18 зачетных единиц), «Основы медико-валеологических знаний» (17 зачетных единиц), «Основы психологической безопасности в ЧС» (13 зачетных единиц). Рассмотрим структурную модель предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере».
Основной исходной позицией для определения логики конструирования структуры и содержания предметно-профильногомодуля «Безопасность жизни в техносфере» являются модульные единицы, представленные в рабочем плане в виде учебных дисциплин. В свою очередь модульные единицы (дисциплины/курсы) подразделяются на модульные элементы, отражающие дидактические единицы теоретического содержания основной образовательной программы [3].
Теоретическое содержание предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» выстроено по концентрическому принципу и включает три учебные дисциплины, ориентирующие бакалавров на овладение специальными компетенциями для решения профессиональных задач.
При этом структурирование содержания модуля осуществлялось на основе квантования учебного материала в целях выделения отдельных дисциплин/курсов и поэтапного их изучения (таблица 1).
Таблица 1
Структурная модель предметно-профильного модуля
«Безопасность жизни в техносфере» (по рабочему плану, разработанному в РГПУ им. А.И. Герцена)
Модульные единицы (дисциплины/курсы) |
Семестр |
Трудоемкость/аудиторная нагрузка (акад. час)
|
Зачетные единицы
|
Глобальные проблемы человечества |
5 |
144/54 – экз. |
4 |
ЧС природного характера и защита от них |
5-6 |
252/108 – зачет, экз. |
7 |
ЧС техногенного характера и защита от них |
7-8 |
252/108 – зачет, экз. |
7 |
Итого |
5-8 |
648/270 – 2 зачета, 3 экз. |
18 |
Использование модульного построения содержания и процесса его изучения позволяет устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи, способствует интеграции учебного материала в законченный блок информации - модуль. Информация, включаемая в образовательный модуль, может иметь различную степень сложности и глубины при четко выраженной структуре, целостности, профессиональной направленности, что особенно важно для формирования профессиональных компетенций бакалавров.
Важным аспектом при построении учебного модуля является структурирование деятельности обучаемых с учетом этапов усвоения знаний: восприятия, понимания, осмысления, запоминания, применения, обобщения, систематизации [1].
Таким образом, в контексте освоения основной образовательной программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности» предметно-профильный модуль «Безопасность жизни в техносфере» рассматривается как основное средство построения учебно-воспитательного процесса в качестве законченного блока теоретического содержания вариативной части профессиональной подготовки.
Приведенные учебные дисциплины в материалах таблицы 1 выступают, как структурные единицы предметно-профильного модуля, преемственно связанные между собой и содержательно дополняющие друг друга.
В содержании представленного предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» акцент подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности делается на развитие профессиональных компетенций, отражающих специфику предметной области подготовки педагога – «Безопасность жизнедеятельность».
Следовательно, каждая учебная дисциплина из предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» органично сочетается с теоретическим и практическим содержанием основной образовательной программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности» и направлена на формирование и развитие следующих общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций:
- готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК – 11);
- осознание социальной значимость своей будущей профессии, обладающей мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК – 1);
- готовность к обеспечению охраны здоровья обучающего в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК – 7) [4].
Таким образом, перечисленные теоретико-методические особенности в наибольшей степени определяют стратегию формирования предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» и отвечают особенностям предметно-профильной подготовки педагогов в области безопасности жизнедеятельностис использованием модульного подхода, обеспечивающего готовность выпускникам по основным видам профессиональной деятельности.
Литература:
1. Абрамова С.В. Теория и практика подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности. Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. — 200 с.
2. Стратегия высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности Соломин В.П., Станкевич П.В. В сборнике Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии. Сборник материалов XV Всероссийской научно-практичской конференции. 2011. С. 4-6
3. Станкевич П.В. Теория и практика подготовки бакалавра в системе многоуровневого естественнонаучного педагогического образования. Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 164 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 788 от 22 декабря 2009 г.)
1