Компетенции в области здорового образа жизни в системе подготовки бакалавров педагогического образования по безопасности жизнедеятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 23.03.2016

Статья просмотрена: 1912 раз

Библиографическое описание:

Шарапов, А. А. Компетенции в области здорового образа жизни в системе подготовки бакалавров педагогического образования по безопасности жизнедеятельности / А. А. Шарапов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.1 (110.1). — С. 91-94. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27102/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются способы решения проблемы здорового образа жизни бакалавров. Раскрыто понятие «компетенции». Описан механизм подготовки бакалавров педагогического образования по безопасности жизнедеятельности через содержание ФГОС высшего образования, отражающий формирование компетенций о здоровом образе жизни.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, здоровый образ жизни, ФГОС, педагогическое образование, бакалавр.

В последнее время активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, что отражает озабоченность общества здоровьем специалистов, выпускаемых высшей школой, ростом заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, снижением дееспособности в трудовой сфере [1, 2, 3]. Актуализируется проблема не формирования здорового образа жизни вообще, а подготовка студентов к его самоорганизации и самосовершенствованию.

Проблеме здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ) студенческой молодежи посвящено много работ и исследований, в которых заложены теоретические основы решения данной проблемы. Проведенный анализ литературы позволяет говорить о том, что наметилась тенденция к переосмыслению способов ее решения, отражающих смещение акцента из сферы медицины в педагогику. Педагогами обсуждаются пути и условия формирования ЗОЖ учащейся молодежи, ведется поиск стратегических ориентиров ее достижения.

Одним из перспективных подходов к решению данной проблемы, активно разрабатываемым и реализуемым в системе высшего, средне профессионального, и общего среднего образования, является компетентностный подход, который позволяет более ярко подчеркнуть практическую действенную сторону и акцентировать внимание на результатах образования - ключевых компетенциях. В соответствии с этим актуальной задачей является подготовка студентов с достаточным уровнем сформированности ключевых компетенций для самоорганизации ЗОЖ, как в период обучения в вузе, так и в последующие годы жизни.

Компетенция - это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность) [5].

Как видно из приведенного определения, компетенциядолжна отвечать индивидуальным и общественным требованиям. Иными словами, она должна позволять получать индивидуально или общественно значимые продукты или результаты.

Образование является одним из наиболее эффективных механизмов развития личности.

Главной проблемой является компетентность студента-выпускника университета, поскольку конкурентоспособность обуславливается качествами и свойствами личности, а не только наличием профессиональных знаний, умений, навыков. Таким образом для университета появляется задача подготовить выпускника с высоким уровнем профессиональной и личностной компетентности, который будет готов адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям деятельности, то есть подготовить компетентных и конкурентоспособных выпускников [4].

Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:

– информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

– коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

– самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

– самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в области проектирования применения здоровьесберегающих технологий является важной задачей, так как вопросы сохранения, развития здоровья обучающихся, формирования культуры здоровья отражены в образовательных стандартах нового поколения для всех уровней образования. Культура здорового образа жизни личности – это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизиологическом здоровье.

Рассмотрим федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) на изучение в нем вопросов касающихся здорового образа жизни.

Характеристика профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование:

Область профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата включает: образование, социальную сферу, культуру.

Объектами профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», являются: обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.

Объектами профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр», являются: обучение, воспитание, развитие, просвещение.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр»: педагогическая, проектная, исследовательская, культурно-просветительская.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»: педагогическая, исследовательская, культурно-просветительская.

Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» и с квалификацией «прикладной бакалавр» в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, готов решать следующие профессиональную задачу в области педагогической деятельности:

-обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) устанавливает следующие требования к результатам освоения программ: в результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные или профессионально-прикладные компетенции.

Выделим компетенции, относящиеся к здоровому образу жизни:

Общекультурные компетенции:

-готовность поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность;

-способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.

Общепрофессиональные компетенции:

-готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся.

При проектировании программы бакалавриата образовательная организация обязана включить в набор требуемых результатов освоения программы все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные или профессионально-прикладные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована данная программа.

При проектировании программы бакалавриата образовательная организация может дополнить набор компетенций выпускников с учетом ориентации программы на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- в настоящее время внимание к здоровому образу жизни студентов активизировалось, а основной проблемой является подготовка студентов к самоорганизации и самосовершенствованию своего образа жизни.

- компетенцияэто способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание.

- в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) выпускник программы должен быть готов решать следующуюпрофессиональную задачу в области педагогической деятельности: обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса.

-в ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) содержатся следующие компетенции относящиеся к здоровому образу жизни: готовность поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность; способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций; готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся.

Литература:

  1. Беляков Н.И. Формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни средствами физической культуры на основе личностно-деятельностного подхода: автореф. дис ... канд. пед. наук. – Барнаул, 2001. – 22 с.
  2. Бондин В.И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 10.
  3. Григорьев В.И. Кризис физической культуры студентов и пути его преодоления // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 2.
  4. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения. Методические рекомендации для руководителей УМО вузов Российской Федерации. Проект. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 126 с.
  5. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко второму заседанию методологического семинара: авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, Педагогическое образование, высшее образование, направление подготовки, присвоение квалификации, компетенция, профессиональная деятельность, профессиональная деятельность выпускников программ, обеспечение охраны жизни, федеральный государственный образовательный стандарт.


Похожие статьи

Формирование компетенций по безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров образования

В статье рассматривается формирование компетенций по безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров образования. Сформулированы компетенции бакалавра в области безопасности жизнедеятельности. Проанализированы наиболее важные компетенц...

Особенности подготовки бакалавров в процессе изучения курса «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности» в условиях гуманизации образования

В статье рассматриваются особенности организации курса «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности» для бакалавров в условиях гуманизации образования. Описываются основные изменения, затрагивающие содержательные, структурные, резул...

Проектирование образовательных результатов основной образовательной программы подготовки бакалавров физико-математического образования

В статье рассматривается технология проектирования образовательных результатов основной образовательной программы подготовки бакалавров физико-математического образования на основе критериев Агентства по гарантии качества EdNet, приводятся предложени...

Организационные условия профессионально-ориентированной подготовки магистров образования

В статье актуализируется потребность в установлении взаимосвязи между результатами подготовки магистров образования, заложенными в требованиях стандарта высшего образования, и требованиями профессионального стандарта педагога; рассматривается ряд орг...

Актуализация вопросов формирования готовности медицинских кадров к педагогическому виду деятельности

Актуальность статьи обусловлена задачами повышения качества подготовки врачей-ординаторов к многоплановой врачебной деятельности, включая педагогический аспект. В статье представлено обоснование для разработки более совершенной модели формирования го...

Формирование умений безопасного поведения как условие социальной адаптации воспитанников школы-интерната

В статье анализируются особенности формирования умений безопасного поведения в школе-интернате. Акцентируется внимание на трудностях социальной адаптации воспитанников школы-интерната и возможностей внеклассной работы в курсе безопасности жизнедеятел...

Становление ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста как проблема формирования культурно-гигиенических навыков

В данной статье автор раскрывает особенности становления ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста как проблемы формирования культурно-гигиенических навыков. Определены признаки и понятия здорового образа жизни детей дошкольного в...

Формирование исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматривается вопрос о возможности формирования исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в процессе теоретического обучения, прохождения практик, а также в рамках научно-исследовательс...

Формирование профессиональных компетенций магистрантов при изучении дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения»

В статье определена основная тенденция в современном непрерывном образовательном процессе и в целом педагогической науки – уточнение содержания понятий «компетентность» и «компетенции», которые призваны важнейшими для выпускников вузов. Продемонстрир...

К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда

В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...

Похожие статьи

Формирование компетенций по безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров образования

В статье рассматривается формирование компетенций по безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров образования. Сформулированы компетенции бакалавра в области безопасности жизнедеятельности. Проанализированы наиболее важные компетенц...

Особенности подготовки бакалавров в процессе изучения курса «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности» в условиях гуманизации образования

В статье рассматриваются особенности организации курса «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности» для бакалавров в условиях гуманизации образования. Описываются основные изменения, затрагивающие содержательные, структурные, резул...

Проектирование образовательных результатов основной образовательной программы подготовки бакалавров физико-математического образования

В статье рассматривается технология проектирования образовательных результатов основной образовательной программы подготовки бакалавров физико-математического образования на основе критериев Агентства по гарантии качества EdNet, приводятся предложени...

Организационные условия профессионально-ориентированной подготовки магистров образования

В статье актуализируется потребность в установлении взаимосвязи между результатами подготовки магистров образования, заложенными в требованиях стандарта высшего образования, и требованиями профессионального стандарта педагога; рассматривается ряд орг...

Актуализация вопросов формирования готовности медицинских кадров к педагогическому виду деятельности

Актуальность статьи обусловлена задачами повышения качества подготовки врачей-ординаторов к многоплановой врачебной деятельности, включая педагогический аспект. В статье представлено обоснование для разработки более совершенной модели формирования го...

Формирование умений безопасного поведения как условие социальной адаптации воспитанников школы-интерната

В статье анализируются особенности формирования умений безопасного поведения в школе-интернате. Акцентируется внимание на трудностях социальной адаптации воспитанников школы-интерната и возможностей внеклассной работы в курсе безопасности жизнедеятел...

Становление ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста как проблема формирования культурно-гигиенических навыков

В данной статье автор раскрывает особенности становления ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста как проблемы формирования культурно-гигиенических навыков. Определены признаки и понятия здорового образа жизни детей дошкольного в...

Формирование исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматривается вопрос о возможности формирования исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в процессе теоретического обучения, прохождения практик, а также в рамках научно-исследовательс...

Формирование профессиональных компетенций магистрантов при изучении дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения»

В статье определена основная тенденция в современном непрерывном образовательном процессе и в целом педагогической науки – уточнение содержания понятий «компетентность» и «компетенции», которые призваны важнейшими для выпускников вузов. Продемонстрир...

К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда

В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...

Задать вопрос