Формирование исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности
Авторы: Ребко Эльвира Михайловна, Сатывалдиева Бегимай
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 31.10.2016
Статья просмотрена: 436 раз
Библиографическое описание:
Ребко, Э. М. Формирование исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности / Э. М. Ребко, Бегимай Сатывалдиева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 169-172. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1492/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматривается вопрос о возможности формирования исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в процессе теоретического обучения, прохождения практик, а также в рамках научно-исследовательской работы, организованной на факультете.
Ключевые слова: формирование компетенций, компетенции, исследовательские компетенции, бакалавры, бакалавры образования, образование, безопасность жизнедеятельности.
В настоящее время в федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС 3+ / Стандарт) по направлению подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование определены виды профессиональной деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший программу бакалавриата [4]. Одним из основных видов профессиональной деятельности определен – исследовательский. Согласно ФГОС (3+) бакалавр, успешно освоивший программу подготовки должен быть готов решать следующие профессиональные задачи в области исследовательской деятельности:
- постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования; - использование в профессиональной деятельности методов научного исследования [4, с. 5].
Данные профессиональные задачи бакалавр может решать посредством реализации исследовательских компетенций, также представленных в Стандарте: - готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11); - способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью учащихся (ПК-12) [4, с. 8].
Анализ научной и учебно-методической литературы позволил нам очертить круг основных определений понятия «компетенция».
Таблица 1
Понятие «компетенции» в научной литературе
Трактовка термина, автор |
Источник |
1. Компетенция – способность, необходимая для выполнения определенной, преимущественно языковой деятельности в родном языке (Зимняя И.А.) [1]. |
Семина Вера Викторовна. Понятия «Компетенция» и «Компетентность» в российской образовательной парадигме // Среднее профессиональное образование. 2010. №4. |
2. Компетенция – это наперед заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика его профессиональной роли (Зимняя И.А.) [1]. |
Семина В. В. Понятия «Компетенция» и «Компетентность» в российской образовательной парадигме // Среднее профессиональное образование. 2010. №4. |
3. Компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.) [2]. |
Калекин А. А. Компетенция и компетентность: смыслообразующие понятия в образовании // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. №3. |
4. Компетенция – индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии (Маркова А. К.) [2]. |
Калекин А. А. Компетенция и компетентность: смыслообразующие понятия в образовании // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. №3. |
5. Компетенция – это способность к осуществлению практической деятельности, требующей наличия понятийной системы и … понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи (Милованова Н. Г., Прудаева В. Н.) [2]. |
Калекин А. А. Компетенция и компетентность: смыслообразующие понятия в образовании // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. №3. |
6. Компетенция – способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность (Шишов С., Агапов А.) [2]. |
Калекин А. А. Компетенция и компетентность: смыслообразующие понятия в образовании // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. №3. |
7. Компетенция – рациональное сочетание знаний и способностей, которыми обладает работник организации (Волгин Н. А.) [2]. |
Калекин А. А. Компетенция и компетентность: смыслообразующие понятия в образовании // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. №3. |
Изучив многообразие трактовок понятия «компетенция», в своем исследовании мы взяли за основу определение Зимней И. А. (пункт 2 Таблицы 1). Таким образом, под исследовательскими компетенциями (в широком значении) мы понимаем различные способности студента осуществлять исследовательские умения, реализовывать исследовательскую деятельность и применять их в профессиональной деятельности.
Наличие необходимой для нашего исследования учебно-методической информации, содержащейся на информационном портале refdb.ru [6], позволяет нам сказать, что формирование исследовательских компетенций включает в себя четыре основных компонента: мотивационно-личностный, интеллектуально-творческий, когнитивный и действенно-операционный.
Анализ учебной, методической, научной литературы, учебного плана и основной образовательной программы подготовки бакалавров образования по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности» позволили нам определить схему формирования исследовательских компетенций у будущих учителей безопасности жизнедеятельности.
Схема 1
Мотивационно-личностный компонент |
Интеллектуально-творческий компонент |
Когнитивный компонент |
Действенно-операционный компонент |
|
|
|
|
- мотивация и познавательная активность; - способность к преодолению когнитивных трудностей; - самостоятельность в процессе познания, принятия решений и их оценки; - ценностные ориентации; - эмоциональное отношение к учебе, исследовательской деятельности. |
- развитие познавательных процессов и учебных навыков; - уровень интеллекта; - экспериментальное мышление; - рефлексивные способности; - проявление креативного мышления. |
- знание сущности и технологии основных методов исследования в области безопасности жизнедеятельности |
- видение проблемы; - постановка вопросов; - выдвижение гипотезы; - способность классифицировать; - наблюдение; - овладение навыками проведения эксперимента; - умение структурировать материал; - формулирование выводов и умозаключений; - объяснение, доказательство и защита собственных идей. |
Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) |
Способность руководить учебно-исследовательской деятельностью учащихся (ПК-12) |
Формирование: - при изучении следующих учебных дисциплин:
- при участии в конференциях/семинарах; - при участии в круглых столах, дискуссионных клубах; - при написании научных статей/рефератов и тд. |
Формирование: - при изучении следующих учебных дисциплин:
- работа в студенческом научном обществе; - в ходе производственной практики в школе; - в ходе организации и подготовки к дискуссионным клубам, круглым столам; - при подготовки студенческой газеты/журнала; |
Формирование исследовательских компетенций бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности
Схема, представленная выше, дает четкое представление о том, что исследовательские компетенции бакалавра подлежат формированию в процессе теоретического обучения, прохождения практик, а также в рамках научно-исследовательской работы организованной на факультете. И если организация учебной и практической деятельности строго регламентируется утвержденным учебным планом, то научно-исследовательская работа будущих бакалавров на факультете определяется программой научно-исследовательской работы и планом работы студенческого научного общества.
Считаем необходимым подробнее остановиться на тематическом содержании программы научно-исследовательской работы и на плане работы студенческого научного общества факультета, так как именно они лежат в основе нашего магистерского исследования и определяют сущность и содержание двухлетней экспериментальной работы по формированию исследовательских компетенций у бакалавров образования, обучающихся по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности».
Таблица 2
Тематическое содержание программы научно-исследовательской работы
Тема |
Кол-во часов |
Наука и научное познание |
2 |
Методологические основы психолого-педагогического исследования |
2 |
Методы научного исследования |
2 |
Виды и формы научной работы |
2 |
Технологии работы с информационными источниками |
2 |
Определение научной темы исследования. Структура исследования. Планирование, составление графа |
2 |
Организация и проведение опытно-экспериментальной работы |
4 |
Работа над научной статьей |
4 |
Оформление и защита выпускной квалификационной работой |
2 |
Понятие о конкурсе, гранте, проекте. Виды, основы формирования заявки |
2 |
* данная программа не входит в 240 з.е., определенных ФГОС 3+ и учебным планом подготовки бакалавров. Является дополнительной и добровольной для посещения, проводится в форме цикла открытых семинаров для студентов на бесплатной основе
Таблица 3
План мероприятий студенческого научного общества факультета безопасности жизнедеятельности на 2016/2017 учебный год
Месяц |
Планируемые мероприятия |
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
1. Старт проекта «Безопасность в науке» 2. Открытый учебно-методический семинар «Презентация научного выступления». 3. Подведение итогов календарного 2016 года. |
Январь |
1. Составление и утверждение плана научных мероприятий на 1 полугодие 2017 года. 2. Подготовка к реализации проекта «Безопасность в науке» |
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
Август |
|
Дополнительно к существующему тематическому плану занятий и мероприятий, планируется осуществление открытых лекций по безопасности жизнедеятельности, актуальным вопросам безопасности человека в современном мире, методике и технологиях современных исследований в области образования безопасности жизнедеятельности. Открытая предзащита выпускных квалификационных работ и предзащита магистерских, кандидатских диссертаций.
Литература:
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2006; http: // www.eidos.ru/journal/2006/0505/htm
- Калекин А. А. Компетенция и компетентность: смыслообразующие понятия в образовании // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsiya-i-kompetentnost-smysloobrazuyuschie-ponyatiya-v-obrazovanii (дата обращения: 19.10.2016).
- Семина Вера Викторовна Понятия «Компетенция» и «Компетентность» в российской образовательной парадигме // Среднее профессиональное образование. 2010. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiya-kompetentsiya-i-kompetentnost-v-rossiyskoy-obrazovatelnoy-paradigme (дата обращения: 19.10.2016).
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (уровень высшего образования бакалавриат) по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Электронный ресурс Миноборнауки.рф/документы/5034/файл/4029/Prikaz_№_1501_ot_21.11.2014.pdf (дата обращения к ресурсу 05.10.2016).
- Официальный информационно-образовательный портал «В помощь учителю и менеджеру школы» http://www.pedsovet.pro/index.php/in-the-world-of-education/73-pedagogical-innovation/2257-issledovatelskaya-kompetentsiyakompetentnost-odna-iz-prioritetnih-sostavlyayushchih-kompetentnostnogo-podhoda-v-obrazovanii.html
- Информационный портал refdb.ru «Методологические основы формирования исследовательских компетенций учащихся (для преподавателей, ведущих инновационно-управленческую деятельность в образовательных учреждениях г.Москвы» https://refdb.ru/look/2923761.html
Ключевые слова
образование, формирование компетенций, компетенции, безопасность жизнедеятельности, исследовательские компетенции, бакалавры, бакалавры образованияПохожие статьи
Методические условия формирования коммуникативной компетентности бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности
В статье рассматриваются методические условия формирования коммуникативной компетентности бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности. Статья предназначена для широкого круга читателей.
Формирование компетенций по безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров образования
В статье рассматривается формирование компетенций по безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров образования. Сформулированы компетенции бакалавра в области безопасности жизнедеятельности. Проанализированы наиболее важные компетенц...
Изучение проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности
В статье рассматриваются методические подходы к решению проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.
К вопросу о развитии целевых установок педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности
В статье рассматриваются целевые установки, оказывающие влияние на подготовку магистров образования в области безопасности жизнедеятельности. Раскрываются образовательные, воспитательные и развивающие цели методической составляющей подготовки магистр...
Проблемы формирования исследовательской деятельности у обучающихся в системе СПО
Статья посвящена проблемам, связанным с формированием исследовательской деятельности при изучении дисциплин естественно-научного цикла у обучающихся техникума.
Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ
В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.
Формирование профессиональных компетенций магистрантов при изучении дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения»
В статье определена основная тенденция в современном непрерывном образовательном процессе и в целом педагогической науки – уточнение содержания понятий «компетентность» и «компетенции», которые призваны важнейшими для выпускников вузов. Продемонстрир...
Современные тенденции подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности
В статье рассматриваются общие и специфические тенденции, влияющие на развитие высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.
Формирование экологической компетентности у бакалавров в процессе педагогической практики
В статье рассматривается понятие экологическая компетентность, а также раскрывается один из подходов к ее формированию у студентов бакалавров в процессе прохождения педагогической практики.
Использование зарубежного опыта в процессе профессиональной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности
В статье представлен имеющийся опыт подготовки учащихся школ и студентов вузов Израиля и Испании в области безопасности жизнедеятельности и его использование в учебно-воспитательном процессе подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в педаго...
Похожие статьи
Методические условия формирования коммуникативной компетентности бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности
В статье рассматриваются методические условия формирования коммуникативной компетентности бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности. Статья предназначена для широкого круга читателей.
Формирование компетенций по безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров образования
В статье рассматривается формирование компетенций по безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров образования. Сформулированы компетенции бакалавра в области безопасности жизнедеятельности. Проанализированы наиболее важные компетенц...
Изучение проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности
В статье рассматриваются методические подходы к решению проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.
К вопросу о развитии целевых установок педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности
В статье рассматриваются целевые установки, оказывающие влияние на подготовку магистров образования в области безопасности жизнедеятельности. Раскрываются образовательные, воспитательные и развивающие цели методической составляющей подготовки магистр...
Проблемы формирования исследовательской деятельности у обучающихся в системе СПО
Статья посвящена проблемам, связанным с формированием исследовательской деятельности при изучении дисциплин естественно-научного цикла у обучающихся техникума.
Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ
В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.
Формирование профессиональных компетенций магистрантов при изучении дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения»
В статье определена основная тенденция в современном непрерывном образовательном процессе и в целом педагогической науки – уточнение содержания понятий «компетентность» и «компетенции», которые призваны важнейшими для выпускников вузов. Продемонстрир...
Современные тенденции подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности
В статье рассматриваются общие и специфические тенденции, влияющие на развитие высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.
Формирование экологической компетентности у бакалавров в процессе педагогической практики
В статье рассматривается понятие экологическая компетентность, а также раскрывается один из подходов к ее формированию у студентов бакалавров в процессе прохождения педагогической практики.
Использование зарубежного опыта в процессе профессиональной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности
В статье представлен имеющийся опыт подготовки учащихся школ и студентов вузов Израиля и Испании в области безопасности жизнедеятельности и его использование в учебно-воспитательном процессе подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в педаго...