Организация научно-исследовательской работы магистрантов педагогического образования (на примере магистерской программы «Социальная безопасность в городской среде»)
Автор: Ребко Эльвира Михайловна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 31.10.2016
Статья просмотрена: 770 раз
Библиографическое описание:
Ребко, Э. М. Организация научно-исследовательской работы магистрантов педагогического образования (на примере магистерской программы «Социальная безопасность в городской среде») / Э. М. Ребко. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 172-177. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1473/ (дата обращения: 21.11.2024).
Статья посвящена вопросам организации научно-исследовательской работы магистрантов, обучающихся по направлению 44.04.01. Педагогическое образование, магистерская программа «Социальная безопасность в городской среде» на кафедре социальной безопасности Герценовского университета.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа, магистр образования, высшее педагогическое образование, социальная безопасность, образование в области безопасности жизнедеятельности, научная работа, исследовательская компетенция.
Необходимость выработки системы знаний о принципах, формах и способах исследовательской деятельности стала очевидной к середине XIX столетия, когда научные открытия начали все шире использоваться в производстве, транспорте, военной, образовательной областях и обыденной жизни. Именно в это время наука стала рассматриваться в качестве одного из главных условий ускоренной эволюции человека [1, с. 9]. Сегодня стало очевидным, что научно-исследовательская работа будущего педагога-исследователя выступает важным звеном его профессиональной компетентности. Это подтверждено и федеральным государственным образовательным стандартом подготовки магистров образования по направлению 44.04.01 Педагогическое образование [4], в котором в качестве одного из видов деятельности определен - исследовательский. Ему же сопутствуют определенные компетенции и профессиональные задачи на формирование и решение которых направлена научно-исследовательская работа магистрантов.
Однако, несмотря на это, каждая группа разработчиков основной образовательной программы (далее ООП) подготовки магистрантов образования имеет право самостоятельно определять сущность и содержание научно-исследовательской работы, а также определять порядок организации ее на кафедре. Не исключением является и кафедра социальной безопасности Герценовского университета, которая в настоящее время ведет подготовку магистров образования по трем магистерским программам («Социальная безопасность в городской среде», «Безопасность жизнедеятельности в информационной среде», «Безопасность на дорогах и транспорте»). В рамках обучения магистра на кафедре социальной безопасностинаучно-исследовательская работапредполагает комплекс научных и исследовательских работ, направленных на формирование компетенций в рамках изучаемой магистерской программы и направления подготовки. Также научно-исследовательская работа магистранта предполагает углубленное изучение и попытку решения ключевой проблемы исследования, которая лежит в основе магистерской диссертации [3, c. 5].
В учебном плане подготовки магистров образования в области социальной безопасности (магистерская программа «Социальная безопасность в городской среде») на научно-исследовательскую работу магистрантов отводится 30 з.е. (20 недель). Научно-исследовательская работа магистрантов реализуется во всех семестрах обучения (1-4 для очной формы обучения), каждый из которых заканчивается промежуточной аттестацией в виде зачета или дифференцированного зачета (зачета с оценкой).
Разработчиками ООП «Социальная безопасность в городской среде» были определены следующие компетенции и профессиональные задачи на формирование которых направлена НИР.
Компетенции: общекультурные: ОК-3; общепрофессиональные: ОПК-1,ОПК-2,ОПК-4; профессиональные: ПК-5,ПК-6,ПК-18,ПК-19 (трактовка компетенций представлена в литературном источнике 4, с. 6-9).
Профессиональные задачи:
- осуществление профессионального самообразования и личностного роста;
- анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере науки и образования (безопасности жизнедеятельности) путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;
- проведение и анализ результатов научного исследования в сфере науки и области образования с использованием современных научных методов и технологий;
- проектирование содержания учебных дисциплин (модулей), форм и методов контроля и контрольно-измерительных материалов;
- повышение культурно-образовательного уровня различных групп населения, разработка стратегии просветительской деятельности [4. с. 4-6].
Авторами рабочей программы научно-исследовательской работы также были определены знания, умения и навыки на которые ориентирована НИР.
Таблица 1
Ожидаемые результаты, на которые направлена научно-исследовательская работа магистранта ООП «Социальная безопасность в городской среде»
Магистр, успешно освоивший программу научно-исследовательской работы, компетенции и профессиональные задачи должен: |
||
знать: |
уметь: |
владеть: |
- научные основы современной методологии научного исследования в сфере безопасности жизнедеятельности, информационной и социальной безопасности; - достижения отечественной и зарубежной науки в конкретной области знаний (образование в области безопасности жизнедеятельности); - историю развития предметной области знаний безопасности жизнедеятельности, ее роль и место в изучении конкретной научной проблемы (своего диссертационного исследования); - методику и практику ведения научного исследования; - научные основы и организацию управления образовательным процессом и научным исследованием; - требования к оформлению научных статей, рефератов, отчетов, исследований (в том числе диссертационного исследования); - требования к изложению и представлению полученных результатов в виде научных отчетов, докладов, презентаций и т.п.; |
- проектировать и планировать представление научно-исследовательской работы и продумывать задания, строящиеся на каждом из этапов реализации исследования (диссертационного); - формулировать научную проблему, осуществлять стратегию и тактику научного исследования; - осуществлять анализ научной и учебно-методической литературы по проблемам магистерской программы и магистерской диссертации; - адекватно подбирать средства и методы для ведения научно-исследовательской работы и решения поставленной задачи научно-исследовательской работы; - делать обоснованное заключение по результатам проведенного исследования, в том числе в виде научных докладов и публикаций; - владеть методами организации и проведения научно-исследовательской работы в сфере информационной безопасности / социальной безопасности в городской среде;
|
- способами обработки, получения эмпирических данных; - способами обработки полученных экспериментальных данных и их интерпретации; - современными методами сбора, обработки и интерпретации научной информации с использованием современных информационных технологий; - методами и формами изложения и представления полученных результатов в виде научных отчетов, докладов, презентаций и т.п.; - методами организации и проведения научно-исследовательской работы; - опытом проведения научного исследования и представления ее результатов.
|
Организация НИР по магистерской программе «Социальная безопасность в городской среде» определяется спецификой назначения магистратуры в рамках уровневого образования, содержанием целевой установки магистерской программы, а также уровнем и потенциалом кафедры социальной безопасности.
Традиционно на кафедре вопросами организации НИР и подготовки магистерской диссертации занимаются руководители магистерских программ и научные руководители диссертаций, что неизбежно приводит к объединению этих видов деятельности, а именно к написанию выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).
Выполнение научно-исследовательской работы курируется академическим консультантом (которым выступает руководитель магистерской программы), заведующим кафедрой и научным руководителем магистерской диссертации.
Научно-исследовательская работа магистрантов планируется на основе научно-исследовательской работы кафедры социальной безопасности и индивидуальной технологической карты, составляемой для каждого магистранта в начале каждого семестра обучения. Вся программа научно-исследовательской работы студентов основана на 4х семестрах и соответствующих им технологических картах, включающих инвариантные и вариативные задания, определяющие цели, задачи, ожидаемые результаты.
Технологическая карта – документ, определяющий план работы магистранта, перечень всех видов работ, выполняемых магистрантом в течение семестра, форм отчетности, формируемых компетенций. Составляется заблаговременно, в начале семестра совместно с руководителем НИР, утверждается на заседании кафедры социальной безопасности [3. с. 9].
В отдельных случаях, в процессе выполнения НИР, в технологическую карту могут вноситься изменения, которые имеют основания для повышения качества и эффективности образовательного процесса, но в таком случае, технологическая карта должна повторно утверждаться на заседании кафедры.
Технологическая карта включает: основную информацию, данные о студенте и руководителе, техническое задание (инвариантный (обязательный для выполнения) и вариативный (по желанию студента) блоки), информацию о дополнительных мероприятиях, краткий отзыв и оценку руководителя.
Инвариантный блок является обязательным для выполнения всеми магистрантами и в полной мере соответствует программе НИР, утвержденной на кафедре социальной безопасности. Выполнение всех инвариантных заданий позволит магистранту получить количество баллов, соответствующее положительной оценке по шкале, представленной выше (max 69 баллов). Для получения более высокого результата (70 и более баллов) баллов студенту необходимо выполнять по выбору задания вариативного блока.
Вариативный блок является индивидуальным. Задания, выполняемые в этом блоке, могут быть определены совместно руководителем НИР и магистрантом с целью более качественного решение поставленных задач в рамках определенного исследования, в том числе диссертационного.
Итоговый отчет по НИР за семестр формируется из документов, перечень которых указан в технологической карте на момент ее утверждения. Данные документы являются обязательными для предоставления научному руководителю и должны соответствовать требованиям, рекомендациям представленными в настоящем пособии.
Таблица 2
Технологическая карта научно-исследовательской работы в семестре
ФИО студента |
||||||||
Магистерская программа |
Социальная безопасность в городской среде |
|||||||
ФИО руководителя НИР |
||||||||
Техническое задание |
||||||||
Задание, формируемые компетенции |
Полученный результат (форма представления в отчете) |
Возможность практического применения |
Количество полученных баллов (max / real)* |
|||||
Инвариантные задания |
||||||||
Анализ содержания научно-методической деятельности базового учреждения (кафедра социальной безопасности) |
Отчет по установленной форме |
Приобщение к документации кафедры |
||||||
Работа с информационными справочными и реферативными изданиями по направлениям работы кафедры социальной безопасности |
Аннотированный каталог |
Данные для студентов и преподавателей, расположенные в медиацентре кафедры |
||||||
Создание текста по заданным параметрам |
Компендиум (электронный конспект) |
Применение в последующем на производственной (педагогической) практике |
||||||
Создание структурированной базы данных по заданной тематике (полнотекстовой) |
Подборка тематических статей по заявленной теме |
Размещение в медиацентре, применение в НИР и собственной магистерской диссертации |
||||||
Составить отчет магистранта о проделанной (научно-исследовательской) работе |
Отчет магистранта о проделанной работе по установленной форме |
Использование в исследовании по магистерской диссертации. |
||||||
Вариативные задания |
||||||||
Самостоятельное освоение новых методов исследования |
Обзор периодических изданий |
Размещение в медиацентре, применение в НИР и собственной магистерской диссертации |
||||||
Анализ диагностических методик по проблеме исследования |
Предоставление краткого описания методик |
Применение в НИР и собственной магистерской диссертации |
||||||
Общее количество баллов: |
||||||||
Дополнительные мероприятия НИР: |
||||||||
- (например) участие в научно-практической конференции; |
||||||||
Краткий отзыв руководителя о деятельности магистранта в период НИР: |
||||||||
В целом, оценка за НИР в семестре: |
_________________ (в баллах) |
_________________ (оценка) |
_____ |
|||||
* (max / real), где «max» - максимальное количество баллов, которое можно получить за выполняемое задание, а «real» - реальное количество баллов, полученное по итогам выполненных заданий. Значение «max» изначально проставлено в технологической карте согласно утвержденной на кафедре программе НИР, значение «real» выставляется руководителем НИР по мере подачи студентов выполненных работ.
В настоящей программе НИР разработчиками ООП «Социальная безопасность в городской среде» определена следующая группа исследовательских заданий (Таблица 3).
Таблица 3
Основные виды исследовательских заданий научно-исследовательской работы
Научная статья |
Аннотированный каталог, библиографический список |
Компендиум (электронный конспект) |
Подборка полнотекстовых научных статей по теме диссертационного исследования |
Отчет магистранта о проделанной работе по установленной форме |
Анализ содержания научно-исследовательской деятельности базового учреждения |
Краткое описание методов исследования, которые планируется применять в своей ВКР |
Представление полнотекстовых диагностических методик, которые возможно применить в собственном исследовании |
Каталог Интернет-ресурсов по проблеме диссертационного исследования с краткой аннотацией |
Оформление графа в соответствии с требованиями |
Отчет о проведении экспериментальной части и представление результатов эксперимента |
Электронная презентация по описанию теоретической части исследования |
Сценарий вебинара по заданной теме |
Презентационные материалы, видеофрагменты |
Прохождение предзащиты |
Портфолио магистранта |
Стендовый доклад |
Терминологический словарь |
Подбор, систематизация и презентация материалов для студентов-заочников по дисциплинам кафедры социальной безопасности |
Рабочая программа дисциплины по установленной форме |
Проектирование и разработка нового учебного содержания, технологий и конкретных методик обучения |
Участие в подготовке и проведении студенческой научно-практической конференции |
Предоставить материалы ФОС (в печатном или электронном виде) с указанием полных выходных данных источника |
Представление результатов самостоятельного научного исследования |
Параграф диссертации с описанием хода эксперимента |
Портфолио личных достижений магистранта |
Подбор фотоматериалов / иллюстраций по заданной теме |
Промежуточная аттестация по НИР в семестре включает отчет магистранта с приложением отчетных документов (соответственно инвариантной и вариативной части заданий, технологической картой, заполненной магистрантом и руководителем, письменной или устной характеристики руководителя).
При выставлении общей оценки учитываются:
- общее количество баллов (согласно технологической карте);
- устный отчет магистранта (на заседании кафедры социальной безопасности в конце семестра);
- характеристика деятельности магистранта, которая дается руководителем НИР (научным руководителем магистранта / руководителем магистерской программы);
- участие в дополнительных мероприятиях НИР.
Оценка за выполнение НИР в семестре фиксируется:
- в ведомости / в индивидуальном плане студента / экзаменационном листе;
- в технологической карте НИР за семестр (хранится в течение 2х лет);
- в зачетной книжке магистранта.
Таблица 4
Шкала перевода баллов, набранных студентом в традиционную оценку
Сумма баллов |
85-100 |
70-84 |
55-69 |
0-54 |
Дифференцированный зачет |
5 |
4 |
3 |
2 |
Зачет |
зачтено |
Не зачтено |
||
* (согласно общеуниверситетской системе, представленной в зачетно-экзаменационных ведомостях в системе «Деканат» РГПУ им. А.И. Герцена)
По мнению разработчиков программы организация научно-исследовательской работы на основе технологической карты поможет магистрантам:
- понять сущность и содержание научно-исследовательской работы;
- определить, что является ключевыми точками НИР в семестре и в целом, за период обучения в магистратуре;
- планировать и определять последовательность выполняемых заданий, проектировать индивидуальный маршрут реализации НИР в семестре;
- оценивать проделанную работу и соотносить с планируемыми результатами;
- эффективно взаимодействовать с руководителем научно-исследовательской работы, пользоваться формами отчетной документации;
- взаимодействовать с коллегами по направлению обучения.
В заключении необходимо отметить, что научно-исследовательская работа предполагает активную позицию магистранта и руководителя в освоении предлагаемого материала. Спектр научно-исследовательских работ весьма широк и может быть дополнен (или заменен) иными видами работ в процессе обучения. В виду модификации содержания программы научно-исследовательской работы в вузе или изменения нормативно-правовых документов, регулирующих процесс обучения в магистратуре по данному направлению подготовки (ФЗ «Об образовании», вступление с силу нового стандарта образования и пр.), в НИР могут быть включены корректировки компетенций и содержания.
Литература:
- Методика научной работы: учебное пособие. – Зверев В.В., Москва: Проспект, 2016. – 104 с.
- Самостоятельная работа студентов: практическое пособие / Ю.Г. Волков, А.В. Лубский, А.В. Верещагина. – М.: КНОРУС, 2016. – 142 с. – (Бакалавриат и магистратура)
- Учебно-методическое пособие по научно-исследовательской работе магистрантов (направление 44.04.01 Педагогическое образование). Магистерские программы: «Безопасность жизнедеятельности в информационной среде», «Социальная безопасность в городской среде» / Т.В. Вилейто, Э.М. Ребко, П.В. Станкевич – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016 – 91 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ 21.11.2014 № 15.05.
Ключевые слова
научно-исследовательская работа, образование в области безопасности жизнедеятельности, научная работа, исследовательская компетенция, социальная безопасность, высшее педагогическое образование, магистр образованияПохожие статьи
Формирование предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности
В статье рассматривается логика конструирования структуры и содержания предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» в рамках основной образовательной программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности», разработанной в ...
Организация краеведческой работы при обучении бакалавров (направление «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование»)
В статье рассматривается возможность организации краеведческой работы с бакалаврами (направление «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование») в русле таких дисциплин как «Землеведение и краеведение», «Методика преподавани...
Самостоятельная работа как компонент системы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности
В статье описывается специфика организации самостоятельной работы магистров в процессе в процессе методической подготовки на базе факультета безопасности жизнедеятельности в РГПУ им. А.И, Герцена. Рассматривается содержание самостоятельной работы маг...
Особенности обучения бакалавров направления «Естественнонаучное образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности» по экологической безопасности
В статье представлена содержательная характеристика дисциплин «Экологическая безопасность города-мегаполиса», «Основы экологической безопасности». Показана возможность использования знаниевого компонента дисциплин в подготовке бакалавров профиля «Без...
Обучение организации культурно-просветительской работы учителя ОБЖ по профилактике информационной зависимости школьников как важный компонент подготовки бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности
В статье рассмотрена роль культурно-просветительской работы учителя основ безопасности жизнедеятельности при осуществлении профилактики информационной зависимости учащихся, место культурно-просветительской работы в профессиональном стандарте педагога...
Методические аспекты подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах
Статья посвящена проблемам подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах. В статье приводится характеристика государственного образовательного стандарта, рассматривается специфика педагогического вуза в подготовке бакалавр...
Проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов»
В статье анализируются проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров на младших курсах Тюменского государственного строительного университета по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов» и предл...
Профессионализация общеобразовательных дисциплин согласно ФГОС СПО по направлению подготовки «Машиностроение» (на примере учебной дисциплины «Физическая культура»)
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение». Приводятся результаты профессионализации учебной дисциплины «Физическая ку...
Роль исследовательских компетенций в работе психолога-диагноста
В настоящей статье рассматриваются вопросы формирования исследовательских компетенций при вузовской подготовке студентов по специальности «Психология», что определяет, в конечном счете, успешность психодиагностических умений и навыков будущих специал...
Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...
Похожие статьи
Формирование предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности
В статье рассматривается логика конструирования структуры и содержания предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» в рамках основной образовательной программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности», разработанной в ...
Организация краеведческой работы при обучении бакалавров (направление «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование»)
В статье рассматривается возможность организации краеведческой работы с бакалаврами (направление «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование») в русле таких дисциплин как «Землеведение и краеведение», «Методика преподавани...
Самостоятельная работа как компонент системы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности
В статье описывается специфика организации самостоятельной работы магистров в процессе в процессе методической подготовки на базе факультета безопасности жизнедеятельности в РГПУ им. А.И, Герцена. Рассматривается содержание самостоятельной работы маг...
Особенности обучения бакалавров направления «Естественнонаучное образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности» по экологической безопасности
В статье представлена содержательная характеристика дисциплин «Экологическая безопасность города-мегаполиса», «Основы экологической безопасности». Показана возможность использования знаниевого компонента дисциплин в подготовке бакалавров профиля «Без...
Обучение организации культурно-просветительской работы учителя ОБЖ по профилактике информационной зависимости школьников как важный компонент подготовки бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности
В статье рассмотрена роль культурно-просветительской работы учителя основ безопасности жизнедеятельности при осуществлении профилактики информационной зависимости учащихся, место культурно-просветительской работы в профессиональном стандарте педагога...
Методические аспекты подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах
Статья посвящена проблемам подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах. В статье приводится характеристика государственного образовательного стандарта, рассматривается специфика педагогического вуза в подготовке бакалавр...
Проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов»
В статье анализируются проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров на младших курсах Тюменского государственного строительного университета по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов» и предл...
Профессионализация общеобразовательных дисциплин согласно ФГОС СПО по направлению подготовки «Машиностроение» (на примере учебной дисциплины «Физическая культура»)
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение». Приводятся результаты профессионализации учебной дисциплины «Физическая ку...
Роль исследовательских компетенций в работе психолога-диагноста
В настоящей статье рассматриваются вопросы формирования исследовательских компетенций при вузовской подготовке студентов по специальности «Психология», что определяет, в конечном счете, успешность психодиагностических умений и навыков будущих специал...
Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...