Формирование компетентностей специалистов Безопасности жизнедеятельности | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Никитина, Е. С. Формирование компетентностей специалистов Безопасности жизнедеятельности / Е. С. Никитина. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1467/ (дата обращения: 19.12.2024).



Динамично развивающееся современное общество характеризуется мощным научным и техническим прорывом. Применение новых знаний может не только способствовать эволюции общества, но и угрожать его безопасности. Подход к обеспечению безопасности жизнедеятельности человека, основанный на принципе «спасать и исправлять», должен уступить место новому, базирующемуся на принципе «предвидеть и предупреждать». В настоящее время все больше внимания уделяется вопросам компетентности в образовательном процессе. В нашей работе мы рассматриваем вопрос компетентности специалиста безопасности жизнедеятельности. В современных нормативных документах Министерства в разделе Требования к уровню подготовки выпускников наряду с традиционными уровнями: знать/ понимать, уметь — присутствует новый уровень — использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Компетентностный подход предполагает наряду с формированием прочных знаний у студентов оказывать им помощь в овладении определенной системы конкретных умений и алгоритмом действий в определенных условиях. Иными словами, в ходе учебного процесса у студентов должны формироваться знания, которые бы в дальнейшем были фундаментом их практической деятельности, а также умений применять и использовать полученные знания в повседневной жизни.

В связи с возникающими в системе подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности противоречиями:

— между принятием компетентностного подхода, как основы реформирования высшего профессионального образования и отсутствием научного обеспечения способов его реализации;

— между объемом накопления практического решения проблем педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности и недостаточным научным его обобщением появилась необходимость в применении различных методологических подходов. Реализация системного и деятельностного подходов позволит устранить указанные противоречия. Использование системного подхода в процессе нашего исследования обуславливалось тем, что понятие «система компетентностей» включает и обобщает методические разработки и пути решения проблемы формирования компетентностей у специалистов безопасности жизнедеятельности в процессе физической подготовки в соответствии с основными задачами образовательного процесса.

Системный подход к реализации компетентностей специалистов безопасности жизнедеятельности предполагает применение совокупности методов, средств, приемов педагогического воздействия, направленных на формирование определенных качеств личности.

Деятельностный подход определяет рассмотрение всех основных компонентов деятельности студентов: потребностей, мотивов, целей, действий, операций, способов управления, самоконтроля и самоанализа полученных личностных результатов. Для нашего исследования деятельностный подход имеет большое значение, так как компетентности изучаются в системе свойств и личностных качеств обучаемого. Указанные методологические подходы обеспечивают всесторонность информации о компетентности личности, способах формирования и развития компетентностей студентов факультета безопасности жизнедеятельности.

Под термином «специалист безопасности жизнедеятельности» мы подразумеваем широкое понятие (учитель, спасатель МЧС, пожарный, силовые структуры и т. д.). Реализация этих понятий зависит от профессиональной компетентности специалиста как главной фигуры образования, в частности — от его компетентности в решении педагогических задач, так как они во многом определяют содержание педагогического процесса и результаты профессиональной деятельности специалиста. А так как одной из доминирующих, по-нашему мнению, в этой деятельности является физическая составляющая, существует необходимость теоретических и практических исследований влияния профессионально-прикладной физической подготовки на формирование профессиональной компетенции у специалиста безопасности жизнедеятельности.

Любой трудовой процесс имеет внешнее проявление — двигательную деятельность человека, трудовую активность. Физический и умственный труд, являются основными формами труда. Во многих массовых профессиях происходит сочетание физического и умственного труда, но при сохранении относительной самостоятельности того или другого. Разделение труда на чисто физический и умственный в настоящее время носит достаточно условный характер. Здесь уместно говорить о смешанной форме труда, такое условное распределение по признаку проявления определенных функций в процессе труда, принятое в физиологии и психологии труда, облегчает изучение динамики работоспособности развития производственного утомления. Трудовой процесс и физическая культура и спорт имеют психофизиологическое тождество, благодаря этому на занятиях можно моделировать отдельные элементы трудовых процессов. Это помогает подбору средств физической культуры и спорта в целях профессионально-прикладной физической подготовки студентов к предстоящей работе по профессии.

Основное назначение прикладной физической подготовки (ПФП) включает направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда. Многочисленные научные данные показывают, что ПФП существенно влияет на повышение качества профессионального обучения и сокращение сроков овладения трудовыми навыками создание предпосылок для устойчивой и высокой работоспособности, что тем самым увеличивает надежность человеческого звена в системе «человек — машина». ПФП также повышает устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям производственной среды и снижает заболеваемость, способствует профессиональному долголетию кадрового состава работников.

Профессиональная компетентность специалистов безопасности жизнедеятельности проявляется как интегративная характеристика, определяющая способность решать профессиональные задачи и проблемы, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности.

Как показывает обзор специальной литературы, исследования ведутся в различных направлениях: формирование компетентности будущего педагога (В. Н. Введенский), изучение содержания профессионально-педагогической деятельности преподавателя в нашей стране (Л. М. Абдулина, Э. Ш. Абдюшев, В. А. Антипова, Е. В. Бережнова, З. Ф. Есарева, Н. В. Кузьмина, Ю. К. Янковский) и за рубежом (Е. Д. Вознесенская, Б. Л. Вульфсон, Н. И. Костина, Л. В. Кузнецова, М. С. Сунцова, Ю. Е. Штейнсапир), оценка профессионально-педагогического мастерства преподавателя высшей квалификации (Н. Асеев, Н. Дудкина, Л. Куприянова, А. Федоров). Цели работ этих ученых, в основном, направлены на выяснение условий, факторов, критериев педагогического мастерства, разработку путей его совершенствования.

На разработку методики формирования компетентностей специалистов безопасности жизнедеятельности оказывают влияние методические принципы, определяющие отбор и структуру учебного материала, взаимосвязи между основными дисциплинами подготовки специалистов. Принципами для отбора содержания подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности являются: практическая направленность, взаимосвязь физической и методической подготовки, профессиональная мобильность, технологичности и др.

При профессиональной подготовке специалистов безопасности жизнедеятельности используется сочетание общей физической подготовки со специализированной — профессионально-прикладной физической подготовкой. Такая взаимосвязь дисциплин позволяет формировать и развивать направленные физические и психические качества специалиста безопасности жизнедеятельности, способного применить их в различных условиях.

С учетом компетентностного подхода выделяем компетентности, формируемые при обучении специалистов безопасности жизнедеятельности прикладной физической подготовки:

— уверенность в себе, самоконтроля при выполнении физических упражнений;

— готовность решать ситуационные вопросы, приближенные к чрезвычайным ситуациям;

— способность к совместной деятельности в команде при выполнении заданий;

— способность принимать правильные решения в чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, выделенные компетентности специалистов безопасности жизнедеятельности, формируемые при обучении студентов прикладной физической подготовке смогут, на наш взгляд, обеспечить практическое решение жизненных ситуаций.

Теоретическая значимость нашего исследования заключалась в следующем:

-определена структура формирования компетентностей, включающая ценностный, когнитивный, деятельностный компоненты;

-разработано содержательное наполнение одного из основных компонентов деятельностной компетентности;

-на основе выделенных критериев с учетом личностных факторов выявлена степень сформированностидеятельностной компетентности будущих специалистов безопасности жизнедеятельности.

Литература:

  1. Гафнер В. Профессиональная компетентность учителя ОБЖ как психолого- педагогическая проблема. Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004.– № 9. С.15– 17.
  2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня.– 2003 г. — № 5 — с.34–42.
  3. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под редакцией проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Родионовой. — СПб. 2004 г.
  4. Монография Л. А. Михайлова 2000 г.
  5. Материалы к научным конференциям В. В. Фирстов 1999; И. А. Ротанов 1998, 2001; И. М. Шилова2000,2002; Михайлов Л.А 2002, 2003.Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры/Учебник для ИФК. М., ФиС, 1991.
  6. Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. М.: Высшая школа, 1985.
  7. Теория и методика физического воспитания. / Под ред. Б. А. Ашмарина. — М.: «Просвещение», 1979.
  8. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное пособие/ Под ред. Ю. Ф. Курамшина, В. И. Попова; СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафт-СПб, 2001 г.
Основные термины (генерируются автоматически): подход, прикладная физическая подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка, знание, компетентность, образовательный процесс, повседневная жизнь, практическая деятельность, профессиональная деятельность, системный подход, специалист безопасности жизнедеятельности, трудовой процесс, умственный труд, физическая культура.
Задать вопрос