В современных условиях внедрения новых образовательных стандартов высшего и общего образования школе необходим педагог, способный творчески решать профессиональные задачи; умеющий самостоятельно приобретать новые знания и применять их в нестандартных ситуациях. Поэтому аспекты подготовки педагога- исследователя в последнее время становятся особенно актуальными. Различные аспекты подготовки магистров педагогического образования привлекают внимание многих ученых, среди них Е.М.Нестеров, Н.О.Верещагина, И.Н.Пономарева, О.Г. Роговая В.П.Соломин, П.В.Станкевич и др. Результатом подготовки магистров педагогического образования, по мнению исследователей, является профессиональная компетентность педагога [3, 5, 6]. Понятие профессиональная компетентность педагога рассматривается как «свойство личности», представляющее собой «совокупность умений педагога как субъекта педагогического воздействия особым образом структурировать научное и практическое знание в целях эффективного решения педагогических задач» [4]. Следовательно, профессиональную компетентность педагога можно рассматривать как способность к творческому решению исследовательских задач и результативному осуществлению профессиональной деятельности. Основным направлением формирования профессиональной компетентности магистра образования в области безопасности жизнедеятельности является его активное участие в исследовательской деятельности, что стимулирует и обеспечивает формирование у него исследовательских умений [2].
О готовности магистров педагогического образования в области безопасности к деятельности педагога-исследователя свидетельствует сформированность следующих умений:
- разрабатывать и реализовывать методики в области образования безопасности жизнедеятельности на основе анализа методической литературы;
- анализировать результаты научных исследований в области образования безопасности жизнедеятельности и применять их при решении научно-исследовательских задач;
- осуществлять научное исследование в области образования безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях различных типов;
- систематизировать, обобщать и распространять отечественный и зарубежный методический опыт в образовательной области безопасность жизнедеятельности;
- использовать современные методы контроля и оценки исследовательской деятельности;
- анализировать учебно-воспитательный процесс по безопасности жизнедеятельности на соответствие достигнутого результата к планируемому.
Рассмотрим возможности формирования содержательной составляющей указанных умений магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности на примере блока методических дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Современные проблемы методики обучения безопасности жизнедеятельности в школе», «Инновационные процессы в образовании».
В учебной дисциплине «Современные проблемы науки и образования» представлены: историко-педагогический аспект развития предметной области безопасность жизнедеятельности, обзор современных тенденций образования в области безопасности жизнедеятельности, новые концептуальные идеи и направления развития предметной области безопасность жизнедеятельности в рамках междисциплинарно-системного подхода. В содержание дисциплины включены знания о преемственности основных этапов развития предметной области – безопасность жизнедеятельности, процессах интеграции и дифференциации в развитии безопасности жизнедеятельности. Большое значение в содержании данной дисциплины уделяется знаниям о субъектности человека в философском, биологическом, социологическом, экологическом, психологическом и педагогическом знании. Так же уделяется внимание вопросам образования как реальной возможности развития и осмысления деятельностной сущности человека. Рассматривается междисциплинарный подход к исследованию проблем развития и становления образования как многоуровневого явления и процессы модернизации образовательной политики РГПУ им. А.И.Герцена в условиях устойчивого развития. В разделе «Стратегия научных поисков в современном образовании» рассматриваются проблемы: результативности исследований в педагогике и безопасности жизнедеятельности; внедрения исследовательских идей и открытий в образовательную практику; организации и проведения педагогических экспериментов в области безопасности жизнедеятельности. В теме «Безопасность жизнедеятельности как интегративная область знаний» уделяется внимание психофизиологическим основам безопасного поведения человека в экстремальных условиях, аспектам социального и биологического в поведении человека, личностным факторам, определяющим безопасность жизнедеятельности, психологической устойчивости и психологической готовности к действиям в опасных ситуациях.
Дисциплина «Современные проблемы методики обучения безопасности жизнедеятельности в школе» способствует становлению умений педагога-исследователя за счет формирования знаний о концептуальных подходах к школьному образованию в области безопасности жизнедеятельности. Теоретическую значимость дисциплины усиливают включенные в содержание современные тенденции развития методики обучения безопасности жизнедеятельности в школе. Серьезное внимание уделяется содержанию и принципам построения программ и учебников по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
Содержательная составляющая лекционных занятий по дисциплине «Современные проблемы методики обучения безопасности жизнедеятельности в школе» по отдельным темам представлена в таблице 1.
Таблица 1
Содержательная составляющая дисциплины «Современные проблемы методики обучения безопасности жизнедеятельности в школе»
Название темы |
Примеры |
Тенденции развития образо-вания в области безопас-ности жизнедеятельности и их трансформация в педаго-гическом процессе школы |
Характеристика основных направлений развития образования в области безопасности жизнедеятельности: профилизация, дифференциация, интеграция, иформатизация, вариативность, стандартизация; анализ основных тенденций образования в области безопасности жизнедеятельности в России и за рубежом |
Основные этапы и понятия теории и методики предмета «Безопасность жизнедея-тельности» в России |
Характеристика основных этапов становления и развития теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности; развитие теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности на современном этапе; методологические и методические основы методики обучения безопасности жизнедеятельности |
Обзор современных проб-лем методики обучения и практики образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности» |
Особенности содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на современном этапе развития методики обучения ОБЖ; особенности применения современных методов обучения ОБЖ; использование различных средств обучения на уроках ОБЖ; применение форм обучения. |
Внедрение инновационных технологий в практику педагогического процесса в процессе обучения ОБЖ»
|
Понятие об инновационных технологиях обучения; Классификация инновационных технологий, особенности применения инновационных технологий обучения на уроках и во внеклассных занятиях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» |
«Обучение безопасности жизнедеятельности в про-фильной школе» |
Концепция профильного обучения; значение и особенности предпрофильной подготовки по безопасности жизнедеятельности; роль элективных курсов в предпрофильной подготовке; особенности оборонно-спортивного профиля |
Важным направлением деятельности студентов при изучении дисциплины «Современные проблемы методики обучения безопасности жизнедеятельности в школе» является организация самостоятельной работы студентов по изучению документации, проектированию различных технологий обучения, моделирование программ и образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности в различных типах образовательных учреждений. Так же в процессе изучения указанной дисциплины каждый из магистрантов более глубоко знакомиться с тенденциями развития образования в области безопасности жизнедеятельности в процессе выполнения исследовательского задания по индивидуальной теме.
Дисциплина «Инновационные процессы в образовании» включает содержательные линии: становление и развитие инновационной деятельности в зарубежном и отечественном образовании, особенности инновационного образования, основные этапы процесса инновационного образования и их прикладной значимости. Системообразующим понятием дисциплины является понятие «реализация инновационного образования». Данное понятие рассматривается как тенденция развития современной науки, общества и образования. Так же уделяется внимание условиям и критериям эффективности инновационного образования. При изучении дисциплины внимание уделяется следующим направлениям: методы, формы и средства инновационного образования, сравнительная характеристика традиционного и инновационного образования, характеристика способностей, черт и качеств инновационно мыслящих и действующих педагогов.
В дисциплину «Инновационные процессы образования» включены важные предметные умения: применять знания в области инновационных процессов образования в процессе учебной и самостоятельной научной деятельности; проектировать инновационные процессы на различных уровнях образования в области безопасности жизнедеятельности; осуществлять обоснованный выбор компонентов инновационного образования.
Одним из важных условий способствующих подготовке педагогов-исследователей в области безопасности жизнедеятельности являются практико-ориентированные задания, используемые нами при обучении магистрантов методических дисциплин. Рассмотрим примеры практико-ориентированных заданий, способствующих подготовке педагогов-исследователей в области безопасности жизнедеятельности (таблица 2).
Таблица 2
Задания, используемые при подготовке педагогов-исследователей в области безопасности жизнедеятельности
Название дисциплины |
Примеры заданий |
«Современ-ные проб-лемы науки и образования |
- составление аннотированного списка по теме; - составление глоссария; - подготовка реферата «Исторические этапы развития науки»; - подготовка аналитической справки на базе нормативных документов по этапам развития образования России; - составление списка-календаря научных открытий в предметной области безопасность жизнедеятельности; - разработка и защита группового проекта по актуальной проблеме интеграции научных знаний в предметной области безопасности жизнедеятельности |
«Современ-ные пробле-мы методики обучения бе-зопасности жизнедея-тельности в школе» |
- составление аннотируемого каталога периодических изданий по методическим проблемам; - составление опорных конспектов по статьям периодических методических изданий; - реферирование научной статьи по выбранной теме; - подготовка обзора теоретических исследований по выбранному этапу методики; - составление сравнительного анализа содержатель-ных компонентов программ и стандартов, используемых в обучении ОБЖ в различных типах образовательных учреждений; - составление сравнительного анализа авторских программ по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»; - ознакомление с вариантами электронных изданий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с целью составления аннотированного каталога; - составление классификационной схемы технологий обучения безопасности жизнедеятельности с применением электронных ресурсов; - разработка проекта научного исследования по методике обучения безопасности жизнедеятельности на одну из предложенных тем; - разработка структуры элективного курса по безопасности жизнедеятельности; - проектирование программ элективных курс (по выбранной теме); - изучение плана работы методических объединений образовательных учреждений с использованием электронных ресурсов; - составление сравнительного анализа работы методических объединений преподавателей-организаторов ОБЖ |
«Инновационные процессы в образова-нии» |
- подготовка реферата по вопросам реализации инноваций в области образования безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях; - реферирование научных публикаций по вопросам условий эффективности инновационных процессов в образовании; - подготовка аннотации ЭОР по выбранной теме; - изучение опыта образовательных учреждений различных типов по внедрению инноваций в процесс обучения ; - разработка и защита группового проекта по выбранной теме; - разработка эмпирического материала по исследуемой проблеме |
Подводя итог, считаем необходимым, отметить, что процесс подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности с точки зрения педагога-исследователя должна включать:
- повышение фундаментальности подготовки магистров за счет усиления теоретического обучения, предполагающего организацию познавательной деятельности по усвоению специальных и методических знаний;
- реализация профессиональных видов деятельности магистров требует включения в процесс подготовки форм и методов обучения, активизирующих овладение студентами различными приемами методической работы исследовательской направленности;
- включение в процесс подготовки магистров технологий обучения, способствующих становлению активной позиции студента и рефлексии его педагогической деятельности.
Литература:
- Верещагина Н.О. Модернизация системы методической подготовки бакалавра и магистра в области естественнонаучного образования с позиции компетентностного подхода//Вестник МГГУ им. М.А.Шолохова. Социально-экологические технологии. 2011.№1 С.85-96.
- Киселева Э.М. Развитие интеллектуальных исследовательских умений в профессиональной компетентности магистров в области безопасности жизнедеятельности // Мир науки, культуры, образования. 2012.№3. С.96-98.
- Костецкая Г.А., Киселева Э.М. Проблемы подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и реализации образовательных стандартов //Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2012 Т.2 №148. С. 54-60.
- Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки //Методы системного педагогического исследования. – Л., 1996. – С.15-36.
- Соломин В.П. Магистерская подготовка в современном профессиональном педагогическом образовании // Профессиональное образование. Столица. 2011. №12. С.13-15.
- Станкевич П.В. Инновации в подготовке магистра естественнонаучного образования //Наука и школа. 2008 №2 С.5-7.