Подготовка магистров образования в области безопасности жизнедеятельности с точки зрения педагога-исследователя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 07.11.2014

Статья просмотрена: 280 раз

Библиографическое описание:

Попова, Р. И. Подготовка магистров образования в области безопасности жизнедеятельности с точки зрения педагога-исследователя / Р. И. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18.1 (77.1). — С. 81-84. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13249/ (дата обращения: 16.11.2024).

В современных условиях внедрения новых образовательных стандартов высшего и общего образования школе необходим педагог, способный творчески решать профессиональные задачи; умеющий самостоятельно приобретать новые знания и применять их в нестандартных ситуациях. Поэтому аспекты подготовки педагога- исследователя в последнее время становятся особенно актуальными. Различные аспекты подготовки магистров педагогического образования привлекают внимание многих ученых, среди них Е.М.Нестеров, Н.О.Верещагина, И.Н.Пономарева, О.Г. Роговая В.П.Соломин, П.В.Станкевич и др. Результатом подготовки магистров педагогического образования, по мнению исследователей, является профессиональная компетентность педагога [3, 5, 6]. Понятие профессиональная компетентность педагога рассматривается как «свойство личности», представляющее собой «совокупность умений педагога как субъекта педагогического воздействия особым образом структурировать научное и практическое знание в целях эффективного решения педагогических задач» [4]. Следовательно, профессиональную компетентность педагога можно рассматривать как способность к творческому решению исследовательских задач и результативному осуществлению профессиональной деятельности. Основным направлением формирования профессиональной компетентности магистра образования в области безопасности жизнедеятельности является его активное участие в исследовательской деятельности, что стимулирует и обеспечивает формирование у него исследовательских умений [2].

О готовности магистров педагогического образования в области безопасности к деятельности педагога-исследователя свидетельствует сформированность следующих умений:

- разрабатывать и реализовывать методики в области образования безопасности жизнедеятельности на основе анализа методической литературы;

- анализировать результаты научных исследований в области образования безопасности жизнедеятельности и применять их при решении научно-исследовательских задач;

- осуществлять научное исследование в области образования безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях различных типов;

- систематизировать, обобщать и распространять отечественный и зарубежный методический опыт в образовательной области безопасность жизнедеятельности;

- использовать современные методы контроля и оценки исследовательской деятельности;

- анализировать учебно-воспитательный процесс по безопасности жизнедеятельности на соответствие достигнутого результата к планируемому.

Рассмотрим возможности формирования содержательной составляющей указанных умений магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности на примере блока методических дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Современные проблемы методики обучения безопасности жизнедеятельности в школе», «Инновационные процессы в образовании».

В учебной дисциплине «Современные проблемы науки и образования» представлены: историко-педагогический аспект развития предметной области безопасность жизнедеятельности, обзор современных тенденций образования в области безопасности жизнедеятельности, новые концептуальные идеи и направления развития предметной области безопасность жизнедеятельности в рамках междисциплинарно-системного подхода. В содержание дисциплины включены знания о преемственности основных этапов развития предметной области – безопасность жизнедеятельности, процессах интеграции и дифференциации в развитии безопасности жизнедеятельности. Большое значение в содержании данной дисциплины уделяется знаниям о субъектности человека в философском, биологическом, социологическом, экологическом, психологическом и педагогическом знании. Так же уделяется внимание вопросам образования как реальной возможности развития и осмысления деятельностной сущности человека. Рассматривается междисциплинарный подход к исследованию проблем развития и становления образования как многоуровневого явления и процессы модернизации образовательной политики РГПУ им. А.И.Герцена в условиях устойчивого развития. В разделе «Стратегия научных поисков в современном образовании» рассматриваются проблемы: результативности исследований в педагогике и безопасности жизнедеятельности; внедрения исследовательских идей и открытий в образовательную практику; организации и проведения педагогических экспериментов в области безопасности жизнедеятельности. В теме «Безопасность жизнедеятельности как интегративная область знаний» уделяется внимание психофизиологическим основам безопасного поведения человека в экстремальных условиях, аспектам социального и биологического в поведении человека, личностным факторам, определяющим безопасность жизнедеятельности, психологической устойчивости и психологической готовности к действиям в опасных ситуациях.

            Дисциплина «Современные проблемы методики обучения безопасности жизнедеятельности в школе» способствует становлению умений педагога-исследователя за счет формирования знаний о концептуальных подходах к школьному образованию в области безопасности жизнедеятельности. Теоретическую значимость дисциплины усиливают включенные в содержание современные тенденции развития методики обучения безопасности жизнедеятельности в школе. Серьезное внимание уделяется содержанию и принципам построения программ и учебников по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

Содержательная составляющая лекционных занятий по дисциплине «Современные проблемы методики обучения безопасности жизнедеятельности в школе» по отдельным темам представлена в таблице 1.

Таблица 1

Содержательная составляющая дисциплины «Современные проблемы методики обучения безопасности жизнедеятельности в школе»

Название темы

Примеры

Тенденции развития образо-вания в области безопас-ности жизнедеятельности и их трансформация в педаго-гическом процессе школы

 Характеристика основных направлений развития образования в области безопасности жизнедеятельности: профилизация, дифференциация, интеграция, иформатизация, вариативность, стандартизация; анализ основных тенденций образования в области безопасности жизнедеятельности в России и за рубежом

Основные этапы и понятия теории и методики предмета «Безопасность жизнедея-тельности» в России

Характеристика основных этапов становления и развития теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности; развитие теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности на современном этапе; методологические и методические основы методики обучения безопасности жизнедеятельности

Обзор современных проб-лем методики обучения и практики образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности»

Особенности содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на современном этапе развития методики обучения ОБЖ; особенности применения современных методов обучения ОБЖ; использование различных средств обучения на уроках ОБЖ; применение форм обучения.

Внедрение инновационных технологий в практику педагогического процесса в процессе обучения ОБЖ»

 

Понятие об инновационных технологиях обучения; Классификация инновационных технологий, особенности применения инновационных технологий обучения на уроках и во внеклассных занятиях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

«Обучение безопасности жизнедеятельности в про-фильной школе»

Концепция профильного обучения; значение и особенности предпрофильной подготовки по безопасности жизнедеятельности; роль элективных курсов в предпрофильной подготовке; особенности оборонно-спортивного профиля

Важным направлением деятельности студентов при изучении дисциплины «Современные проблемы методики обучения безопасности жизнедеятельности в школе» является организация самостоятельной работы студентов по изучению документации, проектированию различных технологий обучения, моделирование программ и образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности в различных типах образовательных учреждений. Так же в процессе изучения указанной дисциплины каждый из магистрантов более глубоко знакомиться с тенденциями развития образования в области безопасности жизнедеятельности в процессе выполнения исследовательского задания по индивидуальной теме.

Дисциплина «Инновационные процессы в образовании» включает содержательные линии: становление и развитие инновационной деятельности в зарубежном и отечественном образовании, особенности инновационного образования, основные этапы процесса инновационного образования и их прикладной значимости. Системообразующим понятием дисциплины является понятие «реализация инновационного образования». Данное понятие рассматривается как тенденция развития современной науки, общества и образования. Так же уделяется внимание условиям и критериям эффективности инновационного образования. При изучении дисциплины внимание уделяется следующим направлениям: методы, формы и средства инновационного образования, сравнительная характеристика традиционного и инновационного образования, характеристика способностей, черт и качеств инновационно мыслящих и действующих педагогов.

В дисциплину «Инновационные процессы образования» включены важные предметные умения: применять знания в области инновационных процессов образования в процессе учебной и самостоятельной научной деятельности; проектировать инновационные процессы на различных уровнях образования в области безопасности жизнедеятельности; осуществлять обоснованный выбор компонентов инновационного образования.

Одним из важных условий способствующих подготовке педагогов-исследователей в области безопасности жизнедеятельности являются практико-ориентированные задания, используемые нами при обучении магистрантов методических дисциплин. Рассмотрим примеры практико-ориентированных заданий, способствующих подготовке педагогов-исследователей в области безопасности жизнедеятельности (таблица 2).

Таблица 2

Задания, используемые при подготовке педагогов-исследователей в области безопасности жизнедеятельности

Название дисциплины

Примеры заданий

«Современ-ные проб-лемы науки и образования

- составление аннотированного списка по теме;

- составление глоссария;

- подготовка реферата «Исторические этапы развития науки»;

- подготовка аналитической справки на базе нормативных документов по этапам развития образования России;

- составление списка-календаря научных открытий в предметной области безопасность жизнедеятельности;

- разработка и защита группового проекта по актуальной проблеме интеграции научных знаний в предметной области безопасности жизнедеятельности

«Современ-ные пробле-мы методики обучения бе-зопасности жизнедея-тельности в школе»

- составление аннотируемого каталога периодических изданий по методическим проблемам;

- составление опорных конспектов по статьям периодических методических изданий;

- реферирование научной статьи по выбранной теме;

- подготовка обзора теоретических исследований по выбранному этапу методики;

- составление сравнительного анализа содержатель-ных компонентов программ и стандартов, используемых в обучении ОБЖ в различных типах образовательных учреждений;

- составление сравнительного анализа авторских программ по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;

- ознакомление с вариантами электронных изданий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с целью составления аннотированного каталога;

- составление классификационной схемы технологий обучения безопасности жизнедеятельности с применением электронных ресурсов;

- разработка проекта научного исследования по методике обучения безопасности жизнедеятельности на одну из предложенных тем;

- разработка структуры элективного курса по безопасности жизнедеятельности;

- проектирование программ элективных курс (по выбранной теме);

- изучение плана работы методических объединений образовательных учреждений с использованием электронных ресурсов;

- составление сравнительного анализа работы методических объединений преподавателей-организаторов ОБЖ

«Инновационные процессы в образова-нии»

- подготовка реферата по вопросам реализации инноваций в области образования безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях;

- реферирование научных публикаций по вопросам условий эффективности инновационных процессов в образовании;

- подготовка аннотации ЭОР по выбранной теме;

- изучение опыта образовательных учреждений различных типов по внедрению инноваций в процесс обучения ;

- разработка и защита группового проекта по выбранной теме;

- разработка эмпирического материала по исследуемой проблеме

Подводя итог, считаем необходимым, отметить, что процесс подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности с точки зрения педагога-исследователя должна включать:

- повышение фундаментальности подготовки магистров за счет усиления теоретического обучения, предполагающего организацию познавательной деятельности по усвоению специальных и методических знаний;

- реализация профессиональных видов деятельности магистров требует включения в процесс подготовки форм и методов обучения, активизирующих овладение студентами различными приемами методической работы исследовательской направленности;

- включение в процесс подготовки магистров технологий обучения, способствующих становлению активной позиции студента и рефлексии его педагогической деятельности.

 

Литература:

  1. Верещагина Н.О. Модернизация системы методической подготовки бакалавра и магистра в области естественнонаучного образования с позиции компетентностного подхода//Вестник МГГУ им. М.А.Шолохова. Социально-экологические технологии. 2011.№1 С.85-96.
  2. Киселева Э.М. Развитие интеллектуальных исследовательских умений в профессиональной компетентности магистров в области безопасности жизнедеятельности // Мир науки, культуры, образования. 2012.№3. С.96-98.
  3. Костецкая Г.А., Киселева Э.М. Проблемы подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и реализации образовательных стандартов //Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2012 Т.2 №148. С. 54-60.
  4. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки //Методы системного педагогического исследования. – Л., 1996. – С.15-36.
  5. Соломин В.П. Магистерская подготовка в современном профессиональном педагогическом образовании // Профессиональное образование. Столица. 2011. №12. С.13-15.
  6. Станкевич П.В. Инновации в подготовке магистра естественнонаучного образования //Наука и школа. 2008 №2 С.5-7.
Основные термины (генерируются автоматически): область безопасности жизнедеятельности, безопасность жизнедеятельности, инновационное образование, Современная проблема методики обучения безопасности жизнедеятельности, область образования безопасности жизнедеятельности, педагогическое образование, предметная область, дисциплина, методика обучения безопасности жизнедеятельности, профессиональная компетентность педагога.


Похожие статьи

Методическое обеспечение подготовки магистра-исследователя педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом требований современной системы образования

Структурно-содержательная модель подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности

Изучение дисциплины «Профессиональные средства подачи проекта» в процессе обучения студентов направления подготовки «Дизайн архитектурной среды»

Организационно-психологическое сопровождение развития исследовательской компетентности педагога современной школы

Формирование экологического мышления обучающихся в рамках изучения предмета «Химия»

Формирование общекультурных компетенций в подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»)

Проективные умения как компонент профессиональной компетентности будущего специалиста в области дошкольного образования

Содержание выпускной квалификационной работы магистра по направлению подготовки «Строительство» с учетом современных тенденций развития науки и инженерного образования

Интеграция опыта по физике и математике с нацеленностью на исследование как фактор успешного освоения учащимися технической механики в учреждении СПО

Похожие статьи

Методическое обеспечение подготовки магистра-исследователя педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом требований современной системы образования

Структурно-содержательная модель подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности

Изучение дисциплины «Профессиональные средства подачи проекта» в процессе обучения студентов направления подготовки «Дизайн архитектурной среды»

Организационно-психологическое сопровождение развития исследовательской компетентности педагога современной школы

Формирование экологического мышления обучающихся в рамках изучения предмета «Химия»

Формирование общекультурных компетенций в подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»)

Проективные умения как компонент профессиональной компетентности будущего специалиста в области дошкольного образования

Содержание выпускной квалификационной работы магистра по направлению подготовки «Строительство» с учетом современных тенденций развития науки и инженерного образования

Интеграция опыта по физике и математике с нацеленностью на исследование как фактор успешного освоения учащимися технической механики в учреждении СПО

Задать вопрос