В настоящее время в условиях трансформации и модернизации быстро меняющегося мира, к педагогическому образованию предъявляются новые требования к уровневому образованию в частности к подготовке магистров. В связи, с чем главной задачей педагогической подготовки магистров выступает поэтапное развитие у них системы ценностных ориентаций на самореализацию и саморазвитие в профессиональной жизни, овладение ими системой научного познания, системой исследовательских умений, создание благоприятной интеллектуально-творческой атмосферы и научно-образовательной среды.
Подготовка к научно-исследовательской работе магистров в области безопасности жизнедеятельности в данном контексте включает формирование у них умений наблюдать, анализировать педагогические процессы, выдвигать гипотезы, ставить и проводить эксперименты, умения работать с литературными и информационными источниками, находиться в постоянном научном поиске.
Проблемой обоснования структуры научно-исследовательской деятельности студентов, принципов ее организации и внедрения в учебный процесс занимались многие педагоги-исследователи (Е. Н. Бережнова, С. А. Богословский, Э. М. Киселева, Р. И. Попова), однако в настоящее время нет какой-либо разработанной специальной теории научно-исследовательской деятельности студентов в области безопасности жизнедеятельности, которая определяла бы процедуру реализации данного вида деятельности в процессе обучения в магистратуре по направлению педагогическое образование.
Так при реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, особое внимание обращено на формирование системы высшего профессионального образования в формировании системы универсальных знаний, умений и способностей (компетенций) у магистров; их подготовка к выполнению творческих действий при решении разнообразных исследовательских задач и использование полученных результатов в профессиональной деятельности. В связи с этим реализация и содержание дисциплин подготовки по направлению «Педагогическое образование» в области безопасности жизнедеятельности способствует формированию у магистров, в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, следующих компетенций:
- способность к использованию знаний о современной научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;
- готовность к использованию основных методов защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
- готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья, студентов в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.
Перечисленные компетенции наиболее эффективно, если студент принимает участие в научно-исследовательской деятельности во время реализации данного направления, с применением различных форм и методов ее организации. Следует отметить, что в практике вузов, в том числе педагогических, накоплен свой фонд соответствующих технологий научно-исследовательской работы (студенческие научные конференции, научно-практические форумы и проблемные группы, «Надели науки», «Круглые столы» и др.).
Анализируя учебные планы подготовки магистров по направлению «Педагогическое образование» в области безопасности жизнедеятельности, нами выделено три составляющие: теоретическую (знание дисциплин — профессиональной подготовки); практическую (применение знаний, приобретенных на занятиях или самостоятельно) и исследовательскую (реализация полученных знаний в виде элементов научной работы), где научно-исследовательская работа магистров выступает разделом учебной или производственной практики в течение двух лет обучения.
Применение новых технологий при подготовке магистров в области безопасности жизнедеятельности способствует формированию научно-исследовательской культуры, творческих способностей магистров, где наиболее эффективной формой реализации в вузе выступает непрерывная научно-исследовательская работа студентов как эффективной формы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.
В настоящее время вузы имеют возможность определять предметно-содержательное наполнение вариативной части учебного плана, что позволяет проводить индивидуальные и групповые занятия со студентами, организуя научно-исследовательскую работу под руководством преподавателей.
Ниже нами предложена специфика научно–исследовательской деятельности магистра-исследователя педагогического образования в области БЖ, которая заключается:
- в развитии знаний у студентов теоретических основ педагогического образования и получении практических навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области БЖ;
- в умении сбора и осуществлении анализа материалов для осуществления научно-практической деятельности в области БЖ;
- в приобретении навыков коллективной творческой и организаторской работы в педагогике безопасности;
- в умениях представить свои отчеты о проведенном исследовании (эксперименте), которые выражаются в выступлениях на студенческих научных семинарах и конференциях различного уровня и статуса.
Программа научно-исследовательской деятельности магистра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в университете состоит из: освоения теоретических дисциплин, развивающих профессиональные способности педагога-исследователя; подготовки и презентации диссертационной работы, как продукта самостоятельной научно-исследовательской деятельности.
Таким образом, обновляющая система высшего образования устанавливает перед университетами во время обучения в магистратуре по направлению педагогическое образование новые задачи, связанные с разработкой новых подходов к организации научно-исследовательской деятельности в области безопасности жизнедеятельности и ее организационно-методическое обеспечение, решение которых является создание для магистров научно-образовательной среды.
В ходе исследования нами разработан и предложен курс «Основы научно-исследовательской работы студента или как стать педагогом-исследователем в области безопасности жизнедеятельности», формирующий у магистра навыки самостоятельной научно-исследовательской работы студента под руководством педагога. Предложенный курс способствует дальнейшей адаптации к учебной деятельности — осуществлению информационного поиска, работы с учебным и научным текстом; освоению специфическим (профессиональным) понятийным аппаратом и терминологией; совершенствованию навыков работы с научными текстами и созданием своей научной работы (магистерской диссертации).
Ниже приведен один из вариантов тем, вопросов и заданий предложенного курса, которые мы используем в своей практике реализации магистерских программ по направлению педагогическое образование в области безопасности жизнедеятельности. Так при изучении темы «Научно-исследовательская деятельность как часть профессиональной подготовки магистров в области безопасности жизнедеятельности», происходит знакомство магистров со структурой научно-исследовательской деятельности, принципов ее организации и внедрения в учебно-образовательный процесс (исторический аспект). Далее студенты разрабатывают современные модели реализации научно-исследовательской деятельности магистров в области БЖ, такие как:
- студенческие научные сообщества;
- студенческие конференции различных направлений и уровней;
- виды научно-исследовательских работ, такие как: научные статьи, учебные рефераты, проектные работы, диссертационные работы.
Прежде чем приступить к научно-исследовательской деятельности магистры должны ознакомиться с этапами и видами осуществления данного рода деятельности.
Научно-исследовательская работа, осуществляется в несколько этапов, проходящих следующие стадии:
- подготовительный (проверка навыков научной организации студентов, проверка умений работать с литературой, информационными источниками);
- практико-ориентированный (знакомство со спецификой научно-исследовательской работы в области педагогического образования: теоретические занятия — знакомство с историей становления научно-исследовательской деятельности в педагогике и в частности в педагогическом образовании в области БЖ; практические занятия — развитие навыков обработки данных, составление образцов планов для авторефератов, написание научных статей в области БЖ, развитие навыков публичных выступлений);
- исследовательско-результативный (формирование темы исследования; сам процесс проведения научно-исследовательской работы: составление плана научного исследования, сбор и обработка материалов исследования; оформление и презентация результатов творческой деятельности).
Само же выполнение научно-исследовательских заданий осуществляется в несколько этапов:
- анализ фактов, явлений и их связей в области естественнонаучного образования;
- осознание исследовательской задачи, актуальности исследовательского задания;
- постановка цели исследования для выполнения исследовательского задания;
- выдвижение гипотезы для выполнения учебно-исследовательского задания;
- выполнение и практическая проверка исследовательского задания на основе теоретических знаний и подтверждения выдвинутой гипотезы;
- оформление результатов исследования и их презентация.
Таким образом, успешность выполнения научно-исследовательской деятельности зависит от получения обратной связи, как от студентов, так и от педагогов. В связи, с чем научно-исследовательская работа должна осуществляться систематически с выпуском печатной продукции. Это может быть периодическое издание «Записки молодых ученых или как сделать учебу интересней», где освещаются интересные факты научных исследований в области безопасности жизнедеятельности, публикуются результаты исследований студентов, делаются анонсы предстоящих конференций в области безопасности жизнедеятельности и т. д.
В качестве самостоятельной работы магистрам были предложены следующие вопросы и задания:
1. Проанализируйте различные определения понятия «научно-исследовательская работа/деятельность студентов», заполните таблицу.
№ п/п |
Определение термина |
Источник информации |
2. Сформулируйте определение «научно-исследовательская работа студентов педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности».
3. Назовите основные характеристики научно-исследовательской работы студентов педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.
4. Выявите отличия учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов педагогического образования. Заполните таблицу.
учебно-исследовательская работа студентов |
научно-исследовательская работа студентов |
общие черты |
|
отличительные черты |
5. Перечислите основные преимущества и недостатки научно-исследовательской деятельности студентов педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.
6. Назовите факторы, положительно влияющие на творческой мышление, и способы стимуляции творческой активности у студентов.
Таким образом, подготовка к научно-исследовательской работе магистров образования в области безопасности жизнедеятельности в данном контексте включает формирование у них умений наблюдать, анализировать педагогические процессы, выдвигать гипотезы, ставить и проводить эксперименты, умения работать с литературными и информационными источниками.