Бурное развитие сферы обслуживания в последние десятилетия заставляет обращать особое внимание на ход и качество подготовки будущих специалистов торговли и предприятий сервиса, в том числе и в звене среднего профессионального образования. При детальном рассмотрении структуры профессиональной подготовки в данном направлении обозначается ряд проблем, способных препятствовать качественному формированию компетентных специалистов.
На данный момент товаровед-эксперт (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Безусловная значимость перечисленных компетенций заставляет задуматься о более эффективных методах обучения студентов, которые бы позволили сформировать указанные выше умения и навыки в сравнительно небольшой срок обучения по данной специальности.
Б. И. Додонов утверждает, что «полноценный интерес — это интерес, который при актуальном проявлении содержит два сегмента: удовлетворение от процесса деятельности и стремление к достижению значимой цели». Фактор значимости труда и заключается в формировании у обучающихся убежденности в том, что овладение профессией важно не только для общества, но является необходимым шагом к достижению значимой ему личной цели. Наличие у обучающихся твердой убежденности в правильности сделанного выбора — избрал ту профессию, которая нужна,- основа возникновения устойчивого интереса к профессии. В данной ситуации понимание сущности и социальной значимости своей профессии студенты могут приобрести лишь при условии максимальной приближенности учебного материала не только к их профессиональной специфике, но и к обычным, повседневным условиям их жизнедеятельности. Для формирования данной компетенции мы проводим предметные недели, мастер- классы по экспертизе товаров. Так же студенты выпускают ежемесячную газету, где размещаются результаты проведенных ими экспертиз товаров и интересные факты о товарах. На мой взгляд, создание такой газеты как раз способствует и формированию компетенций ОК 4 «Поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессионального и личностного развития» и ОК 5 «Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий».
При формировании общих компетенций ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. И ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации, целесообразно использовать игровые методы обучения, которые способствуют:
пробуждению у обучающихся интереса к дисциплине, будущей профессии;
эффективному усвоению учебного материала;
самостоятельному поиску путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор из предложенных вариантов правильного или нахождение собственного ответа и обоснование решения);
формированию умения организовывать собственную деятельность;
формированию собственного мнения;
установлению взаимодействия между студентами, умению работать в команде, проявлять терпимость к товарищам и к их точке зрения, уважать право каждого на свободу слова;
формированию жизненных и профессиональных навыков.
Например, при изучении профессионального модуля ПМ 03 «Управление структурным подразделением организации» учащиеся создавали бизнес план по организации предприятий в пищевой отрасли. Организовывался круглый стол, где каждая команда защищала свой проект. Таким образом происходило формирование ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями и ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Приведу примеры познавательных игр, которые применяю на практике.
Игры— упражнения.
Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её использую при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.
«Пятый лишний». Обучающимся предлагается найти в данном наборе названий (виды плодов или овощей, ассортимент вареных колбас, виды фруктово-ягодных кондитерских изделий и т. д.) одно случайно попавшее в этот список.
Конкурс «Кто точнее?». Необходимо дать определение слову. Выигрывает тот, чье определение будет наиболее точным.
Конкурс «Кто больше?». Например, необходимо назвать как можно больше видов рыб определенного семейства и др.
Игра «О чем идет речь». Преподаватель зачитывает поэтические (возможно, и прозаические) описания кого — либо явления, объекта, события. Например, потребители в художественной литературе.
Игра-поиск.
Обучающимся предлагается найти в рассказе, к примеру, названия русских сказок или сказочных героев, которые встречаются по ходу рассказа преподавателя об ассортименте кондитерских изделий. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты. Посредством этих игр учащиеся активно повторяют учебный материал.
Игры-соревнования.
Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т. д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.
Игра «Продолжи рассказ». В этой игре двое участников должны по одному предложению рассказать материал изучаемой темы. Один начинает, другой продолжает. Выигрывает тот, чье предложение будет последним, в то время как другой уже не сможет больше ничего вспомнить. Игра позволяет эффективно повторить пройденный материал, развивает оперативность мышления и памяти, умение логично излагать материал, способность слушать другого человека.
Игры-соревнования, на мой взгляд, являются наиболее захватывающими и азартными. Именно этот вид игр чаще всего используется мною в группах 1–2 курсов, обучающихся на базе 9-летнего образования (средний возраст 15–16 лет). В соревнованиях принимают участие 6–7 человек (индивидуальное соревнование) или 2–3 команды (коллективное соревнование). Знание, сообразительность, быстрота — вот те три шага, которые надо сделать, чтобы прийти к победе. Для снятия эмоциональной напряжённости учащихся стараюсь ориентировать на такую форму соревнования, которому присущи юмор, оригинальность и нестандартность решений и ответов. Вот один из примеров: тестовые задания из игры-соревнования «Мир продовольственных товаров» (тема «Общая часть товароведения»).
Ситуация № 1. Учащийся, пытаясь поправить здоровье и память перед экзаменами, съел целую коробку поливитаминов и попал в больницу. Доктор объяснил пострадавшему, что «витаминчики» надо принимать умеючи и что это нарушение называется…
- гипервитаминоз;
- гиповитаминоз;
- авитаминоз.
Ответ: Отравление организма избытком витаминов называется гипервитаминоз (гиповитаминоз — это недостаток одного или нескольких витаминов, авитаминоз — полное отсутствие витамина).
Ситуация № 2. Незнайка решил поступить в медучилище, но на вступительном экзамене не может вспомнить, от чего возникает такое нарушение зрения, как «куриная слепота»…
- при недостатке в организме витамина А;
- при недостатке витамина С;
- при отравлении избытком витамина А.
При оценивании результатов такой игры преобладают качественные показатели, причём не только «кто лучше» и «кто быстрее», но и «кто остроумнее», «кто ярче», «кто увлекательнее».
Наибольшей популярностью у учащихся пользуются игры-соревнования, разработанные по типу телевизионных: «Кто хочет стать миллионером?», «Поле чудес», «Алфавит», «КВН» и др.
Сюжетно-ролевые игры.
Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это «Пресс-конференция», «Круглый стол», студенческие научно-практические конференции и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сферы обслуживания — товаровед, менеджер, маркетолог и др. Роли, которые ставят обучающихся в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений обучающихся. Но такие игры требуют дополнительной подготовки, дополнительного материала и т. д. Сюжетные игры. Это один из вариантов творческой игры. Одно из важнейших условий: сюжет, предложенный преподавателем, должен непременно увлечь учащихся, заинтриговать их. Только в этом случае игра состоится и достигнет намеченной цели. Более показательны в этом плане игры-путешествия, которые носят характер следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. «Экспедиции», «походы», «поездки», «путешествия» совершаются учащимися в воображаемых условиях, они ведут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр — активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у учащихся рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путём внешних действий.
Одним из удачных мероприятий, которое тоже можно отнести к разряду «сюжетных», я считаю ток-шоу «Базарный день». Оно было проведено в этом учебном году в рамках «Недели товароведения в лицее». Схема мероприятия разрабатывалась по аналогии с «Большой стиркой». Участниками ток-шоу были все учащиеся, изучающие товароведение, а в гости приглашены преподаватель деловой культуры, заведующая библиотекой и психолог. Мною была предложена такая тема для обсуждения: «Торговля — это просто. Торговля — это серьёзно! Торговля — это престижно?»... Участники ток-шоу в процессе обсуждения той или иной проблемы, то соглашались, что это «просто», то утверждали, что это «серьёзно», то возмущались, что это «совершенно не престижно». Рассказывали друг другу, а затем совместно обсуждали конфликтные, а порой и курьёзные жизненные ситуации, связанные с торговлей, вставая на защиту то продавцов, то покупателей. Одна учащаяся через несколько дней после ток-шоу сказала мне, что с ней произошла ситуация, сходная с той, которую мы разыграли на мероприятии. Она знала, как поступить и уверенно отстояла свои права, а теперь подошла поблагодарить меня за не только интересное, но и нужное мероприятие.
Ролевые игры. По своей концепции очень близки к сюжетным играм, но имеют ряд отличительных особенностей. Выполняя в воображаемых ситуациях те или иные функции взрослого человека и сопоставляя их особенности с собственным реальным опытом, подросток, юноша или девушка начинают различать внешнюю и внутреннюю стороны жизни взрослых и своей собственной жизни. На основе игровой деятельности у учащихся формируется ряд психологических новообразований. Это прежде всего воображение и символическая функция сознания, которые позволяют подростку, молодому человеку производить в своих действиях перенос свойств одних вещей на другие. На этой основе у человека формируется ориентация на общий смысл и характер человеческих отношений, что позволяет ему эффективно включаться в коллективную и индивидуальную деятельность. Ролевые игры позволяют заложить в обучение предметный и социальный контексты, важные для будущей трудовой деятельности. В играх данного типа моделируются адекватные по сравнению с обычным обучением условия формирования личности, необходимые для профессиональной деятельности в будущем.
Игра «Суд над растительным маслом» (тема «Пищевые жиры»), для которой была разработана модель ситуации — судебного процесса над одним из самых распространённых продуктов. Учащиеся исполняли различные роли: товароведа, технолога маргаринового завода, химика, биолога, повара, парфюмера, продавца, покупателя и др. Они легко запоминали содержание выступлений друг друга и как следствие — области применения растительных масел, способы их получения и очистки, ассортимент, товароведную характеристику.
Урок-ролевая игра «Этиловый спирт: pro et contra» (тема «Вкусовые товары»). В ней учащиеся исполняют роли винодела, врача, товароведа, независимого эксперта, дегустатора, поэта, историка, социолога и др. Отстаивая «свою» точку зрения, они стараются приводить наиболее веские аргументы, тщательно готовятся, изыскивая необходимую информацию. Одновременно прислушиваются к мнению «оппонентов», чтобы согласиться или возразить. В свою очередь, я стараюсь воспитать в них чувства уважения к чужому мнению, тем более, если оно не совпадает с их собственным.
Один из существенных выводов, который учащиеся делают самостоятельно в процессе таких уроков-ролевых игр: многие продукты нельзя рассматривать только с положительной или отрицательной стороны, а при неправильном использовании даже очень полезные продукты могут быть во вред.
Решение, в игровой форме ситуаций по защите прав потребителей, так же способствуют формированию вышеуказанных компетенций. В практической профессиональной деятельности выпускникам придется сталкиваться с различными непредвиденными ситуациями. Конечно, готовых рецептов как поступать в той или иной производственной ситуации дать невозможно. Поэтому, решая различные проблемные ситуации еще на учебных занятиях, у обучающегося гораздо больше шансов успешно решать их в своей будущей профессиональной деятельности.