Внеаудиторная воспитательная работа как один из методов подготовки конкурентоспособных специалистов
Авторы: Бойченко Елена Владимировна, Токарева Наталья Александровна
Рубрика: Среднее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (19) октябрь 2018 г.
Дата публикации: 19.08.2018
Статья просмотрена: 1733 раза
Библиографическое описание:
Бойченко, Е. В. Внеаудиторная воспитательная работа как один из методов подготовки конкурентоспособных специалистов / Е. В. Бойченко, Н. А. Токарева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 4 (19). — С. 43-47. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/101/3511/ (дата обращения: 17.12.2024).
Что значит преподавать? —Это систематически побуждать учащихся к собственным открытиям.
Герберт Спенсер
В нашем быстро развивающемся обществе, в мире экономических, политических и геополитических изменений требования к образовательному процессу повышаются. Перед педагогами стоит сложная задача: адаптировать подрастающее поколение к современным общественным изменениям, а также сформирование личность обучающегося, научить его преодолевать жизненные преграды и эффективно реализовывать свои знания.
Примером демонстрации сформированных профессиональных компетенций будущих специалистов, стоящих на пороге выпуска в самостоятельную профессиональную деятельность, можно считать выполнение дипломной работы. Однако вряд ли в полной мере можно утверждать, что каждый выпускник на пути к дипломной работе проходит все этапы серьёзной научно-исследовательской работы.
В учебной практике обнаруживается факт, что исследовательская работа студентов является изолированным компонентом в общей системе подготовки специалиста — данный вид учебной деятельности зачастую носит нецеленаправленный и эпизодический характер и охвачена ею бывает не вся часть обучающихся.
Кроме того, исследовательский компонент как обязательное условие познавательной деятельности по любой дисциплине зачастую отсутствует на занятиях. Студенты на учебных занятиях не имеют возможности практиковаться и применять свои знания.
Можно научить студента правильному оформлению курсовой и дипломной работ, добиться соблюдения требований к структуре работы, но научить «за один присест» наблюдать и анализировать, упорядочивать и классифицировать полученную информацию, овладеть многоуровневыми знаниями для создания проектов; проявлять инициативу и креативность, работать совместно в группе, конкурировать друг с другом вряд ли возможно.
Вот почему ошибочно думать, что только на заключительном этапе обучения студентов должно произойти динамичное становление профессиональных компетенций: модель современного выпускника должна выстраиваться на всех этапах обучения.
Для этого каждый преподаватель колледжа (независимо от того, преподавателем какой дисциплины он является) обязан помнить, что он обучает будущего специалиста, и поэтому во главу угла должен поставить задачу формирования необходимых компетенций в процессе освоения его дисциплины во всех видах урочной и внеурочной работы.
Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста осуществляется через содержание образования, которое включает в себя не только перечень учебных предметов, но и профессиональные навыки и умения, которые формируются в процессе овладения предметом, а также по средствам активной позиции студента в социальной, политической и культурной жизни. Все это в комплексе формирует и развивает личность будущего педагога таким образом, чтобы она обладала способами саморазвития и самосовершенствования, что обеспечивало бы педагогу эффективное функционирование как субъекта-профессионала в системе «человек-человек».
Подготовка компетентного специалиста, соответствующего требованиям сегодняшнего дня, наделенного качествами, знаниями, умениями, необходимыми для того, чтобы быть конкретно-способным и жизнеспособным, невозможна без построения на научной основе соответствующей системы обучения.
Вот поэтому Внеаудиторная воспитательная работа играет важную роль в подготовке конкурентоспособных специалистов. Она действительно является эффективным средством для формирования общей компетентности специалиста, способствует повышению качества образования и соответствию подготовки специалистов современным требованиям общества и рынка труда.
Благодаря внеаудиторной воспитательной работе обучающиеся живут яркой и интересной жизнью, получают возможность самореализации в коллективе единомышленников, испытывают удовлетворение от результатов своей работы. В то же время они приобретают профессионально — необходимый опыт практической деятельности.
Учебный процесс и внеаудиторная воспитательная работа взаимно дополняют и усиливают друг друга, решая единую комплексную задачу — подготовку компетентного специалиста
Профессионально ориентированные внеаудиторные мероприятия позволяют студентам более ясно осознавать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, стимулируют к творческому поиску, способствуют формированию многих ключевых и профессиональных компетенций в интересной для студентов форме.
Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассных мероприятий по предмету. Опытные преподаватели знают, что очень часто интерес к предмету возрастает под влиянием внеклассных мероприятий. Большой интерес к этой форме занятий проявляют и студенты. Известно, что любое внеклассное мероприятие в жизни студентов колледжа может обладать свойствами увлекательности, состязательности, тем более, такое как профвикторины, деловая игра, ролевая игра, конкурс профмастерства.
Внеаудиторные воспитательные мероприятия имеют ряд особенностей по сравнению с уроками:
- Отсутствие жестких регламентаций.
Педагог имеет гораздо большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов работы, чем при проведении урока. Это дает возможность преподавателю действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями, но и возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор. Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от преподавателя проявления инициативы.
- Внеклассное мероприятие имеет широкие возможности для привлечения социального опыта обучающихся
Студенты на внеаудиторных мероприятиях делятся со сверстниками своими умениями, демонстрируют навыки, приобретенные в семье, на производственной практике.
- Отсутствие контроля результатов
Если обязательный элемент урока — контроль за процессом овладения учебным материалом, то во внеаудиторном мероприятии такого контроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченности результатов. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за обучающимися в различных ситуациях. Данная особенность осознается и обучающимися, и дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, неформальность общения и отсутствие у обучающихся напряжения, связанного с оценкой результатов.
При организации внеаудиторной воспитательной работы педагог должен быть в постоянном творческом поиске, подбирая и создавая новые формы. Творчество педагога является необходимым условием для эффективной воспитательной работы.
Наиболее часто используемые виды воспитательных мероприятий в нашей работе в колледже:
- внеклассные мероприятия в рамках Недели отделения, такие как «Товаровед — от слова ведать».
Основной целью этого внеаудиторного мероприятия является:
– ознакомление студентов с будущей профессией
– посвящение студентов первокурсников в товароведы
– популяризация выбранной профессии
– выявление талантов у будущих специалистов.
Массовые профессиональные праздники, как форма учебно- воспитательной работы организуется в виде дней или недель отделения в колледже. Большой интерес к этой форме занятий проявляют студенты.
- Экскурсии
Экскурсии — форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, изучать процессы и явления в естественных условиях. Экскурсия — наглядный процесс познания обучающимися своей будущей профессии. Студенты наглядно видят, место своей будущей профессии, знакомятся с условиями работы и отдыха на предприятиях.
После экскурсий обучающиеся пишут отчеты — эссе, по содержанию которых понятно, что экскурсии на передовые предприятия, формируют профессиональную культуру, мотивируют развитие личностных качеств, способностей и навыков, показывают профессиональное отношение к выбранной профессии — товароведа-эксперта.
- Конференции и семинары
На конференциях студенты аккумулируют свой опыт, который они приобрели в учебном процессе. И принимая участие в разных проектах, проводимых в рамках формирования будущей профессии, студент набирается неоценимого опыта, который пригодится ему, как будущему специалисту широкого профиля.
- Конкурсы и олимпиады
Конкурсы профессионального мастерства помогают студентам применить свои знания на практике и в условиях конкуренции испытать свои силы и умения, приобретенные в ходе учебы.
Принимая участие тех или иных этапах конкурса или национальных чемпионатах, студенты имеют возможность выразить свое отношение по обсуждаемой проблеме, применить свои полученные знания при изучении спецдисциплин по профессии «Товароведение и экспертиза качества продовольственных товаров» для выполнения заданий конкурса, сравнить свой личный вклад в решении конкурсных задач внеклассного мероприятия, проверить свои навыки коммуникации и умение работать в коллективе.
Причастность к коллективной борьбе за победу, возможность принести команде пользу часто имеет решающее значение для пробуждения интереса к предмету. Такие соревнования способствуют воспитанию у участников многих качеств, полезных и важных для любой будущей профессии.
Побеждая на конкурсах и олимпиадах, у студента повышается общая самооценка, и мы получаем более квалифицированного, конкурентоспособного специалиста, профессионально мобильного, способного конкурировать и в смежных профессиях.
Основой проведения внеклассного мероприятия служит сценарий, разрабатываемый преподавателем. Занятие должно быть обеспечено интересными учебно-познавательными заданиями. Сценарий должен содержать подлежащие разрешению конкурсные задания в виде графических, логических, математических заданий творческого и соревновательного содержания, которые содержат элементы, отражающие темы изучаемой дисциплины, выполняться на компьютере.
Итог внеклассного мероприятия подводят все преподаватели, принимавшие в нем участи, важно привлечь к участию в подведении итогов конкурса студентов. Это должно стать завершающим этапом их самостоятельной творческой деятельности на внеклассном мероприятии.
Таким образом, внеаудиторная воспитательная работа обогащает личный опыт обучающихся. Способствует приобретению необходимых для специалиста практических умений.
Внеаудиторные мероприятия служат одной из эффективных форм повышения качества обучения. Способствуя более глубокому и прочному овладению изучаемого материала, прививая навыки самостоятельной работы, внеаудиторная работа развивает познавательный интерес к предмету и творческие способности студентов.
Литература:
- Среднее педагогическое образование в современных условиях. 3 выпуск. СПб. 2010–311 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (пр. № 514 МО и Н РФ от 5.11. 2009 г.).
- Личный фотоархив групп Тов-161 и Тов-172 НКПТиУ
- Марахонько О. И.-«Организация самостоятельной работы студентов»- М:Экспо-Пресс,2010г.