В статье раскрываются формы, методы, психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза. Описаны примеры проводимых мероприятий во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, педагог, педагогический вуз, педагогические технологии
В современных условиях развивающееся информационное общество требует существенных изменений в отечественной системе образования, создавая при этом для каждого человека значительные возможности для получения информации в том объёме, который необходим ему для саморазвития и самосовершенствования. Возросшие требования к качеству образования в условиях его структурной перестройки и интеграции в мировое образовательное пространство существенно изменяют уровень социальных ожиданий и по отношению к результативности всего комплекса педагогических наук [5, с. 82].
В первую очередь данные преобразования касаются системы профессионального педагогического образования, которая должна обеспечить общество образованными, высококвалифицированными, компетентными специалистами, способными реализовать в практической деятельности требования XXI века, готовыми к диалогу и сотрудничеству, обладающими диалогической, информационной и нравственной культурой, способных к самостоятельному принятию ответственных решений в ситуации выбора. В качестве критерия вузовской профессионально-педагогической подготовки на сегодняшний день выступает профессиональная компетентность учителя — категория динамичная, развивающаяся, детерминированная конкретной исторической ситуацией, в условиях которой осуществляется профессиональная деятельность [6, с. 46].
Целесообразность введения данного термина обусловлена широтой его содержания, тесно связанного с такими категориями, имеющими огромное значение для учителя, как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности», «готовность к деятельности» и др. [1], а так же с повышением качества профессионального образования в России, его выходом на мировой уровень. Очевидно, что педагогическая наука значительно обогатилась системой научно обоснованных взглядов на такой образовательный феномен, каковым является «профессиональная компетентность».
В данной статье описаны примеры решения проблемы педагогических условий формирования профессиональной компетентности педагога в образовательном процессе вуза.
Педагогические условия являются значимыми обстоятельствами, определяющими достижение высокого уровня сформированности профессиональной компетентности учителя, одним из которых является внеурочная деятельность.
Процесс обучения выступает как освоение новых знаний, которые могут быть далеки от индивидуального знания студента, поэтому образовательный процесс вуза может быть эффективным, если предоставляет индивиду свободу выбора и творчества.
На наш взгляд, описанные ниже формы и педагогические условия способствуют индивидуальному проявлению и формированию профессиональных компетенций будущих педагогов.
Для усиления мотивации деятельности, активизации творческих способностей студентов и стимулирования самостоятельности в принятии решений нами использовались следующие педагогические технологии:
‒ коллективного и группового взаимодействия (дискуссии, технология взаимообучения);
‒ технологии имитационного моделирования основных черт реальной деятельности профессионала (ролевые, деловые игры, проектирование, анализ педагогических ситуаций, решение разнообразных педагогических задач);
‒ технологии трансформации контекста профессиональной ситуации в контекст жизненной ситуации студента (создание аналогов практической педагогической деятельности).
Нами использовался такой вид семинара, как семинар-диспут, предполагающий коллективное обсуждение различных педагогических и социально-педагогических вопросов и проблем с целью установления путей их решения — практико-ориентированный диспут «Современные психологические проблемы современного студенчества». Темы, выносимые на обсуждение на семинарах-дискуссиях, должны были соответствовать следующим требованиям: актуальность для конкретной студенческой аудитории, проблемность предложенных для рассмотрения вопросов, осведомлённость аудитории в контексте предложенных для обсуждения вопросов. При подведении итогов дискуссии обсуждалась не только состоятельность или несостоятельность каждой позиции, но и система аргументации и логичность доказательств, быстрота реакции при ответе на вопросы, степень активности каждого студента в обсуждении, способствующих пониманию и гармонизации общения, технологии убеждения [2, с. 111].
С целью междисциплинарной взаимосвязи изучаемых студентами дисциплин, а именно: истории и педагогики, на основе имеющихся исторических знаний нами была проведена Декада кафедры общей и социальной педагогики и психологии филиала СГПИ в г. Железноводске, посвященная 120-летию Л. В. Выготского. В рамках данной декады предполагались следующие мероприятия: педагогический ринг «Парадоксы Л. С. Выготского», конкурс синквейнов, конференция памяти Л. С. Выготского, выставка научных работ Л. С. Выготского, работа кинозал, интерактив «День психолога», конкурс газет, оформление информационного блока «День Российского психолога», конкурс эссе «Перечитывая Л. С. Выготского».
Например, в рамках проведенной студенческой конференция памяти Л. С. Выготского, направленной на формирование профессиональной компетентности будущего педагога, активизировалась учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов, предполагающая не просто поиски знаний по конкретной научной проблеме, а собственный взгляд на данную проблему.
Суть данного занятия состояла в том, чтобы взглянуть на проблему обучения, воспитания и развития с позиции не только современника, но и представителей предыдущих эпох. Студенты психолого-педагогического факультета, смогли установить причинно-следственные связи между явлениями настоящего времени и других периодов, проанализировав мнения известных педагогов, психологов и мыслителей, а также социальные и исторические особенности того или иного этапа времени.
Результатом данной работы, явилось публикация статей в Международном научном журнал, издательство Молодой учёный № 27.1 (131.1) / 2016 — Вузовская студенческая конференция, посвященная 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского «Актуальные проблемы современной психолого-педагогической науки: взгляд молодых исследователей» Ставропольский государственный педагогический институт (филиал, г. Железноводск).
Кроме того, одной из форм, ежегодно проводимых со студентами 1 курса, целью которого является формирование научного мировоззрения является научно-практический семинар «Шаг в науку», в рамках которого первокурсника показана значимость научно-исследовательской работы в период обучения в вузе, а также одной из задач данного мероприятия — формирование мотивационной готовности к данному виду деятельности.
В последние годы на государственном уровне дошкольному образованию уделяется значительное внимание. Об этом свидетельствуют принимаемые законы, другие нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней, поручения Президента РФ и Правительства по вопросам дошкольного образования. Дошкольное образование является предметом депутатских слушаний и профессионально-общественных дискуссий. Это не случайно, так как потребность в услугах дошкольного образования не удовлетворена, очередность при всех предпринимаемых шагах не снижается (в очереди на получение места в ДОО нуждаются 1,9 млн. детей). Другими словами, система не успевает за ростом рождаемости и желанию, возможностям родителей отдать ребенка в дошкольное учреждение.
Новые подходы и формы работы ДОО дает возможность детям, не посещающим детский сад, пройти «начальную» социализацию в среде сверстников и благополучно адаптироваться к началу посещения детского сада или к обучению к школе. Самое значительное влияние на развитие малыша дошкольного возраста оказывают его родители. При недостаточной или плохой осведомленности, родители не могут обеспечить малышу условия, развивающие личность. Важным моментом является разъяснение родителям всей ценности и значимости раннего детства. Новые формы дошкольного образования отличаются многими показателями. Например, временем пребывания ребенка в детских учреждениях, объемом и направлением услуг образования, изменением организации предметов окружающей среды и образовательным процессом. Другими словами, в воспитании могут использоваться любые, нестандартные формы дошкольного образования, которые смогут обеспечить ребенка всеми необходимыми знаниями. В работе с детьми используются техники развития общения, игровая терапия, различные варианты арт-терапии: музыкальная, театральная, изобразительная, фольклорная и т. д.
В филиале СГПИ г. Железноводска был проведен семинар-практикум на тему: «Новые формы дошкольного образования» целью которого, явилось сформировать практическое применение компетенций к жизненным ситуациям, интерес к профессиональной деятельности, будущих специалистов дошкольного образования.
Студентам были предложены темы для обсуждения и презентаций:
‒ центры игровой поддержки ребенка;
‒ семейный детский сад;
‒ центр-клуб детского развития;
‒ лекотеки (дети с нарушением развития, имеющие статус ребенок инвалид);
‒ Беби-ситтер (гувернерство, как ИПД)
‒ консультативный пункт (для детей не посещающих детские учреждения)
Студентам необходимо было продемонстрировать взаимодействия педагогов дошкольных учреждений с семьей, создание единого пространства или алгоритма (триады)«родители — дети — педагоги».
Студенты 2 курса представили работу Клуба детского развития. Клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. Взаимодействия провели в форме дискуссии, симпозиума или дебатов.
Студентами 3 курса был представлен Семейный детский сад, где одной из форм были взяты для проведения семинар-тренинг и мастер-класс, где «родители» все познают практическим путем, самостоятельно приходя к правильному ответу.
Студенты 4 курса представили Центры игровой поддержки ребенка, провели интерактивную игру т. е. вмешательство ведущего в групповую ситуацию, которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью, а также одну из форм — Информационные стенгазеты. Где с помощью фотосъемки представлены интересные моменты жизнедеятельности ребенка в центре. Здесь так же используются рубрики «Дети говорят», «Мы рассуждаем», «Интервью», «Что мы думаем о…».
Одна из основных целей модернизации инфраструктуры является: обеспечение прав граждан на получение качественного дошкольного образования. В процессе модернизации решается задача — создание в дошкольных организациях без барьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, развитие сотрудничества дошкольных учреждений с учреждениями социальной сферы. Психолог Е. А. Стребелева в своей программе отмечала: «ключевой позицией обновления дошкольного специального образования является создание условий для системного развития возможностей проблемного ребенка в целях обогащения его социального опыта».
— Презентация «Лекотека, продемонстрировала новую форму дошкольного образования для детей, не посещающих образовательное учреждение по состоянию здоровья или развития и нуждающихся в психолого-педагогической помощи со стороны специалистов дошкольного учреждения. В ходе реализации данного направления будут получены следующие результаты, родители детей с проблемами в развитии, посещающие «Лекотеку» в образовательном учреждении:
‒ Получают полную информацию о перспективах развития своего ребёнка;
‒ Вовлекаются в процесс совместной продуктивной деятельности с ребёнком;
‒ Обучаются приёмам формирования в семье реабилитационных условий, обеспечивающих оптимальное развитие ребёнка.
Получают помощь в определении дальнейшего образовательного маршрута ребенка.
Все разделы, представленные участниками новых форм ДОО, имеют одинаковую ценность. Запросами родителей и мнением ведущего специалистапредлагается схема взаимодействия всех участников его реализации (ребенка, специалистов, родителей, других членов семьи и педагогов). Специалист проясняет проблемы и запросы родителей, а родители делают свой выбор.
В ходе подготовки, и в ходе мероприятия продолжалась работа преподавателей по формированию многих ключевых компетентностей обучающихся, а именно:
продуктивной компетентности информационной компетентности — способности владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;
социальной компетентности — способности действовать в социуме;
коммуникативной компетентности — способности вступать в общение с целью быть понятым;
автономизационной компетентности — способности к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности;
нравственной компетентности — готовности, способности жить по традиционным нравственным законам.
Важнейшим средством формирования профессиональной компетентности будущего педагога в образовательном процессе вуза является прохождение педагогической практики в школе. Значимость данного этапа для личности студента заключается в проверке уровня сформированности собственной профессионально-педагогической компетентности в реальных условиях самостоятельной педагогической деятельности. Эти условия, как показывает практика, очень часто далеки от идеальных, ожидаемых, но именно в преодолении сложностей, трудностей, в эффективном действии в нестандартных ситуациях и проявляется профессиональная компетентность учителя, представляющая сложное личностное образование и отличающая одного студента от другого. На указанном этапе студенты начинают осознавать, что решение различного класса педагогических задач требует огромного потенциала от учителя, всего того, что составляет основу его профессиональной компетентности: системные знания, умения, навыки и опыт. Последнее, недостающее звено, студенты приобретают в процессе прохождения педагогической практики, поэтому и главная цель формирования профессиональной компетентности учителя может быть достигнута на данном этапе.
С целью побуждения студентов к рефлексивной деятельности как важного условия формирования профессиональной компетентности учителя образовательном процессе вуза использовался «Портфолио» («портфель достижений»), который каждый студент вёл, начиная с первого этапа изучения дисциплин педагогического цикла. Начало данному «Портфолио» студента было положено на первом курсе в контексте разработанной каждым студентом программы самовоспитания и самообразования. Важно подчеркнуть, что если изначально его ведение было требованием педагога, то далее стимулом его продолжения стал интерес к профессионально-педагогической деятельности и собственное профессиональное становление.
Таким образом, формирование профессиональной компетентности будущего педагога в образовательном процессе вуза, основанное на реализации педагогических условий (ориентации на субъектность личности, способной к самоидентификации и самоактуализации; создания креативной среды; побуждение к рефлексивной деятельности; диалогизации образовательного процесса) представляет собой постепенное усложнение основных задач обучения, а также расширение арсенала используемых методов и форм активной организации обучения. Необходимо также отметить, что понятие «профессиональная компетентность учителя» стало нормой для студентов Другими словами, можно сделать вывод, что профессиональные требования к педагогу определяют ориентиры успешного овладения педагогической профессией, указывают на внешнюю и внутреннюю логику восхождения к ней, предоставляют возможность проверки в самом себе гармоничного сочетания общечеловеческих, профессиональных и специальных способностей человека
Литература:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273.
- Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой М.: Мозаика-Синтез, 2014. 144с.
- Инклюзивное образование: нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования: что важно знать родителям, воспитателям и учителям при обучении и воспитании детей с нарушением слуха: Методическое пособие / Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, Е. А. Иванова. Москва: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. 278 с.
- Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко и др.; под ред. Л. П. Крившенко. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 432 с.
- Руднев Е. Демократическая культура руководителей и педагогов российской школы и способы её развития // Народное образование. — 2005. — № 9. — С. 79–86. 194.
- Рябов Л. П. Инновационные процессы в системах высшего образования // Образовательная политика. — 2006. — № 7. — С. 41–47. 195.