Формирование познавательной активности студентов вузов в учебной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (546) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 21.11.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Ахмарова, С. З. Формирование познавательной активности студентов вузов в учебной деятельности / С. З. Ахмарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 47 (546). — URL: https://moluch.ru/archive/546/119520/ (дата обращения: 24.11.2024).

Препринт статьи



Статья посвящена проблеме формирования и развития познавательной активности студентов высших учебных заведений на учебных занятиях. Предметом анализа выступают познавательная активность студентов в образовательном процессе, её содержательные компоненты, а также факторы, влияющие на её формирование. Автор ставит своей целью раскрыть понятие «познавательная активность», определить её значение в формировании профессиональной компетентности студентов высших учебных заведений, выявить эффективные методы, используемые для успешного формирования познавательной активности.

Ключевые слова: познавательная активность, образовательный процесс, высшее профессиональное образование, студенты, активные методы обучения.

В современном мире высшее профессиональное образование играет ключевую роль в формировании личности и подготовке специалистов, способных к самостоятельной профессиональной деятельности, принятию оригинальных, но в то же время эффективных и ответственных решений. В условиях постоянного обновления знаний и технологий, важно не только передать студентам определённый объём информации, но и развить у них познавательную активность, которая станет основой для дальнейшего профессионального роста.

Познавательная активность — это стремление к познанию, интерес к новому, желание учиться и развиваться. Однако это также является одним из важнейших качеств личности, которое определяет её способность к самообразованию и саморазвитию. Основываясь на идеях ведущих исследователей, занимавшихся разработкой данной проблемы [2, 6], мы будем рассматривать познавательную активность как интегративное образование личности, которое определяет качественные характеристики познавательной деятельности студентов. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты формирования познавательной активности у студентов высших учебных заведений.

Познавательная активность — понятие многогранное, и включает в себя целый перечень компонентов:

1) интерес к знаниям;

2) стремление к самостоятельному поиску информации;

3) готовность к решению проблем;

4) умение анализировать и синтезировать информацию;

5) способность к критическому мышлению [4].

Эти аспекты являются необходимыми для успешной адаптации к быстро меняющимся условиям жизни и профессиональной деятельности, в контексте которой познавательная активность способствует формированию ключевых компетенций, таких как умение работать с информацией, принимать решения, выстраивать коммуникацию с людьми и работать в команде, разрешать проблемные ситуации.

Говоря о формировании познавательной активности, отметим, что на данный процесс может влиять определенный ряд факторов:

1) содержание образования;

2) мотивация студентов;

3) методы обучения;

4) организация учебного процесса;

5) личность преподавателя.

Содержание образования должно быть интересным и актуальным для студентов, откуда вытекает и мотивационный аспект — мотивация студентов зависит от их интереса к предмету, осознания необходимости получения и перспектив применения данных знаний для будущей профессии, а также получения удовольствия от процесса познания [3].

Методы обучения должны быть продуктивными, включать студентов в интерактивную работу и создавать условия для развития субъектной позиции обучающегося в учебном процессе. Так, организация учебного процесса должна быть направлена на создание условий для самостоятельного поиска знаний и решения проблем [1].

Также на познавательную активность студентов непосредственно влияет педагог, который не только выступает в роли наставника в их образовательном пути, но и помогает формировать цели обучения, подбирает и адаптирует используемые технологии и методы в зависимости от этих целей, а также потребностей отдельного студента и группы.

Рассмотрим основные технологии и методы, используемые для формирования и развития познавательной активности.

  1. Проблемное обучение — это активный подход к обучению, при котором студенты сталкиваются с реальными или смоделированными проблемами, требующими анализа и поиска решений. Студенты более заинтересованы в учебном процессе, когда они сталкиваются с реальными проблемами. Это вызывает у них желание искать решения, что повышает мотивацию к обучению и, как следствие, уровень познавательной активности. Решение практических задач помогает студентам применять теоретические знания на практике, что способствует созданию связи между теорией и практикой и делает обучение более значимым и полезным.
  2. Проектное обучение — направлено на разработку проектов, связанных с будущей профессией студентов. Эффективность применения данного метода обучения для формирования познавательной активности студентов вуза заключается в создании динамичной образовательной среды. Этот метод позволяет студентам стать активными участниками процесса обучения, развивать необходимые для будущей карьеры навыки и применять полученные знания на практике. В результате студенты не только осваивают учебный материал, но и формируют важные компетенции, которые помогут им в профессиональной жизни.
  3. Интерактивные методы — это методы обучения, построенные на активном взаимодействии обучающихся с преподавателем, учебным материалом и между собой. Использование интерактивных методов побуждает студентов к самостоятельному поиску информации и исследованию тем, что повышает их ответственность за собственное обучение. Кроме того, интерактивные методы, предполагая динамичное взаимодействие с преподавателем и остальными участниками группы, способствуют созданию атмосферы доверия и сотрудничества, что позволяет студентам свободно выражать свои мысли и идеи.
  4. Игровые технологии. Игровые методы вовлекают студентов в процесс обучения, побуждая их активно участвовать в обсуждениях, соревнованиях и командных заданиях. Игровые технологии позволяют студентам пробовать новые идеи и подходы без страха ошибиться, что создаёт толерантную атмосферу и условия для развития познавательной активности. Дидактические игры и задания в игровой форме также активизируют память, мышление, внимание, воображение.
  5. Технологии театральной педагогики — комплекс театрально-педагогических методов, инструментов и форм художественно-эстетического взаимодействия, образующий единую систему и направленный на развитие творческого потенциала личности в контексте образовательного процесса [5]. Кроме того, театральные технологии предполагают момент творческой инициативы в образовательном процессе, также способствующий формированию и развитию познавательной активности у обучающихся, творческая инициатива стимулирует учащихся к выработке оригинальных идей, решению нестандартных задач. Это становится катализатором для формирования заинтересованности в изучаемом материале.

Таким образом, формирование познавательной активности студентов на учебных занятиях является важной задачей системы высшего профессионального образования. Высокая познавательная активность студентов позволяет им всесторонне развиваться, способствует их профессиональному росту, создаёт ресурс для успешной адаптации к изменяющимся условиям и вызовам современного мира. Важнейшими аспектами в формировании познавательной активности студентов являются учёт факторов, влияющих на её развитие, а также использование в учебном процессе активных методов и технологий обучения.

Литература:

  1. Агафонова, Е. А. Педагогические приемы для развития мотивации и осмысленности у студентов вуза / Е. А. Агафонова — Текст: электронный // Психоанализ, психология, психодиагностика: Интернет-портал. — URL: http:// science-education.ru/ru/article/view?id=15617 (дата обращения: 11.11.2023).
  2. Алтухова, М. А. Структурная модель познавательной активности в контексте ее развития / М. А. Алтухова // Педагогическая наука и образование: тематический сб. науч. тр. Вып. 13 / отв. ред. А. Я. Найн. — Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры, 2013. — С. 30–36.
  3. Егоров, В. В. Педагогика высшей школы: Учебное пособие / В. В. Егоров, Э. Г. Скибицкий, В. Г. Храпченков. — Новосибирск: САФБД, 2008. — 260 с.
  4. Матюшкин, А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. — 1982. — № 4. — С. 517.
  5. Цукасова, Л. В. Театральная педагогика: Принципы, заповеди, советы / Л. В. Цукасова. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Издательство ЛКИ, 2007. — 192 с.
  6. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.


Задать вопрос