Социокультурные и социально-экономические изменения в стране, интеграция России в мировое и европейское социально-культурное и образовательное пространство обусловили необходимость качественной подготовки будущих специалистов в сфере педагогического образования.
Обращения педагогической науки и практики к проблемам готовности специалиста осуществлять профессиональную деятельность связано с решением развития определенного профессионально значимого опыта, опыта общения, взаимопонимания, сотрудничества, диалога.
Реальность современного образования, декларирующего гуманитарную направленность, не всегда «лежит» в плоскости культурного, нравственного, личностного контекста и смысла, сохраняется разрыв образования и культуры, что приводит к потере ценностной ориентации и кризису духовной сферы личности. Профессиональное педагогическое образование как способ становления молодого человека в культуре призвано помогать не только освоению дидактически, преобразованного профессионального опыта и развитию индивидуальности на этой основе, но и сотворению образа в этом мире, способствующего сущностной самореализации еще в студенчестве.
Однако, ориентация на развитие студента как личности, как индивидуальности и как активного субъекта деятельности может быть реализована на основе построения соответствующей стратегии деятельности преподавателя, который будет создавать условия для самореализации собственного творческого потенциала и творческого потенциала своих подопечных (студентов) в системе взаимодействия.
Тем не менее, на сегодняшний день в педагогике проблема создания условий для творческой самореализации личности в образовательном процессе, их роль в становлении личности, оптимальной проявленности в качестве средства «самостроительства» и «взаимостроительства» остается нерешенной.
Особую актуальность приобретает данная проблема с учетом того, что при получении образования в вузе возможна не только подготовка к педагогической деятельности, но и продуктивное проживание отрезка студенческой жизни как таковой, поскольку опыт творческой самореализации этого периода времени задает траекторию будущих профессиональных и личностных проявлений учителя.
Концептуальные основания для ее исследования мы находим в трудах представителей философской науки — Л. И. Антроповой, Т. А. Ветошкиной, А. А. Идинова, А. В. Шинкина, изучающих источники, движущие силы, потребности личности в самореализации; исследованиях социологов — Р. А. Зобова, В. Н. Келасьева, В. Г. Харчева и других, раскрывающих факторы, пути, средства самореализации в различных социальных структурах; работах психологов — К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Л. И. Анциферовой, А. Н. Леонтьева, А. Л. Попова и др., рассматривающих самореализацию как потребность личности, как деятельность, как результат этой деятельности; в трудах педагогов — Е. И. Горячевой, Н. Б. Крыловой, А. В. Мудрика и др., анализирующих сущность, структуру профессиональной самореализации личности, факторы и условия, стимулирующие и сдерживающие этот процесс.
Исследование опирается также на закономерности творческого процесса в разнообразных видах деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л Рубинштейн, Б. М. Теплов, A. M. Теплов, A. M. Матюшкин, Ю. А. Самарин, Н. В. Кузьмина), разработки условий, при которых протекает творческий процесс (В. А. Моляко), последние разработки в области технологии обучения в высшей школе (В. П. Беспалько. А. А. Вербицкий, Г. И. Железовская, А. Я. Савельев, O. K. Чернилевский и др.).
Между тем практика показывает, что настоящая система обучения в вузе, прежде всего, направлена на формирование знаний, умений, навыков и подготовку молодых людей к предстоящей жизни, к будущей профессиональной деятельности. В исследованиях В. И. Андреева, В. В. Загвязинского, А. С. Косоговой, Ю. Н. Кулюткина, О. А. Лапиной, В. А. Сластенина, Г. С. Сухобской и др.обучение в вузе рассматривается как подготовка к профессиональной творческой самореализации, а не как осуществление этой самореализации уже в стенах университета.
Становление творческой самореализации является важным условием дальнейшего полноценного развития личности студента как человека и как профессионала. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию и самовоспитанию.
Развитие творческого потенциала будущих педагогов во многом определяется качеством общей, психолого-педагогической, предметной и методической подготовкой студента. На это «работает» и вся система условий учебно-воспитательной работы в вузе, поле внутривузовской этики, профессиональная культура, оптимальное построение образовательного процесса. Но развить творческий потенциал только в рамках аудиторной деятельности весьма непросто.
Опыт показывает, что внеаудиторная работа располагает большими возможностями для удовлетворения запросов и интересов каждого студента в полной мере, что нельзя полностью осуществить в рамках учебного процесса. [1]
Внеаудиторная деятельность способствует развитию и поддержанию устойчивого интереса обучающихся к своей будущей профессии, формированию их творческих способностей, она мобилизует внимание и память, развивает чувство ответственности, умение работать в команде и приучает к самостоятельности. Такая работа предлагает множество средств, которые позволяют сделать обучение интереснее, оживленнее и разнообразнее, помочь студентам преодолеть психологический барьер в общении, развить креативные способности, привить чувство прекрасного. Следует также подчеркнуть, что внеаудиторные мероприятия позволяют не только значительно повысить интеллектуальный и коммуникативный уровень студентов, но и решают специфичные для этой деятельности задачи, такие как:
1) организация свободного времени обучающихся с целью их общего развития, культурно-нравственного и эстетического воспитания;
2) раскрытие личных талантов (вокальных способностей, актерского мастерства и т. д.)
Вот почему актуализируется поиск форм и методов расширения возможностей творческого самопроявления студенческой молодежи и одним из средств чаще всего называется внеаудиторная работа, организующая свободное время студентов: профессионально направленные и творческие конкурсы, научные конференции, молодежные слеты, профессиональные отряды и т. д. Это определяет важность и актуальность вопросов, связанных с разработкой внеаудиторных мероприятий с целью формирования и развития творческих способностей студентов в вузах.
Особый интерес для нас представляют исследования Е. В. Мещеряковой, которая под внеаудиторной работой понимает совокупность преобразующих действий, совершаемых за пределами учебного процесса в непосредственной связи с ним. [2]
Так, Е. В. Мещерякова акцентирует внимание на принципах актуальности, активности, принципе сочетания массовых; групповых и индивидуальных форм работы, выделяет принцип бинарности, т. е. двоякой роли мероприятия (обучающей и формирующей). Важным принципом организации внеаудиторной работы является принцип коммуникативной активности (как составляющая принципа активности)
На основе анализа определений мы выделили критерии и показатели сформированности процесса внеаудиторной деятельности студентов, дающих качественную характеристику его состояния.
Критериями сформированности культуры процесса внеаудиторной деятельности являются:
- Когнитивный критерий, характеризуется обогащением личности новыми знаниями, развивает опыт взаимодействия студентов и педагогов, обогащает интеллектуальные умения и способности (критичность, самостоятельность, аналитичность мышления), удовлетворяет творческие, профессиональные интересы;
- Эмоционально-ценностный критерий включающий полноту индивидуальных ценностных представлений, понятий и отношений к внеаудиторной деятельности;
- Деятельностный критерий — характеризует поведенческие проявления студента, участие во внеаудиторной деятельности ВУЗа, помогает осмыслить собственную деятельность в настоящем и будущем, касаемо его профессии, и т. д.
- Коммуникативный критерий — расширяет сферу общения и связи с окружающим миром
Наилучший из критериев может быть сформирован на низком, среднем и высоком уровнях.
Для того, чтобы выявить на каком уровне сформированы те или иные критерии, мы провели анкету среди студентов Педагогического института:
1. Как вы относитесь к внеаудиторной деятельности?
2. Какие виды внеаудиторной деятельности вы посещаете?
3. Что дает как будущему педагогу внеаудиторная деятельность?
4. Что такое самореализация? (дать развернутый ответ)
5. Удается ли самореализоваться с помощью внеаудиторной деятельности?
Изучая сформированность процесса внеаудиторной деятельности студентов мы пришли к выводу, что у большей части студентов эти критерии сформированы на низком уровне.
Развивать творческую самореализацию будущего педагога необходимо и, как показала практика, это возможно сделать с помощью внеаудиторной деятельности. Очень важно искать различные формы внеаудиторной деятельности такие как экологический туризм, образовательные путешествия, актуальный театр, тренинги общения и личностного роста, социально — значимые коллективные творческие дела, также можно вовлекать студентов в волонтерские движения для духовно — нравственного развития и т. д.
Одним из наиболее эффективных методов в развитии творческой считаем систему творческих заданий во внеаудиторной деятельности. Поиск эффективных педагогических условий использования внеаудиторной деятельности в развитии творческой самореализации станет предметом нашего дальнейшего исследования.
Литература:
1. Крепкогорская Е. В. Национальные особенности фразеологических единиц с компонентом фитонимом в английском и русском языках [Текст] / Е. В. Крепкогорская // Гуманитарные научные исследования. — Март 2013. — № 3
2. Мещерякова Е. В. Внеаудиторная работа в педвузе как фактор подготовки будущих учителей к проведению внеклассной работы со школьниками [Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук./ Е. В. Мещерякова. — Волгоград, 1994. — 20 с.