Учебно-исследовательская деятельность студентов как условие становления субъектности будущего учителя | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, январь 2014)

Дата публикации: 09.01.2014

Статья просмотрена: 1465 раз

Библиографическое описание:

Алексеев, А. Я. Учебно-исследовательская деятельность студентов как условие становления субъектности будущего учителя / А. Я. Алексеев. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 131-132. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4827/ (дата обращения: 15.11.2024).

В современном обществе растет спрос на инициативного и творческого педагога, способного к самостоятельному построению собственной профессиональной деятельности на всех ее этапах (от целеполагания, выбора путей реализации и осуществления задуманного до осмысления достигнутого и коррекции деятельности в случае необходимости). Перед системой профессионального педагогического образования стоит задача максимального раскрытия и развития активного, преобразовательного творческого потенциала каждого студента, его качеств как личности, субъекта деятельности, индивидуальности.

В нашем исследовании создания условий для формирования субъектности будущего учителя мы опираемся на концепцию субъектности, разработанную Е. Н. Волковой, которая трактует субъектность через отношение человека к себе как к деятелю, через принятие того, что субъектность предполагает такое отношение не только к себе, но и к другим людям, особенно к своим ученикам [6, с.3].

Восприятие и понимание себя деятелем собственной жизни, определяющим свои условия существования и развития невозможно без проявления творчества как высшего проявления субъектности. Алексеев Н. Г., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. пишут, что исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения [4, с. 108].

Для студента педагогического колледжа исследование есть деятельность, претендующая на профессиональную компетентность, позволяющую ему самореализоваться на высококонкурентном образовательном рынке в изменяющихся условиях модернизации образования.

Как известно, выделяют научно-исследовательскую и учебно-исследовательскую деятельность студентов. Последняя является одной из важнейших форм учебного процесса.

Учебно-исследовательская деятельность — особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. В Златоустовском педагогическом колледже приобщение студентов к научному исследованию осуществляется на всём протяжении обучения.

Студенты первых и вторых курсов включаются в научную деятельность через знакомство с методами учебного исследования, подготовку сообщений и докладов, индивидуальные предметные задания, проектную деятельность, написание рефератов, введение элементов творческого поиска при выполнении лабораторных и практических работ в рамках учебных дисциплин общепрофессионального цикла.

Согласно Федеральным государственным стандартам выполнение курсовой работы студентов ведётся на третьих и четвёртых курсах и рассматривается как вид учебной работы по дисциплинам профессионального цикла или профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла, с целью:

-          систематизации и закреплением полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным дисциплинам, междисциплинарным курсам профессиональных модулей;

-          углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

-          формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;

-          формированием умений использовать справочную, нормативную, методическую и правовую документацию;

-          развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

-          подготовки к итоговой государственной аттестации выпускника.

Вершиной учебно-исследовательской деятельности студента в системе среднего профессионального образования является выполнение выпускной квалификационной работы. Согласно ФГОС нового поколения ВКР — это самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, выполненная им на выпускном курсе, оформленная с соблюдением необходимых требований и представленная по окончании обучения к защите перед государственной аттестационной комиссией.

Учебно-исследовательская деятельность с использованием системного, компетентностного подходов является основой для формирования субъектности будущего учителя, которая в Златоустовском педагогического колледжа ведётся в рамках экспериментальной деятельности.

Основой для формирования субъектности студентов колледжа стала деятельность педагогического коллектива по направлениям экспериментальной площадки: внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс колледжа, разработка, внедрение и сопровождение индивидуальной траектории личностного и профессионального роста студентов. Концептуально работа по данным направлениям в долгосрочной перспективе опирается на модель выпускника, которая разработана на основе стратегической карты компетенций Златоустовского педагогического колледжа.Стратегическая карта компетенций представляет собой развёрнутый перечень общих компетенций что позволяет выстраивать стратегию развития Златоустовского педагогического колледжа, максимально задействовать интеллектуальный и творческий потенциал студентов и преподавателей.

Формирование субъектности будущего учителя посредством учебно-исследовательской деятельности можно наглядно продемонстрировать через отдельные профили общих компетенций стратегической карты, в частности, через профили ОК 4. «Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста». Профиль «умение критически оценивать и эффективно отбирать информацию из различных информационных источников в соответствии с поставленными задачами профессионального и личностного развития личности» формируется практически на всех этапах учебного исследования. Поскольку именно критическая оценка информации с точки зрения объективности относительно объекта и предмета исследования приводит к верному определению методологического аппарата, формированию содержательного компонента исследования, логичному окончанию работы. «Умение превращать информацию в знания, эффективно хранить, преобразовывать, применять полученные знания» формируется на различных этапах исследования и характеризует манипулятивные составляющие со знанием. Профиль «способность к поддержанию широких, активных и разнообразных творческих контактов по вопросам научной, профессиональной и педагогической деятельности» раскрывает экстравертированную направленность научного знания, исследования и мотивирует студентов на общение.

Посредством курсового проектирования студенты колледжа формируют такие профили компетенций, как: «способность планировать (исследовать, проектировать, моделировать, прогнозировать) конкретную профессиональную деятельность», «умение гибко и эффективно перестраивать методы решения профессиональных задач в соответствии с предполагаемым конечным результатом» — ОК 2; «готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели» — ОК 3; «умение вести дискуссию, склонять людей к своей точке зрения»- ОК 6 [7, 3].

Через выполнение и защиту выпускной квалификационной работы происходит формирование «умения чётко, ясно, творчески формулировать цели, задачи и основные направления предстоящей работы» — ОК7; «интернальность (видение в самом себе причин удач-неудач)», «владение технологиями самоменеджмента» — ОК 8 и т. д. [7, 3].

Направленная учебно-исследовательская деятельность студентов создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, способствует формированию субъектности выпускника Златоустовского педагогического колледжа — будущего учителя.

Литература:

1.                  Карасева Ирина Викторовна. Диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование учебно-исследовательской деятельности студентов на основе системного подхода/ [Текст]. 4.05. 2007.

2.                  Нехорошкова С. И. Учебно-исследовательская работа в среднем специальном учебном заведении: методическое пособие/С. И. Нехорошкова, А. С. Ватушкин. И. Ю. Матчина.-Архангельск: ГОУ СПО «Архангельский лесотехнический колледж Императора Петра I», 2006.-4 9с.

3.                  Компетентностный подход в МГИМО: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://inno.mgimo.ru/

4.                  Леонтович А. В. Исследовательская деятельности учащихся (сборник статей) [Текст]/ А. В. Леонтович. — М.: МГДД (Ю)Т, 2003. — 110 с.

5.                  Попов В. В. Программирование учебно-исследовательской деятельности студентов на основе элементов системного подхода. [Текст]. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2003 г.

6.                  Приказ Министерства образования и науки № 01/733 от 11.03.2013 г.

7.                  Стратегическая карта компетенций ГБОУ СПО (ССУЗ) «Златоустовский педагогический колледж».

Основные термины (генерируются автоматически): будущий учитель, Златоустовский педагогический колледж, ОКА, учебно-исследовательская деятельность, выпускная квалификационная работа, интеллектуально-творческая деятельность, исследовательское поведение, особый вид, педагогический колледж, поисковая активность.

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Исследовательская работа обучающихся как фактор их мотивации к учебному предмету

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Самообразовательная компетенция как фактор формирования будущих бакалавров-педагогов в образовательном процессе вуза

Психолого-педагогическая компетентность учителя начальных классов как необходимое условие духовно-нравственного воспитания младших школьников

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект системного анализа

Требования к личности педагога-наставника в процессе духовно-просвещенческого воспитания студентов

Организация проектно-исследовательской деятельности на занятиях как одно из условий самореализации и формирования ключевых компетенций обучающихся

Самостоятельная деятельность студентов как условие формирования их готовности к будущей профессиональной деятельности

Культура как условие и результат формирования учебной и практической деятельности студента

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Исследовательская работа обучающихся как фактор их мотивации к учебному предмету

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Самообразовательная компетенция как фактор формирования будущих бакалавров-педагогов в образовательном процессе вуза

Психолого-педагогическая компетентность учителя начальных классов как необходимое условие духовно-нравственного воспитания младших школьников

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект системного анализа

Требования к личности педагога-наставника в процессе духовно-просвещенческого воспитания студентов

Организация проектно-исследовательской деятельности на занятиях как одно из условий самореализации и формирования ключевых компетенций обучающихся

Самостоятельная деятельность студентов как условие формирования их готовности к будущей профессиональной деятельности

Культура как условие и результат формирования учебной и практической деятельности студента