Только то обучение является хорошим, которое забегает вперёд развития.
Л. С. Выготский
Одной из важнейших целей современного образования является формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, направлены на обеспечение высоких результатов учебно-познавательной деятельности студентов, на формирование их профессиональных базовых компетенций, общечеловеческих ценностей, развитие человека как личности.
Сегодня преподаватель приобретает иные роль и функции в учебном процессе. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому студенту систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен преподаватель при активном участии своих студентов.
Основная цель моей педагогической деятельности — воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у студентов умение и желание самосовершенствования и самообразования.
Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку обучаемых; через привлечение студентов к исследовательской работе, к участию в различного рода конкурсах и олимпиадах.
Моя профессиональная деятельность напрямую согласуется с направлениями деятельности нашего образовательного учреждения.
Для достижения конкретного результата я ставлю перед собой следующие педагогические задачи:
- Совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности;
- Использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии
- Вовлекать каждого студента в активный познавательных процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности
- Создать условия для интенсивного речевого развития студентов в процессе изучения русского языка и литературы
- Раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого обучаемого, дать возможность проявить себя
- Привить навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов
- Формировать устойчивый интерес к изучаемой дисциплине через аудиторную и внеаудиторную деятельность.
Отсюда, тема моего самообразования — «Нетрадиционные формы и методы (метод проекта) проведения учебных занятий», она базируется на методической теме нашего учебного заведения: «Развитие инновационной деятельности техникума, направленной на создание условий для повышения профессиональных компетенций преподавателей».
«Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребенку учиться» [2, с.12] Это задача личностно-ориентированной педагогики, где ценят не только результат, но и сам процесс учения. Это возможно в рамках учебного проекта, где большая роль отводится самостоятельной работе учащихся.
Проектное обучение — это «путь замысла или способ планирования». Поэтому преподавателю важно развить способности студента к целеполаганию и планированию.
Необходимо также создать условия для составления плана и помочь студенту в его реализации, учитывая действия, методы, способы и результаты. И в конечном итоге преподаватель должен в студенте развитать способности и умения анализировать и объективно оценивать результат.
Актуальность представленного опыта обусловлена тем, что организация исследовательской деятельность при изучении русского языка и литературы способствует формированию ключевых компетенций студента.
Теоретико-методологической основой решения вышеуказанных задач являются философские положения об общей связи, взаимосвязи и целостности явлений процессов в действительности, про природу и функции исследовательский умений и навыков (А.Арнольдов, К. Абульханова-Славская); основы общей теории деятельности (Л.Выготский, А.Леонтьев, С. Рубинштейн); идеи гуманистической педагогики (П.Блонский, В.Сухомлинский, А.Ухтомский); положение об учебной деятельности учащихся (П.Гальперина, В.Давыдова, Л. Занкова); теория компетентности (И. Ермакова, В. Краевского, А. Хуторского).
На основе системного анализа научных источников по проблеме была определена гипотеза: формирование ключевых компетенций студентов в процессе изучения русского языка и литературы успешно осуществляется при условии организации учебного взаимодействия на основе проектно-исследовательской технологии, что ставит своей целью содействие развитию творческого потенциала, интеллектуальных способностей и исследовательских умений, способствует творческой самореализации, содействует перенесению полученных знаний в различные сферы познавательной и практической деятельности.
Инновационное значение опыта состоит в системном подходе к организации преподавателем исследовательской деятельности.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности студентов на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Для того, чтобы студент воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для обучающегося, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения и приобрести новые, получив реальный и ощутимый результат.
Главная идея опыта — разработка инновационной модели организации деятельности в процессе изучения русского языка и литературы в учебном заведении на основе анализа достижений современной психологии и педагогики, а также личных наработок.
Основными составными технологии являются:
- развитие умений и навыков поисково-исследовательской деятельности на занятии и во внеурочной деятельности;
- организация научно-исследовательской деятельности студентов;
- привлечение обучающихся к активной проектной деятельности по решению социально значимых проблем жизни общества.
Высшей формой исследовательской работы является творческая (научная, проектная), которая осуществляется студентами 1–3 курсов. Задача преподавателя в этот период подготовить подростков к самообразованию, научить самостоятельно получать информацию, решать проблемные вопросы, направлять полученные результаты на практическое решение проблем; развивать коммуникативные способности. Осуществить это можно в системе: урок, домашнее задание, внеаудиторная и самообразовательная работа, при которой поисково-исследовательская деятельность постепенно превращается в научно- исследовательскую.
Например, проект «Письма с фронта — Великая Отечественная война в истории моей семьи», одним из направлений которого был сбор информации о событиях ВОВ и запись воспоминаний.
Опыт показывает, что в процессе организации НИД необходимо придерживаться правил:
- содержание исследования обязательно должно быть единым с обучающей целью, требованиями программы, общими требованиями общества.
Работа над выполнением проекта учит видеть проблемы, исследовать и определять свое отношение к ним, мотивировать деятельность, устанавливать соответствующие контакты, работать в группе, вырабатывать совместные направления и принципы деятельности, и реализовывать их на практике, презентовать результаты и оценивать их.
Самым главным при этом является то, что учащиеся практическими действиями фактически решают проблему, преподаватель же берет на себя функции менеджера, тьютора, который не угнетает своим авторитетом, а организует, моделирует, координирует и направляет работу.
На протяжении 2011–2014 гг. были выполнены проекты, разные по тематике и направлениям:
- «Ранние браки — за и против»;
- «Душа обязана трудиться» (по творчеству Юлии Друниной)
- Творческая работа «История любви в стихах А. Пушкина «Талисман» и «Сожженное письмо»
- «Ну что тебе сказать про Сахалин?»
- «Мысль семейная» в романе Толстого «Война и мир».
- «Огонь родного очага» по роману Шолохова «Тихий Дон» и др.
Повышение общей языковой культуры, углубление и расширение знаний, получаемых на занятиях, развитие творческих способностей обучающихся, самовыражение, самореализация творческого воображения, навыков коллективной творческой деятельности, ответственного отношения к результатам своей работы и работы коллектива, выявление одарённых студентов– вот далеко не полный перечень задач, которые решаю во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе.
Учебно-исследовательская и творческая деятельность — это процесс совместной работы обучающегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, систематизации новых знаний. В целях создания условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых студентов и реализации их потенциальных возможностей, провожу работу, основанную на принципах развивающего и воспитывающего обучения, индивидуализации и дифференциации обучения, учёта возрастных возможностей, при подготовке к таким мероприятиям, как:
- декада русского языка и литературы;
- предметные олимпиады;
- научно-практические конференции;
- конкурсы сочинений, чтецов;
- интеллектуальный марафон.
Нетрадиционные формы проведения занятия стимулируют деятельность студентов, поэтому использую уроки-лекции, семинары, путешествия, диспуты, соревнования, проблемные, интегрированные уроки.
На занятиях стараюсь создавать условия для индивидуального творчества студента, полагая, что состояние вдохновения, творческого порыва стимулирует его познавательный интерес как основу главной его потребности в процессе обучения. В последнее время возрастает доля занятий с применением ИКТ.
Все это позволяет не только развивать, но и совершенствовать творческий потенциал каждого студента, прививать любовь и интерес к родному языку и литературе.
Спецификой в изучении гуманитарных дисциплин является развитие творческих способностей студентов, чтобы у них проснулось желание и способность творить, необходим ряд условий, которые строятся на сотрудничестве студентов и преподавателя на занятии и вне его:
- атмосфера доверия, открытости, доброжелательности;
- наличие в духовном мире студента ярких, интересных впечатлений;
- сохранение индивидуальности, особенности, стилистической окрашенности речевого запаса и развитие его;
- прочтение, осмысление, переживание образов классической русской литературы;
- востребованность активности студента, его индивидуальной точки зрения, оценки, мнения;
- поиск с помощью индивидуального творческого труда лучшего в человеке, его духовных ценностей.
На основе такого взаимодействия удается заинтересовать студентов, вовлечь в активную познавательную и исследовательскую деятельность в области гуманитарных дисциплин, хотя в профессиональном учебном заведении это довольно сложно. У большинства студентов отсутствует мотивация к изучению предметов гуманитарного цикла.
В связи с этим считаю наиболее целесообразным использовать метод проектной деятельности. Метод проектов позволяет овладеть коммуникативной способностью, защищать свою точку зрения, составлять план, владеть аудиторией — все перечисленные навыки могут быть полезными и при изучении других дисциплин.
Использование всех вышеназванных приемов, методов и технологий позволило добиться положительной динамики успеваемости студентов по дисциплинам. Это подтверждается мониторингом качества образования, который проводится через разнообразные формы контроля и оценки знаний: тестирование в электронной форме, срез знаний, самостоятельные, творческие и контрольные работы.
Таким образом, наблюдаются стабильные результаты освоения студентами образовательных программ по дисциплинам «Русский язык» и «Литература», показатели динамики их достижений составляют общую успеваемость: 98–100 %, качественную 46- 52 %, средний балл- 3,5.
Для поддержания такой результативности у студентов, особенно на первых курсах, приходится общаться с родителями. С ними веду беседы на родительских собраниях и в частном порядке через классных руководителей и учебную часть. В беседах не делаю упор на отрицательные качества учащихся, а в деликатной форме прошу обратить внимание на конкретные недостатки, приобщаю родителей к воспитанию в студентах ответственного отношения к учебе, развитию осознанной потребности в изучении русского языка и литературы. Довожу до сведения родителей требования, предъявляемые мной к обучающимся.
На достигнутом никогда не останавливаюсь. Повышаю свое профессиональное мастерство через участие в семинарах и конференциях различного уровня, заседаниях цикловых комиссий, на курсах повышения квалификации, посещаю занятия у коллег.
Составляю поурочное планирование, рабочие программы по дисциплинам в соответствии со стандартом образования, совершенствую формы и методы проведения занятий. Постоянно слежу за новинками методической и специализированной литературы, в том числе регулярно изучаю журналы «Литература в школе», «Русский язык в школе», «СПО», «Специалист» и др.
В процессе моей педагогической деятельности столкнулась с такими трудностями:
1. Низкий уровень подготовки абитуриентов по русскому языку и литературе.
2. Отсутствие познавательного интереса к дисциплинам гуманитарного цикла.
3. Увеличение контингента студентов со слабыми интеллектуальными возможностями.
4. Отсутствие у студентов навыков самостоятельной работы, самоконтроля, самодисциплины.
Для преодоления трудностей планирую:
1. Формировать у студентов системные знания и применять их в творческих заданиях, что позволит поднять качество обучения.
2. Совершенствовать педагогическое мастерство через самообразование, продолжать освоение перспективных педагогических технологий, сочетающих в себе разнообразные подходы к творческой деятельности студентов.
Литература:
1. Горбунова Н. В., Кочкина Л. В. Методика организации работы над проектом. Материал подготовлен на основе анализа педагогической литературы и зарубежного опыта, представленного в сети Интернет. //Образование в современной школе. — 2009 — № 4 — с.21–25.
2. Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения. //Директор школы. — 2005. — № 6
3. Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования.// Народное образование. — 2005. — № 2 — с.113–121
4. Методика мозгового штурма// Интернет… Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе управления и организации учебного процесса. М.: 2011
5. Мурашковска И. Н. Неделя проектов.//Директор школы — 2005. — № 3 — с 184–188.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М. — Academa. — 2003
7. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы.// Методический вестник. — Опыт учителей школ г.Чайковского. — 2012 — № 4 — с.21–28.
8. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов.// Директор школы. -2008. — № 3.